Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры




 

Общественная природа сознания. Информационное взаимодействие возникает у живых организмов, способных к самосохранению и самовоспроизводству. Применительно к сознанию - той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Осуществляя практически-преобразовательную деятельность, человек создает "неорганическое тело", "вторую природу", орудия и средства производства, среду обитания, строит формы общения и социальной организации, созидает культуру. Опыт созидания составляет содержание характерных для общественно развитого человека форм регуляции взаимоотношений с миром, которые образуют человеческое сознание.

Возникновение сознания связано с формированием культуры, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов деятельности. Поскольку навыки, способы, нормы человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной деятельности людей, постольку закрепляющие формы сознания всегда носят социальный характер, возникают как "коллективные представления"(термин Э. Дюркгейма) - должны быть освоены отдельными индивидами в процессе их воспитания, приобщения к достигнутому их обществом типу и уровню культуры. Сознание существуетв двух формах (ипостасях). Во-первых, оно предполагает наличие "коллективных представлений", фиксирующих накопленный опыт культуры и образующих содержание социокультурных систем, как мировоззрение, идеология, мораль, наука, искусство, которые именуются системами общественного сознания. Во-вторых, содержание "коллективных представлений" этих систем должно быть сделано достоянием внутреннего мира реальных конкретных людей, усвоено ими, стать субъективной реальностью их мироотношения.

Без заданности "коллективных представлений" невозможно развитие сознания на индивидуальном уровне, а без выхода на уровень реального мироотношения конкретных людей невозможна передача и творческое развитие сознания социокультурного опыта.

Не в пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности.

Сознание выступает, как условие программирования специфически человеческой коллективной совместной деятельности по созиданию и развитию форм культуры, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая схемы, "матрицы" воспроизводства накопленного человечеством опыта.

К проблемной ситуации человек подходит, ориентируясь на определенные нормы сознания, в которых отражен опыт культуры - производственный, познавательный, нравственный, опыт общения и т.п.

Взгляд сознания на мир - это всегда взгляд с позиций данного мира культуры и опыта деятельности.

Выступая в качестве компоненты индивидуальной психики человека, сознание - и в этом качестве оно становится преимущественно предметом психологии - оказывается связанным прежде всего с возможностями контроля и управления личностью своим поведением, способностями самоотчета, артикуляции идеального плана и предпосылок своей деятельности, превращения тем самым своего отношения к миру, в том числе и к своему собственному внутреннему миру, в предмет работы рефлексии.

Сознание и язык. Содержание сознания, вырабатываемое в процессе совместной деятельности людей и выражающее их социокультурный опыт, должно быть проявлено в предметно-вещественной форме, существующей независимо от отдельных индивидов. Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы освоения мира неразрывно связано с развитием разговорного языка как носителя, воплощения норм сознания. Только будучи выражено в языке, коллективно вырабатываемое сознание выступает как социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком содержание коллективных представлений сознания может быть выражено в материальных явлениях которые приобретают знаковую функцию. Материальное явление становится знаком в том случае, если становится носителем социокультурной информации. Таковы знаковые системы естественного (разговорного или письменного) языка, искусственных языков науки, знаковые системы в искусстве, мифологии, религии.

Символы связаны с образом, что отличает их от абстрактных идей, теоретических понятий. Важную роль играли символы в возникновении культуры. Вся мифология пронизана символами. Без символизма нельзя представить себе искусство, теоретическое сознание, наука, связано с символизмом. Мобилизующая роль символов в общественных движениях, в государственном строительстве (символика знамен, флагов, гербов, эмблем в которой, проглядывает глубинное смысловое содержание).

Сознание возникает в практической деятельности людей как необходимое условие организации и воспроизводства.

Самосознание. Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя активной позиции по отношению к миру. Это выделение, оценка своих возможностей, образуют разные формы специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием.

Структура и формы самосознания. Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой формой, которую называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей.

Следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания Я как совершенно особого образования, похожего на Я других людей и вместе с тем уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку.

Самосознание - это всегда самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом Я, вынесение некоторой самооценки и возникновение чувства удовлетворения или же недовольства собой.

Самосознание - очевидное свойство каждого человека, факт его существования не может вызвать никаких сомнений. Декарт, самосознание - это как раз единственное, в чем никак нельзя усомниться. Если я вижу какой-то предмет, то он может оказаться моей иллюзией или галлюцинацией. Однако я никоим образом не могу сомневаться в том, что существую и существует процесс моего восприятия (пусть даже это будет галлюцинация) (пример с зеркалом и самосознанием).

Предметность и рефлексивность самосознания. Самосознание существует в разной степени проявленности и развернутости. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его "фокусе", а как бы на его "периферии". Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы "неявным" образом (касание предмета рукой, палкой).

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии - это не просто осознание того, что есть в человеке, а изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы "обосновать" себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

Самосознание возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и связано с отношением к себе с "точки зрения другого", оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе жизни человека в системе межчеловеческих отношений.

Место сознания в структуре бытия не может быть преуменьшено. Его следует понимать как нечто работающее, соучастное бытию, существенное для жизни, а не существующее вне и над жизнью. Сознание проявляет себя не только в отношении к действительности. Оно есть и отношение в действительности, то есть оно есть и реальное дело.

Действенное и действующее сознание является очень важным положительным фактором развития общества. В основе сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.

Ряд способов расширения и развития сознания. К их числу относятся не только различные формы предметно-практической, коммуникативной, учебной и воспитательной деятельности, но и рефлексия, самосознание, самооценка, самоактуализация личности. Сознание нельзя полностью свести к миру идей, понятий, значений, научных знаний; к миру человеческих ценностей, эмоций и смыслов; к миру образов, представлений, воображения, культурных символов и знаков. Сознание рождается и присутствует в этих мирах. Оно может метаться между ними; сравнивать, оценивать, судить их. Может судить и самое себя. В этом случае сознание будет обладать не только рефлексивными, но и бытийными чертами. Оно сможет осторожно, но решительно вмешиваться в бытие, преодолевать слепые или бессознательные устремления науки и техники, породившие огромное число глобальных проблем современности. Для их решения человечеству нужно планетарное, вселенское, или же культурное сознание. Исследование и формирование такого сознания - это вызов со стороны культуры современной науке и образованию. В поисках такого сознания философия и наука должны обратиться к культуре, мифу, религии, политике и к своей собственной истории, где возникали представления о власти Разума.

 

42) Социально-философские идеи Возрождения - Макиавелли, Боден, Гроций, Мор, Компанелла, Мюнцер.

 

О естественном характере человека, его земных интересах и потребностях.

 

Никколо Макиавелли (1469–1527) «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь» («Монарх»). Интереса к философии и религии Макиавелли не испытывал, но он вынужден был обращаться к вопросам философии и религии. Свое отношение к Богу он сформулировал следующим образом: Бог есть не тот Бог, Которого в виде некоего высшего существа представляют себе христиане, а некоторая фортуна, судьба, направляющая мир в соответствии со своими законами. Как у мира вещественного есть свои законы, так есть они и у мира общественного. Бог создал эти законы в виде судьбы и более в них не вмешивается, поэтому данная закономерность в обществе всегда постоянна.

Общество возникает вполне естественно из стремления людей к самосохранению. Для управления обществом люди выбирают начальников. Таким образом, появляется власть, которая назначает для охраны общества армию, полицию. Для соблюдения морали создаются законы, для охранения людей создаются армия и власть, а для духовного единства общества создается религия.

Христианство создавалось также для духовного единства народа, но это была ошибка — христианство есть религия несовершенная, поскольку основана на культе не тех человеческих качеств, которые нужны обществу. Христианство слишком уповает на потустороннее, на загробное воздаяние и не ценит действительность, ценит слабость, а не мужество. Макиавелли стоит на позициях греческого язычества — это именно та религия, которая могла бы действительно объединить общество.

В силу того, что у нас господствует христианская религия, мир наш несовершенен и власть в нем принадлежит не достойным людям, а мерзавцам. Мораль и религия есть порождение политики.

Поэтому политическая цель есть высшая цель, для достижения которой годятся все методы. Если мы скажем, что какой-то метод безнравствен, а какой-то неприменим, потому что противоречит религиозным установлениям, то Макиавелли возражает: низшее не может быть аргументом высшему, мораль и религия сами есть порождение политики. «Цель оправдывает средства». Нравственность и религиозные нормы не могут служить аргументами против некоей политической цели. Критерием оценки могут быть только польза и политический успех. Политический успех - успех общества. Он был демократом, республиканцем, но совсем не монархистом. «Государь»-Смысл этого произведения заключается в том, что хороший государь должен служить на благо обществу. Высшая цель — цель общества, а не отдельного гражданина, даже если этим гражданином является монарх. Поэтому не нужно измышлять никакие идеальные государства, не нужно ничего строить, нужно просто познавать реальный общественный мир и жить в этом мире.

 

Жан Боден (1530—1596). представитель политической теории абсолютизма. Он выразил в своей теории потребность сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Боден ставит интересы государства выше религиозных. Религия является вторичной. В обществе должна существовать свобода совести, никого нельзя принуждать, чтобы он против своей воли, своих убеждений исповедовал какую-либо религию.

Социальные и политические воззрения изложил в «Шесть книг о государстве» (1576). Основа государства - семья. Государство - содружество, которое решает проблемы семьи, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Признает имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство - правовая власть над социальными вопросами нескольких семей, принадлежит решающая сила. Монарх — единственный, абсолютный источник права, суверенности.

Тип государства зависит от климатических условий. Для умеренного пояса типичным является государство разума, живущие здесь народы имеют чувство справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, нуждаются в религиозной власти и государстве, народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиниться лишь сильному государству.

 

Утопические учения XVI в.

Томас Мор (1479—1555) Учение о достоинстве человека и его свободе. В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи.

Она написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части - критика английского общественного устройства, бичует «кровавое» законодательство о рабочих, выступает против смертной казни и нападает на деспотизм и политику войн, остро высмеивает тунеядство и разврат духовенства, резко нападает на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство, во второй - устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия. Идеалом (остров Утопия) были общественная собственность, высокоорганизованное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать. Во главе государства Мор ставил «мудрого» монарха, допуская для чёрных работ рабов. отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация. Труд является обязательным в «Утопии» для всех, земледелием занимаются поочерёдно все граждане. В «Утопии» господствует ручной труд, хотя он и продолжается только 6 часов в день и не изнурителен. Мор ничего не говорит о развитии техники. В связи с характером производства обмен в государстве Мора отсутствует, нет также и денег, они существуют только для торговых сношений с другими странами, причём торговля является государственной монополией. Распределение продуктов в «Утопии» ведётся по потребностям. Государственный строй утопийцев несмотря на наличие короля — полная демократия: все должности — выборные, предоставляет интеллигенции руководящую роль. Женщины пользуются полным равноправием. Ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. Был одним из основателей утопического социализма. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем.

 

Томмазо Кампанелла (1568—1639) кроме «Города Солнца» он написал «О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестантскую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами. Выражает мысль о необходимости общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Убежден в возможности реализации переворота силой массового восстания. Ликвидацию частной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства.

Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократическую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник, Метафизик, отмеченный солнечным символом. Его помощники — Власть, Мудрость и Любовь — занимаются вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслом; свободными искусствами, науками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть переплетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, задача состоит в их объединении.

Требование всемирного объединения людей, возглавить которое должен папа. Римский сенат, состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные вопросы мирным путем.Предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликвидации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.

 

Гуго Гроций — голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы науки международного права, основываясь на естественном праве.

В «Mare Liberum» Гроций сформулировал новый принцип, что море было международной территорией и все народы свободны в использовании его для мореплавательной торговли. Гроций, заявляя о «свободном море», предоставлял подходящее идеологическое оправдание для политики Голландии.

Гроций писал: Полностью убеждён, что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны. Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны; я наблюдал как люди бросаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе.

Посвящен Людовику XIII «Христианнейшему королю Французов и Наварры». Трактат развивал систему принципов естественного права, которые являются обязательными для всех людей и всех народов, несмотря на местный обычай. Работа состоит из трёх книг:

Книга I развивает его концепцию войны и природной справедливости, рассматривая вопросы справедливой войны.

Книга II определяет три «справедливых причины» для войны: самооборона, возмещение убытка и наказание; а также детально анализирует основные международно-правовые институты;

Книга III обращается к вопросу, какими нормами руководствоваться, когда началась война; а также намечает пути к скорейшему прекращению всех войн.

Ближайшими последователями Гроция («школа чистого естественного права») стали знаменитые юристы эпохи нового времени Самуэль Пуфендорф, Христиан Томазий, Эмер де Ватель и др.

 

Томас Мюнцер (1490 — 1525) — радикальный проповедник времён Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века). Пришёл к апокалиптическим представлениям и коммунистическим идеям. Писание лишь убивает, но не оживляет. Громит «попов и обезьян». Проповедует установление на земле царства «святых».

Руководимые Мюнцером разрушают иконы и жгут церкви, как «пещеры дьявола». Мюнцер развивает социальный идеал: всюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов.

Вражда с Лютером. Против роскоши, золота, «идолов в домах и сундуках»; главной его темой было — кровавое истребление всех врагов Христа. Призывал к социальному перевороту и установлению народной власти. Политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. «Под царством божьим, — писал Энгельс, — Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...