Примеры уровней обучения учащихся
Следовательно, различие указанных выше уровней и подуровней определяется преимущественно глубиной и сложностью овладения содержанием учебного материала. В процессе изучения нового материала важно, чтобы все учащиеся получили полноценную учебную информацию. Уже на данном этапе учителю важно четко представлять себе, чему должны научиться все школьники на уроке, к концу темы и с чем их следует только познакомить. Такой подход позволяет четко, выделяя обязательный для усвоения материал, подробно и детально его прорабатывая, одновременно раскрывать содержание повышенного уровня, гораздо шире и глубже по сравнению с обязательными требованиями.
Приступая к учебному занятию на начальных этапах обучения, педагог помогает школьнику четко поставить и осознать цели, которые дифференцируются по указанным уровням и подуровням. В зависимости от целевых установок школьникам предлагается различный для усвоения учебный материал. Выбор уровня сложности при этом остается за учеником. Сам школьник вправе решать: осваивать на данном уроке (в ходе изучения темы) знания и способы деятельности только на базовом уровне, либо, сформировав их, идти дальше – изучать учебный материал на повышенном уровне. Излагая содержание темы на каждом уроке, учитель постоянно акцентирует внимание школьников на уровне его сложности. Работа в таком режиме находит поддержку среди учащихся. «Сильные» ученики стремятся осваивать повышенный уровень, пробуя себя. «Слабые» учащиеся постоянно получают «подкрепление», находясь в ситуации справившегося и испытывая учебный успех. Уровневая дифференциация в образовательном процессе предполагает свободный выбор разноуровневого задания, что предполагает умение правильно соотнести свои возможности со степенью трудности его выполнения. В.И. Загвязинский убедительно показал необходимость системы постепенного и последовательного приучения школьников к самостоятельному выбору вариантов заданий. Он выделяет три основных этапа такой подготовительной работы: – степень трудности заданий указывает учитель, и он же для учеников выбирает варианты; – степень трудности указывается учителем, а учащийся сам выбирает задание; – степень трудности определяется учениками, и они на основании этого сами производят выбор[15]. Дифференцированные задания являются важным средством обучения и воспитания, направленным на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.
Дифференцированным заданием мы будем считать «задание, адресованное тем или иным учащимся с учетом их особенностей, уровня подготовленности, направленности личности»[16]. Как указывает И.П. Махова, оно должно отвечать следующим основным показателям: – соответствовать современному содержанию предмета применительно к школьной программе; – обеспечивать развитие знаний и создавать условия для формирования способов деятельности; – предусматривать развитие мыслительной деятельности и создавать необходимые условия для развития познавательной самостоятельности; – предполагать развитие ценностного отношения к миру и деятельности в соответствии с установленными критериями сложности. Дифференциация заданий позволяет контролировать усвоение учебного материала каждым учеником, что способствует оказанию своевременной помощи школьникам. Выбор и выполнение учащимися дифференцированных заданий сопровождается различным уровнем инструктирования и оказания помощи школьникам. На первом этапе учебное инструктирование исходит от учителя, что соответствует репродуктивному подуровню образовательной подготовки. Педагог задает цель решения учебной задачи, ориентирует школьника в его учебных действиях, активность и направленность которых регулируется педагогом посредством использования внешних стимулов. Выстраивая на втором этапе (конструктивно-описательный подуровень) учебное инструктирование, учитель устраняет ряд «шагов» алгоритма решения учебной задачи. Школьник, таким образом, оказывается в ситуации частичного планирования собственных учебных действий, эффективность которых определяется развитием системы «анализ-рефлексия». На третьем этапе, который соответствует конструктивно-аналитическому подуровню, на основе развития действий саморегуляции учебное инструктирование приобретает автономный характер. Ученик самостоятельно организует собственную учебную деятельность и управляет ею. Важным проявлением четвертого этапа (творческий подуровень) выступает формулирование подростком авторской учебной задачи и самостоятельное построение индивидуальной учебной деятельности.
На этапе закрепления знаний большое внимание следует уделять ведущим понятиям, наиболее сложным вопросам базового уровня, материалу практического характера. Но учителем должно быть предусмотрено решение заданий и повышенного уровня, активизирующих познавательную деятельность по усвоению данного материала. При планировании домашних заданий из всего объема рассматриваемого на уроке содержания для обязательного выполнения отбираются те, которые позволяют освоить основные понятия, умения и универсальные учебные действия, развивающиеся на последующих уроках. Для учащихся, интересующихся предметом, предусматриваются более сложные вопросы и задания, при этом школьникам предоставляется право самим определить характер, содержание и уровень домашних заданий. Приведем пример разноуровневых домашних заданий по литературе при работе с текстом произведения: – выучить наизусть отрывок; – подобрать из текста отрывки по конкретной проблеме; – проанализировать текст по проблемным вопросам; – написать творческую работу на тему: «Согласен ли я с автором…» или на самостоятельно выбранную тему по изучаемому произведению. Возможны и другие варианты уровневой дифференциации, основу которой могут составлять доступные для школьника цели. В настоящее время все чаще применяется шестиуровневая таксономия учебных целей, которая была разработана в 50-е годы ХХ века известным американским педагогом Б. Блумом (табл. 6). Она отличается более высокой технологичностью в применении. На ее основе педагогам и учащимся легче составлять задания каждого уровня. Таблица 6 Таксономия учебных целей (по Б. Блуму)
Дифференциация – важный путь и средство индивидуализации образовательного процесса, она обеспечивает формирование у детей способности делать самостоятельный выбор и принимать осознанные решения в процессе образовательной деятельности.
Из опыта работы Примерное содержание заданий для зачёта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|