Раннее средневековье. Апологетика и патристика
Христианство стало распространяться в пределах Римской империи, античная философия подверглась переработке. Осуществляя работу по осмыслению текстов Ветхого и Нового Заветов апологеты христианства заложили основы средневековой философии. В основание были заложены евангельская и апостольская идеология в синтезе с греческой рационалистической философией: античный мир создал систему неоплатонизма, которая сформировала универсальную картину мира; христианская воспользовалась результатами этой деятельности. Отцы церкви не тронули многие концептуальные допущения античной философии, нормы познавательного отношения к миру, понятия знания и ценностной окраски познавательной деятельности. Не только теология влияла на средневековую философию, но и философия определила специфику религии. Религиозное и светское, мистическое и рациональное, иерархически организованное философское знание средних веков может быть разделено на несколько периодов: апологетика, патристика, схоластика. Патристика условно делится на восточную и западную; в схоластической философии выделяют ранний (11—12 вв.) и поздний (13—14 вв.) периоды; можно выделить рационалистическое и мистическое направл. Апологетика. В конце II и в III веке образованные христиане стали выступать в защиту христианства, используя греческую философию и приемы убеждения, которые были выработаны за века античной философии; применялась аллегория и логические доказательства, чтобы показать глубину и величие христианства. Выдающимися трудами были апологии Иустина (Юстина), Татиана, первых христианских философов Климента Александрийского, Тертуллиана и Оригена. Их работы называют доникейской теологией, потому что они писались до Никейского собора 325 года, на котором был принят символ веры, основа победившего христианства. Задача апологетов заключалась в том, чтобы показать нехристианскому миру, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что лучшие умы из философов античности (Сократ, Платон) предвосхитили идеи Христа, что христианская теология и есть единственная философия, несущая людям единую для всех истину.
«верю, потому что нелепо» - Это был Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (160—220). Он представлял латинскую апологетику. Труды Тертуллиана - «Апологетик», «О душе», «О плоти Христа», «Против Маркиона». Идеи триединства Бога, о различии римской и греческой христианской церкви, Тертуллиан стал главным теоретиком христианства в области разграничения веры и разума. Иисус проповедовал в Иерусалиме, этот город стал для Тертуллиана символом веры. «Что общего у Афин и Иерусалима, у Академии и церкви?» Этот вопрос-восклицание Тертуллиана положил начало контраверзе знания и веры, которая существовала вплоть до сформированной У. Оккамом в XIV веке теории двойственной истины, примирившей на время чувства и разум, пока наукой Нового времени не было произнесено «ничего из слов», выражающее необходимость утверждения истины через эксперимент. Разум должен остановиться перед верой, которая принимает то, что не может принимать разум. «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий, — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и погребенный, воскрес — это несомненно, ибо невозможно». Ему принадлежит нововведение в латинском языке: слово личность. Большинство работ посвящено практической этике, в основании - свобода и первородный грех. Определял природу человека как свободу выбирать между добром и злом, что и приводит к первородному греху. Но это дает возможность ввести в общество право, которое имеет смысл только ели есть свобода.
Патристика. Начнем с греческой (восточной) патристики. Приоритет в формулировании догматов христианства - триединства божества, боговоплощения и спасения. В борьбе с ересями стяжал славу отец церкви Афанасий Александрийский (Великий). Отец церкви-святость жизни, ортодоксальность учения и признание церковью. Существенное качество- одинаковость, единодушие взглядов с другими отцами. Занимался обоснованием второй ипостаси Бога Сына — Логоса. Лица Троицы (ипостаси) не соподчинены, а единосущны. Знамениты в греческой патристике Каппадокийцы (область в Малой Азии, где жили): Василий Кесарийский (Великий), Григорий Нисский и Григорий Назианзин (Богослов). «Шестоднев» Василия Великого, «Большая огласительная речь» Григория Нисского. Догмат Троицы: Бог триипостасен (имеет три лица): его первое лицо Бог-Отец — безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын, слово-логос этого безмолвного бытия —Иисус Христос; Дух Святой — животворение, начало всего живого. Обоснование принципов добра, милосердия, справедливости, сострадания, сопереживания, на которых формировались идеалы западноевропейской цивилизации. Апологеты и патристика сталкивались с противоречиями. Отцы церкви полагались на веру, проявляя смирение перед Богом-абсолютом, с другой — они испытывали потребность познать творца, раскрыть его замысел, понять его мудрость, понять во что человек верит. Появляется апофатическая (отрицательная) теология. «Ареопагитики» (произведение патристики) содержали парадоксы, проникнуты благоговением. Автор говорит о путях богопознания и для определения Бога прибегает к катафатической (положительной) теологии, давая ему имена: Свет, Благо, Любовь, Красота, Истина. Но Бог сверхприроден, поэтому к нему подходят атрибуты в превосходной степени Сверхблаго, Сверхлюбовь, Сверхкрасота. Но эти атрибуты «через превосходство выражают отрицание», и таким образом положительная теология переходит в отрицательную (апофатическую). Латинская (западная) патристика. «учитель Запада» Аврелий Августин, епископа Гиппонийского (354—430 гг.). «Исповедь», «О граде Божьем». Бог как Дух, творя мир из ничего, руководствовался совершенными идеями-образами, которые содержались в его уме. Подчеркивал вечность и неизменность идей. Время возникло с момента творения мира, до этого не существовало. Привычка людей мыслить в прошедшем происходит вследствие их памяти, а мысль о будущем — результат способности надеяться. Но существует только настоящее, оно помогает осмысливать нашу память (прошлое), нашу надежду (будущее).
Идеи Бога не подвержены времени, вечны, сущность человека - вечно стремиться к ним, ведь человек несет в себе замысел Творца. А зло - от выбора человека. Не выбирая добро, он совершает зло, ибо зло — это отсутствие добра. Зло относительно, добро в мыслях Бога и в человеке— абсолютно. Августин оправдал Бога за зло, творимое в мире, за счет человека, наделенного волей и свободой волеизъявления. Движение от эгоистической любви к себе (град земной), к бескорыстной любви к Богу (град Божий). Августин заставил европейское сознание мыслить в категориях морального прогресса, в основе - христианский оптимизм. Манлий Северин Боэций (480—524). Не принадлежал к отцам церкви, но тяготел к патристике. «Последний римлянин». «Утешение философией». Философия, добываемая естественным, длинным путем усилий человеческого разума. Классификация свободных искусств, два раздела. В первом разделе изучать грамматику, риторику и диалектику —гуманитарные дисциплины, «трехпутье». Второй раздел - пути овладения знаниями о природе: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|