Рис. 8.4. Характерные пиктограммы экспрессии состояний: а — радость; б— удивление; в — презрение; г — страдание; д — страх; е — гнев 5 страница
•ф- уловки аргументации (лояльные): оттягивание возражения, усиление давления (атака на слабое звено в аргументации противника, не упуская инициативы). Некорректные тактические приемы: -ф уклонение от темы — введение в поле аргументации ранее не предъявленных тезисов, расширение, сужение собственного тезиса или поля аргументации оппонента, смещение акцентов; •ф аргумент к личности — угрозы, инсинуации, намеки, разоблачения, навешивание ярлыков, прямые оскорбления; •ф аргумент к аудитории — использование настроение, интересов, симпатий и антипатий читателей и слушателей; 4- демонстрация силы — угроза закрыть обсуждение вопроса, угроза квалифицировать позицию оппонента как не соответствую-
щую общечеловеческой морали или классовым, групповым ннт ресам; < ф> искажение предмета обсуждения — диверсия; < ф- аргумент к невежеству («Каждый образованный человс знает... »). Стратегия и тактика аргументации составляют основные деловой коммуникации. При этом следование корректным такт ческим приемам в процессе аргументирования собственной ции, предполагающим уважение чувства собственного достойно оппонента, составляет основу конструктивного стиля аргуме* тации. Таким образом, деловой стиль общения базируется на умении I здать благоприятную атмосферу обсуждения, умении сохранят самообладание и выдержку в ситуациях конфронтации (побеждав более хладнокровный), умении практически применять знание л< гики (не терять тезис, не подменять обоснование ссылкой на авт ритеты, не противоречить себе и т. д. ), умении находить словесну форму для высказывания в соответствии с его содержанием и ко» муникативной моделью, выбирать словесные обороты, способе вующие достижению конечного результата — признания своей тоЦ ки зрения.
ВЫВОДЫ 1. Диалог - это форма речи, состоящая из обмена высказываниями-репщ коми, характеризующаяся ситуативностъю, контекстуальностью, кепр извольностъю и малой степенью организованности. В диалоге в наг шей степени реализуются вопросно-ответные комплексы. Координации действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные прием* и правила, которые известны говорящим и регулярно используются в ро говоре. 2. Монолог - это форма речи, образуемая в результате активной речево деятельности, рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие 1 практически не связанная с речью собеседника ни в содержательном, ни \ структурном отношении. Для монолога типичны значительные по ^ ру фрагменты текста, состоящие из структурно и содержательно сеязац ных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композицг ную построенностъ и относительную смысловую завершенность. 3. Спор - это столкновение мнений, разногласие в точках зрения по кап му-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстац воет свою правоту. Разновидностями спора являются полемика и дис сия. Способами подтверждения своей правоты могут быть убеждение и доказательство. 4. Критическое мышление определяется понимающей позицией и представляет собой интеллектуальную деятельность, связанную с оценкой идей, проверкой точности утверждений, обоснованности рассуждений. 5. Стратегия аргументации строится на основе выбора принципа коммуникации, стиля общения и коммуникативной модели, наиболее адекватной конкретной ситуации в зависимости от коммуникативного намерения (цели), в соответствии с принципами критического мышления, законами логики, правилами доказательного рассуждения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Что такое диалог? Каковы его основные особенности? Какие типы диалога вы знаете? 2. Что такое вопросно-ответный комплекс? На какие типы и по каким критериям подразделяются: а) вопросы, б) ответы? 3. Какие правила, принципы и законы следует соблюдать при ведении диалога? 4. Что такое монолог? Чем он отличается от диалога? Какие типы монолога обычно выделяют? 5. Каковы структурные особенности монолога? 6. Перечислите основные способы изложения материала. Как они соотносятся со схемой, предложенной Квинтиллианом? 7. Что такое полемика? В чем ее отличие от дискуссии? 8. На какие типы и по каким критериям подразделяются споры? 9. Какие способы подтверждения собственной правоты Вы знаете? 10. Какова структура доказательства? Перечислите требования, относящиеся к каждой из частей доказательства. П. В предложенных ситуациях выделите коммуникативную модель, определите ее основные характеристики. Ситуация 1: Одна жрица не позволяла своему сын)'говорить политические речи на том основании, что если он будет говорить справедливо, то его возненавидят люди, а если он будет говорить несправедливо — боги. На это сын возразил, что он может говорить политические речи, так как если он будет говорить справедливо, то его полюбят боги, а если несправедливо - люди. Ситуация 2: В суде разбиралось дело старушки, укравшей чайник стоимостью до 50 копеек. Стремясь парализовать защиту, прокурор сам высказал все аргументы, которые можно было привести в ее защиту: горькая нужда, незначительность кражи вызывает только жалость. Но собственность священна. Гражданская Жизнь держится на собственности. Если позволить людям посягать на нее, страна погибнет. На что защитник Ф. Н. Плевако ответил так: «Много бед пришлось претерпеть России за более чем тысячелетнее существование. Все преодолела Россия. Но теперь... Старушка украла чайник ценой 30 копеек. Этого Россия, конечно, не выдержит, от этого она погибнет». Старушку оправдали. Ситуация 3: На одном диспуте обсуждалась возможность существования неземного разума. ~" Можете ли вы доказать отсутствие единого космического разума? — спросил один из выступающих. Возникло замешательство.
- Нет. Такие аргументы отсутствуют. — Значит, всемирный разум существует. 12. Квалифицируйте приведенные ниже выражения как факторы выравнивания 1 пряжения в коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
Анисина Н. В., Ганаполъаая Е. В., Степанова Л. В и др. Речевое общение: искусство убеждать. СПб., 1988. Веедтская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов н/Д, 1999. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1969. Гетманова А. Д. Логика. М., 1995. Голуб И. Б. Основы красноречия. М., 2000. Иван А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1990. Мете Н. А., Митрофанова О. Д. Структура научного текста и обучение монологической речи. М., 1981. Миртов А. В. Умение говорить публично. Тула, 2000. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1999. Сапер П. Л. Основы искусства речи. Ростов н/Д, 1999. 13. Какие речевые обороты соответствуют конструктивному, силовому и стилю делового общения?
6. 1. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации 225
Гл а в а 6 УСТНОРЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ 6. 1. Свойства и ситуативная обусловленность устноречевой коммуникации 6. 2. Виды устноречевой коммуникации (230) • 6. 3. Умение говорить (235) • 6. 4. Ум ние слушать (239) • 6. 5. Обратная связь в говорении и слушании (247) • 6. 6. Прим« нение умений говорения и слушания для повышения эффективности коммуникац" " (254) 6. 1. СВОЙСТВА И СИТУАТИВНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ Если под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое щение людей в процессе их совместной деятельности, устная ко! муникация в соответствии с потребностями выражаемой инфорл ции отражает взаимообусловленные речевые произведения говор щего и слушающего. Напомним, что понятие «коммуникация» всегда связано с пол] чением ответа на определенные вопросы. Кто (адресант — сат)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой конкретнс ситуации? Обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозиру какие вербальные (невербальные) результаты взаимодействия (с ратная связь)?
Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слаб подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным нем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении вых (языковых) средств и способов изложения информации. Задача устноречевой коммуникации во всех ситуациях одинак^ ва — добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та и| формация, которую выражал говорящий. Правда, это скорее вд альный вариант. Практически речевые действия собеседников об словлены определенной совокупностью обстоятельств деятельнс ти того или другого лица, одна часть которых ставит проблему задачу действия, а другая обусловливает необходимость (или целесообразность) ее решения, а также обеспечивает возможность ре-щения с помощью собеседника, к которому направлено речевое действие. Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпа Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации? », мы должны представить себе роли, которые выполняют собеседники в ситуациях общения. Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях: •ф адресатная — позитивная (передача знаний); •ф- адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, например «выспрашивание»); < ф адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний); •ф адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение). Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реазстивных действиях и имеет такие разновидности: •ф- нулевая — позитивная (получение знаний); •ф- негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседника) и т. д. Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возни хает у собеседников, связанных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т. д. Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Они представляют собой совокупность обстоятельств, образующих то или иное положение вещей, отражающихся в высказывании. Общение в конкретной ситуации характеризуйся не только речевой формой, но и предметным содержанием — совокупностью последовательных фактов и явлений, которые заданы темой и опосредованы интерпретацией автора высказывания. Ситуация (акт) речевой коммуникации характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием (ос-мЫслением) и реактивным действием адресата (речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь. 15-7621
Целевой аудиторией инициатора речи может быть л» бое число собеседников, связанных с ним общими коммуникат* ными намерениями. Итак, акты речевой коммуникации всегда обусловлены наборе параметров, необходимых для их осуществления, а именно: сфер общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; левые установки; характеристики участников общения; сносе выражения (изложения) предметного содержания в говорении. | В любой ситуации общения говорение — слушание провождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия! •ф- механические акты (приведение в действие речевого аппарат произнесение звуков, складывающихся в слова); •ф- речемыслительные акты (информирование, предъявление за ния, формулирование вопросов, ответов и т. д. ); •ф- активизация обратной реакции, т. е. речевых действий слуи телей. Например, в ситуации инициативного говорения специалис выполняющий профессиональные обязанности, отдает кома! или докладывает, предупреждает, благодарит или порицает, пре^ гает новое решение проблемы, запрашивает информацию или цаеЗ установку на осуществление каких-либо неречевых действий. Специфика поведения говорящего заключается прежде всего знании свойств и качеств обсуждаемого предмета, в умении испо/ зовать свои знания и свой интеллект в частично подготовленно! говорении, отражающем результаты мыслительной деятельности Конечно, поведение коммуникантов зависит от условий, в которыМ разворачивается речевое общение: сферы общения, временной туации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями учасч ников общения и другими характеристиками. Каждый человек в процессе жизнедеятельности вовлекаетсЛ (последовательно или одновременно) в различные сферы ния: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производстве! ную, культовую и т. д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого ст* речевой деятельности (разговорно-бытового, научного, публицис! тического, делового и т. д. ), терминологического тезауруса и т. } Все эти признаки характерны для каждой коммуникативной сит ции, разворачивающейся в той или иной сфере. Коммуникативный смысл взаимодействия, постигаемый собеседниками, выражается I отношении между целью речевого действия и его формой. Типичная (для любой сферы) коммуникативная ситуация пред| полагает: •ф- отражение в речи целеустановок общения; ^ реализацию умений в разных видах речевой деятельности; ^ использование способов изложения и лексико-грамматических средств, необходимых для выражения конкретного предметного содержания. Типичную коммуникативную ситуацию можно представить как модель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия собеседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных ролях. Типичную ситуацию можно рассматривать как мо-тивационно-ориентировочную базу общения. В типичной ситуации наблюдается заданность обстоятельств действительности, отношений между собеседниками, мотивов и задач общения. Одним из основных компонентов общения в той или иной ситуации является коммуникативно-речевое побуждение (мотив) каждого коммуниканта. Вербальное содержание каждой коммуникативной ситуации представляет собой речевое (языковое) выражение системы, отражающей закономерность связей реальных предметов, явлений и процессов в речевом предъявлении. В речевой реализации каждой коммуникативной ситуации участвуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и адресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей). Рассмотрим подробнее их коммуникативные характеристики. Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристики слушающих и цель своего говорения. Сравнение речевых ситуаций: преподаватель — студент, студент — преподаватель, коллега — коллега, руководитель — подчиненный и т. д. — показывает, что в каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языковых) параметров говорящего и слушающего. Каждый адресант обладает своей индивидуальной речевой манерой, которая является, как правило, результатом его сознательной ориентации на тот или иной тип, жанр, код речи и его предшествующего речевого опыта. Индивидуальная манера дополняется и невербальными средствами коммуникации (интонация, темп, тембр, паузы, акценты и т. д. ). Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых Действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т. д. ). Налаженная обратная связь дает возможность инициатору общения интуитивно «подстроить» свою речь под адресную аудиторию. Адресат может находиться на ином информационном, интеллектуальном уровне по сравнению с адресантом, владеть большим или Меньшим объемом средств выражения предметного содержания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|