Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура познания - рациональное познание и диалектика его форм.




Логическое познание. Не должны сопровождаться чувственными образами. Формами логического отражения являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие. Законы, сущность явлений человек познает на абстрактно-логической ступени познания, посредством мышления.«Мышление — это опосредованное, обобщенное познание действительности. Формы чувственного познания: ощущения, восприятия и представления. Они — строительный материал, на котором развивается человеческое мышление. Они доставляют информацию о материальных объектах, которую мышление подвергает обработке, отражая объекты вернее, чем чувственные формы познания».

Понятие, в отличие от ощущений, образуется путем отвлечения от чувственных образов тех общих черт, которые присущи и другим чувственным образам.

Философия создает общие понятия: «материя», «сознание», «движение», «отражение», «пространство», «время», «количество», «качество». В др. науках используются понятия, имеющие более конкретное значение. Они постоянно изменяются и развиваются.

Суждение. Форма логической ступени познания. Мысль человек высказывает с помощью суждений.

Суждения могут быть истинными и неистинными. Они истинны когда правильно отражают объективные свойства, присущие материальному миру. Когда же суждения не отражают объективность предметов или отражают искаженно, они неистинны.

Умозаключение. В умозаключении из нескольких верных суждений, выводится новое знание об объектах.

«Умозаключение — средство познания скрытых, внутренних сторон и связей объектов. Человек с помощью умозаключения познает процессы и их закономерности в объектах, которые не могут восприниматься с помощью чувств». Используются гипотезы и теории в качестве форм, которые фиксируют результаты познавательной деятельности человека.

Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают весь класс предметов. Неполная - когда такой полноты нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить опросы общественного мнения по вопросу, кто станет президентом. Опрашиваются по выборке немногие, а обобщение делается на все население.

Индуктивные заключения или выводы носят вероятностный характер. Для опровержения индуктивного обобщения часто бывает достаточно одного "коварного" случая. Так, до открытия Австралии считалось общепризнанным, что все лебеди белые, а все млекопитающие живородящие. Австралия "разочаровала": оказалось, что лебеди могут быть и черными, а млекопитающие - утконос и ехидна, кладут яйца.

В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении. На основании сходства звука и света (прямолинейность распространения, отражение, преломление) был сделан вывод о световой волне.

Заключение. Единство чувственного и логического познания. Чувственная и логическая ступени познания и их формы находятся в диалектическом единстве. В процессе познания их нельзя разделять так как логическое познание может совершаться только на базе материала, который приобретается чувственным познанием.Данное положение в истории философии признавалось отнюдь не всеми мыслителями. В XVII в. в теории познания четко выделились два течения: сенсуализм и рационализм. Те философы, которые преувеличивали значение чувственного познания, считая, что все основные знания дают нам ощущения, а разум мало что добавляет и даже затемняет то, что дают ощущения, получили наименование сенсуалистов. Сенсуалистами были Дж. Локк, Г. Гоббс, многие материалисты XVIII в. (Д. Дидро, Ж.-П. Ламетри), а также субъективные идеалисты (Дж. Беркли, Д. Юм).Те философы, которые недооценивали возможности органов чувств и считали разум основой познания, получили наименование рационалистов (от лат. ratio — разум). Представителями рационализма были Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

Абстрактное мышление и чувственное познание находятся в диалектическом единстве. Только взятые вместе, в своем единстве чувственная и абстрактно-логическая ступени познания в состоянии раскрыть объективный мир и его законы.

 

Структура познания - чувственное познание и диалектика его форм

 

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Выявляются грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, самого себя.

Результаты остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения с помощью– книг, рисунков, объектов материальной культуры.

два вида действий по познанию:

- познает окружающий мир непосредственно (открывает новое либо для себя, либо для человечества);

- познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Подходы к проблеме познания.

-гностицизм;

-агностицизм.

Сторонники гностицизма (материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. Мир познаваем, человек обладает безграничными возможностями познания.

Агностики (идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или допускают ограниченную возможность познания. Иммануил Кант:

- человек обладает ограниченными познавательными возможностями

- окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

Отличие подходов: идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через сознание изучает себя.

Принципы познания.

Гносеология стоит на позициях гностицизма и базируется на принципах:

- диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

- историзма – рассматривать предметы, явления в контексте их исторического возникновения и становления;

- практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

- познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

- объективности – признать самостоятельное существование предметов, явлений независимо от воли;

- конкретности истины – искать индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Структура познания.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Общество в целом, которое за историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, является познавательным субъектом. Познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие), часть мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Адекватное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом окружающей действительности является оценкой.

Формой познания и критерием истины при познании является практика - деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Виды практики: материальное производство; управленческая деятельность; научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является: критерием истины; основой познания; целью познания; результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...