Выводы по первой главе. Глава II. Опытно-практическая работа по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Выводы по первой главе В процессе работы над теоретической частью были выявлены основы воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, была изучена психолого-педагогическая литература и методическая литература по проблеме использования сюжетно-ролевых игр в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Самостоятельность является одним из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Глава II. Опытно-практическая работа по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 2. 1. Цель и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
На основе теоретической части по воспитанию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре с целью реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа. Цель опытно-практической работы: выявить эффективность использования сюжетно-ролевых игр в воспитании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи опытно-практической работы: 1. Провести первичную диагностику и определить уровень сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. 2. Разработать и апробировать серию сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование и воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. 3. Провести повторную диагностику и проанализировать полученные результаты работы по проблеме исследования. Опытно-практическая база: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан. Материальная и методическая база детского сада находиться в хорошем состоянии. Оснащение групп соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В группе создана разнообразная и насыщенная развивающая предметно-пространственная среда для проведения сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста. Всю координирующую и направляющую работу детского сада осуществляет заведующий – Власова Ольга Геннадьевна. В старшей группе № 5 воспитателями работают Бердина Ольга Валентиновна, Михайлова Лиля Фаритовна и помощником воспитателя Лаврова Ольга Николаевна. Детский сад работает по примерной основной образовательной программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В исследовании участвовали 26 детей старшей группы. На первоначальном этапе, были взяты следующие критерии: особенности поведения детей в игре (внимательно слушает или отвлекается), особенности процесса выполнения задания (степень самостоятельности в использовании умений, степень активности и устойчивости отношения, реакция на не удачу или затруднения), творческие проявления детей в игре (самостоятельная творческая деятельность, положительное самоощущение) Для первичной диагностики использовалась методика Н. Ф. Комаровой по выявлению уровня развития самостоятельности в игре (см. Приложение1) Методика проводится в экспериментальной и контрольной группах в течение месяца. Цель диагностики: выявить уровень сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня сформированности самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики: 1. Выполнение поставленной задачи при отсутствии контроля со стороны взрослого: 1) ребенку постоянно требуется помощь взрослого 2) иногда прибегает к помощи взрослого 3) не прибегает к помощи взрослого, старается выполнить задание сам вне зависимости от его сложности 2. Осознанность последовательности и целей выполняемой деятельности: 1) не осознает, что и зачем делает 2) осознает, что должен получить в результате, но не понимает последовательности выполнения работы. 3) последовательно и правильно выполняет поставленную задачу 3. Осуществление самоконтроля при совершении деятельности: 1) низкий уровень самоконтроля 2) средний уровень самоконтроля 3) высокий уровень самоконтроля 4. Ответственность за осуществляемую деятельность: 1) безответственно относится к поставленной задаче 2) ответственно относится к поставленной задаче Обработка результатов наблюдения осуществляется по следующим показателям: § 10-11 баллов – высокий уровень самостоятельности; § 7-9 баллов – средний уровень самостоятельности; § 4-6 баллов – низкий уровень самостоятельности. 1) Ребенку в беседе предлагают для решения, следующие ситуации:
§Ты пришел с прогулки раньше других, расскажи, что ты будешь делать? §Тихий час, скоро придет твоя мама, воспитатель поднимает тебя раньше остальных, что ты будешь делать? §Было рисование, ты испачкал руки краской, что ты будешь делать? §Воспитатель попросил тебя дежурить по столовой (накрывать стол к обеду) что ты будешь делать? А после того как закончиться обед? §Воспитатель предложила поиграть, что ты будешь делать? §Воспитатель сказала, что ты можешь делать что хочешь, расскажи, что ты будешь делать? действий, подбор материалов и оборудования или адекватное использование данных материалов, обращение за помощью к взрослому, вербализация последовательности действий. Анализ результатов осуществляется следующим образом: §3 балла – все рассматриваемые компоненты в деятельности ребенка присутствуют: он ставит цель, его действия последовательны, им адекватно используются предложенные материалы, помощь взрослого не требуется, задание выполняется в полном объеме; §1 балл – ребенок неправильно раскладывает картинки, не может обосновать свои действия, эмоциональные проявления не выражены. §2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. §3 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны. В результате проведения данных методик можно выявить следующее: 1) в каких видах деятельности ребенка проявляет самостоятельность больше, в каких меньше, где совсем не проявляет; 2) какие субъектно-личностные качества развиты у ребенка в большей степени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|