Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие философской мысли в Древнем Китае




 

Конфуцианство. Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), не оставил письменных трудов. Его идеи были собраны в книге "Лунь Юй". Мышление ориентировано на конкретную жизнь и требования практической жизни, философия нравов и государства консервативна. Основные добродетели таковы: человечность, честность, приличие, мудрость и лояльность. Реализуются в отношениях: правителя и сановников, отца и сына, старших и младших братьев, мужа и жены, друзей между собой. Стабильность государства основана на нравственности подданных и ведущей роли семьи. Идеал - мудрец. Значение придается воспитанию.

Мэн-цзы (371 - 289 гг. до н.э.) считает человека добрым от природы. Основы добродетелей заключены в человеке от рождения, надо хранить и развивать их. Состояние государства определяется моральными качествами правителя. Люди добровольно следуют за хорошим правителем. Его целью должно быть благополучие и нравственность народа.

Сюнь-цзы (ок. 313 - 238 гг. до н.э.) - человек от природы зол и не может быть исправлен воспитанием и культурой.

Легисты (законники)(противоположно конфуцианству). Идеал - мощное и унитарное государство. Оно опирается на силу правящей династии, военного сословия и сельского хозяйства. Его фундамент - однозначные, обязательные для каждого законы, выполнение которых должно гарантироваться строгой системой наказаний и поощрений. Политическая программа управления легистов трезво прагматична и направлена против традиционализма.

Неоконфуцианство (11в.). Чжу Си (1130 - 1200) дуалистическая позиция. Два начала мира - универсальный формообразующий принцип ли (мировой разум) и принцип материальной деятельности ци. Ли есть тождественная во всех людях сущность, ци - их индивидуальные качества. Универсальный принцип служит моделью и для нравственной природы человека, поэтому ли проявляется и как норма поведения.

Ван Янмин (1472 - 1529) занимает монистическую позицию, считая разум единственным мировым началом, к которому причастен человеческий дух. Человек обладает способностью познания всех вещей в самом себе.

Преодолевая свои эгоистические страсти, он сливается с мировым разумом. Между нравственным поведением и познанием существует взаимосвязь.

Учение инь-ян основано на осмыслении "Книги перемен" (связь между космически-природными процессами и человеческой жизнью). Два космических первоначала - ян (мужское, прочное, светлое, активное начало) и инь (женское, податливое, темное, пассивное начало). Неоконфуцианство и даосизм пользовались учением инь-ян при формировании своих космологий.

Даосизм. "Дао дэ цзин" (ок. V- III вв. до н.э.), автор Лао-цзы. Но историческое существование этого мудреца не засвидетельствовано достоверно. В книге говорится о "пути (дао) и добродетели", причем речь идет об отношении дао к жизни человека, особенно правителя. Язык не в состоянии выразить сущность дао. Оно безымянно, поскольку все имена означают нечто определенное, дао же есть верховный принцип - "путь природы и (индивидуальной) жизни". "Мерило человека - земля, мерило земли - небо, мерило неба - дао, мерило дао - оно само".

Правильный путь мудреца и мудрого правителя - позволить дао руководить собой, внутренне освободившись от эгоистической деятельности. Мудрец действует через "недеяние". Не совершает попыток ненеобходимого вмешательства в происходящее. Чем меньше человек старается планировать, руководствуясь собственным желанием, тем полнее вещи следуют дао. Государство и порядок в управлении не отвергаются, но должны быть сведены к минимуму. Чем больше законов и предписаний, тем больше совершается преступлений. Чем меньше правитель вмешивается в дела, тем благополучнее живет народ. Кто живет добродетельно, не нуждается в правилах.

Представитель даосизма Чжуан-цзы (IV в. до н.э.) питает презрение к педантичному моральному учению конфуцианцев выступающему признаком утраты добродетельной простоты. Стремится поколебать ложную уверенность людей в своих мыслях (Сон о бабочке). Показывает и ограниченность языка: дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках. Постижение дао возможно лишь на мистическом пути. Дух должен обрести покой. Он должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер дао понесет его, словно лист.

Мо-цзы (V - IV вв. до н.э.) причина зла - в отсутствии всеобщей любви к ближним. Если бы возобладала всеобщая любовь, то в результате неизбежно воцарились мир и благосостояние (моизм). Благополучие народа - наивысший закон политической деятельности. Все, что ей не способствует он отвергает (войну, роскошь, часть культуры, поскольку для ее поддержания эксплуатируется народ).

 

Рене Декарт.

— французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

книги Декарта: «Мир». «Рассуждение о методе» (1637) «Размышления о первой философии» (1641) «Начала философии» (1644). В «Началах философии» главные тезисы Декарта: Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм. В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных видов. Материя из элементарных частиц, взаимодействие которых производит все природные явления. Математика —универсальный метод познания природы.

К концу жизни отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Сочинения Декарта внесены в «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта во Франции.

1637 - главный математический труд Декарта, «Рассуждение о методе». Излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях — многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (правильная формулировка закона преломления света).

Высказал предположение, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается. 1637 - «Диоптрика», законы распространения света, отражения и преломления, идея эфира как переносчика света, объяснение радуги.

Понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Разрабатывалась проблема аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни. Термин «страсть», или «аффект», в современной психологии указывает на определённые эмоциональные состояния.

Философия Декарта - дуалистическая. Признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой и мыслящей, но проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась не разрешимой в его философии. Классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Нет пределов могуществу разума.

Механицизм. Материя состоит из элементарных частиц, механическое взаимодействие производит все природные явления. Скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

Самодостоверность сознания (мыслю, следовательно, существую).

Исходная точка рассуждений Декарта - «сомнение во всём». Скептицизм был всегда выдающейся чертой французского ума.

Доказательство существования Бога. Мы сами сознаем себя несовершенными лишь потому, что измеряем своё существо идеей всесовершенного существа. Значит, эта последняя не есть наша выдумка, не есть и вывод из опыта. Она могла быть внушена нам, вложена в нас только самим всесовершенным существом. Реальность бытия Бога: во-первых, как источника самой идеи о нём — это доказательство, так сказать, психологическое; во-вторых, как объекта, в свойства которого необходимо входит реальность, — это доказательство так называемое онтологическое, то есть переходящее от идеи бытия к утверждению самого бытия существа мыслимого.

Дух и материя — для Декарта с его учением о всесовершенном существе являются субстанциями конечными, созданными; бесконечной же и основной является только субстанция Бога.

«Рассуждение о методе» - открытия путей здравой житейской мудрости, сказывается влияние стоицизма.

Различая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечно великому целому. Как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам своей природы. Любовь лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт истинную радость и счастье. Декарт нападает на тех, которые заглушают свою совесть посредством вина и табака.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...