Общность КВК и «андроноидные» культуры
На третьем этапе развития Евразийской провинции основные культурно-исторические процессы характеризуются двумя коренными явлениями. Степные пространства стали ареной консолидации населения срубно-андроновского мира, что в итоге привело к формированию общности культур с валиковой керамикой (КВК). Эта перестройка культур степного пояса, вероятно, была вызвана начавшейся аридизацией климата, иссушением почв и ухудшением пастбищных угодий. Напротив, в лесостепных и южнотаежных широтах наблюдается мозаичность культур, которая плавно переходит в монотонную картину мира лесных охотников и рыболовов с присущей этим обществам гребенчато-ямочной керамикой на востоке и текстильной — на западе. В этот период происходит передислокация основных очагов металлообработки ЕАМП в лесную и лесостепную зоны. Горно-металлургические центры Саяно-Алтая, Казахстана и Урала направляют основную долю производимого металла в эти районы. В технологии производства и в морфологии металлических изделий происходят существенные изменения. Повсеместно используются искусственные сплавы. Наряду с изготовлением двулезвийных ножей и кинжалов, втульчатых топоров, плоских и желобчатых тесел и долот, восходящих к ранним циркумпонтийским стереотипам, в степи и лесостепи начинается массовое производство втульчатых топоров-кельтов, наконечников копий и стрел, тесел, однолезвийных ножей. Технология тонкостенного литья становится ведущей в металлообработке. Появляются новые образцы орудий и оружия, например массивные серпы-секачи и прорезные наконечники копий. Общность КВК в азиатских и европейских степях характеризуется на ранней стадии заметным единством материальной культуры. Свое название она получила от характерной детали декора сосудов — налепных валиков под венчиком, по горлу или плечикам, иногда со свисающими концами в виде «усов». Культуры валиковой керамики охватили территорию от Алтая на востоке до Нижнего Дуная и Восточных Карпат на западе. В ней выделены две основные зоны — западная (фракийская) и восточная. Граница между ними — в междуречье Северского Донца и Днепра.
Восточная зона общности простиралась от Доно-Донецкого междуречья на западе до Верхней Оби на востоке и северных полупустынь Средней Азии на юге. К ней относят памятники ивановского типа восточноевропейской степи (их порою еще называют хвалынскими или позднесрубными) и алексеевского, саргаринского и дандыбай-бегазинского — азиатской. Однако за разными названиями памятников азиатских степей, по сути, кроются единые по своей материальной культуре древности. Общие черты в культурах общности КВК проявляются, помимо керамических традиций, в отказе от подкурганного обряда погребения, в приемах домостроительства, распространении земледелия, структуре скотоводческого хозяйства, в котором возрастает роль овец и лошадей. Весьма сходным оказался и морфологический состав металлического инвентаря.
Изобразительные памятники окуневской культуры: Массовыми, особенно в западной зоне, становятся клады медных и бронзовых предметов. В восточной зоне их существенно меньше (Сосново-Мазинский, Дербеденевский, Кармановский, Терешковский, Шамшинский и др. ). В состав кладов входили в основном серпы и топоры-кельты, не встречающиеся в погребениях. В кладе из Сосновой Мазы близ г. Хвалынска на Волге у массивных серпов-косарей и кинжалов после отливки не устранены литейные швы и заусеницы. На изготовление орудий этого клада пошло два медных слитка весом по 7-8 кг каждый.
В этот период в лесостепных и южнотаежных районах Волго-Уралья активизировался процесс «андронизации» местных культур, связанный с распространением федоровских и черкаскулъских древностей. Примером тому памятники сусканского и приказанского типов (Сускан 1, Луговсое 1, Карташиха). Отдельные районы лесостепи, в частности, верховья Дона, остаются в сфере формирующейся общности КВК (Мельгуново 3). В Волго-Окском междуречье памятники поздняковской культуры замещаются древностями культуры ранней «текстильной» керамики (Тюков Городок, Фефелов Бор 1, Дикариха). Предполагается исход значительной части населения поздняковской культуры в юго-западные районы и его вклад в формирование памятников бондарихинской культуры Восточной Украины.
Инвентарь общности культур с «валиковой» керамикой (восточная зона): В западносибирской лесостепи какое-то время соседствуют коллективы поздне кротовской и федоровской культур. Наиболее яркими памятниками той эпохи являются Черноозерское городище, курганные и грунтовые могильники Черноозеръе 1, Сопка 2, Еловка 1-2. Наблюдается заметное разнообразие вариантов погребального обряда: вытянутое на спине и скорченное на боку положение умерших, иногда с согнутыми и поднятыми вверх коленями или в сидячем положении, отмечены и ярусные захоронения. Среди инвентаря — каменные и костяные наконечники стрел проколки и иглы, бронзовые двулезвийные и однолезвийные ножи и кинжалы, шилья и иглы, разнообразные украшения (браслеты, подвески, кольца, бляхи, накладки и др. ). Керамика поселений и могильников представлена в основном баночными и горшковидными формами. В декоре наблюдается сочетание двух орнаментальных традиций — гребенчато-ямочной (кротовской) и геометрической (андроновской) на погребальной посуде как реликт сохраняются валики (Сопка 2).
В этот период часть аборигенного населения оттесняется к северу. «Андроноидные» культуры предтаежной и таежной зон (черкаскульская, еловская, сузгунская и др. ) отличаются от лесостепных древностей более заметным включением в орнаментальный декор элементов лесных культур. Некоторые черты андроновской (федоровской) орнаментики воспринимаются и культурами ареала гребенчато-ямочной керамики; но этот мир — от бассейна Печоры на северо-востоке Европы до Томско-Чулымского Приобья в Сибири — с его комплексной присваивающей экономикой сохраняет устойчивость внутреннего развития, что проявляется и в характере таежной металлообработки (самуско-кижировские топоры-кельты с орнаментом из горизонтальных рельефных линий). В финале бронзового века (XII/XI-X/IX вв. до н. э. ) нарастают процессы деструкции и распада Евразийской провинции, сопровождаемые переоформлением этнокультурной карты большинства районов Северной Евразии. Общность КВК азиатских и европейских степей на поздней стадии своего развития теряет былое единство материальной культуры. Памятники трушниковского, донгальского и бегазинского типов в Казахстане и на юге Западной Сибири, нурского — в Волго-Уралье и Среднеазиатском междуречье фактически демонстрируют распад этой общности. Степи к востоку от Северского Донца пустеют. В азиатских степях плотность населения также заметно уменьшается, но именно в это время в Центральном Казахстане появляются поселения, претендующие на статус городов. К примеру, площадь поселения Кент достигает 30 га, Бугулы и Мыржик — соответственно 14 и 3 га. Наблюдается отток степных коллективов в северную лесостепь, предгорья Алтая и Тянь-Шаня и в раннеземледельческие оазисы Средней Азии. Этнокультурная карта лесостепных и южнотаежных пространств меняется в финале бронзового века коренным образом. Набирают силу интеграционные процессы. Мозаичность культур, характерная для предшествующей фазы развития ЕАМП, уходит в прошлое: здесь формируются огромные культурно-исторические общности. В Волго-Окском бассейне и лесном Поволжье распространяются памятники общности культур с «текстильной» керамикой. В Волго-Камье складывается предананьинская (маклашеевская) общность. В Приуралье и Зауралье памятники межовской и бархатовской культур приходят на смену «андроноидным».
Западносибирская лесостепь и южнотаежные районы Приобья становятся зоной распространения корнажкинской и ирменской культур. На этих огромных пространствах происходит своеобразный «ренессанс» аборигенных культур, выразившийся в заметном росте народонаселения, коренной переработке и даже отказе от некоторых привнесенных в предшествующие эпохи стереотипов культур срубно-андроновского мира. Особенно ярко это проявляется в повсеместном распространении круглодонной керамики, ее орнаментальном декоре, постепенном отказе от курганного обряда захоронения, этнографическом своеобразии женских украшений. Поселенческие памятники этих культур представлены в основном селищами на высоких и низких берегах рек и озер. Некоторые из них укреплены валами и рвами. Могильники — грунтовые или курганные с невысокими насыпями. Погребения — вытянутые или скорченные — совершены в неглубоких ямах или на уровне погребенной почвы. Могилы чаще всего расположены рядами или группами. Мир таежных евразийских культур продолжает развиваться в русле сложившихся традиций, хотя и испытывает определенные сторонние воздействия. В этот период более выразительной становится локальная специфика регионов. Лебяжская культура Северного Приуралья, атлымская, позднесузгунская, лозьвинская, барсовская, еловская культуры Зауралья и Западной Сибири демонстрируют трансформацию некогда нерасчленимого культурного пространства, индикатором единства которого служила гребенчато-ямочная керамика. В конце бронзового века эта орнаментальная традиция в различных регионах приобретает специфическую окраску за счет внедрения фигурно-штампованного и змейчатого (мелкоструйчатого) орнамента в канонические схемы декора. Особенности декора фактически являются единственным критерием выделения археологических культур в таежной зоне. Здесь не выявлены обычные грунтовые захоронения и широко распространены святилища. Система производящих центров ЕАМП в финале позднего бронзового века наследует структуру предшествующего периода. Горно-металлургические центры Рудного Алтая и Казахстана по-прежнему направляют основную часть меди и бронз в очаги металлообработки лесостепных и лесных культур. Затухает производство меди в Уральской горно-металлургической области и в то же время возрастает импорт саянской мышьяковой меди и готовых изделий, особенно в ирменские центры Обь-Енисейского междуречья. На западе, в днепровско-донецком пограничье Евразийской и Европейской (Карпатской) металлургических провинций, увеличивается приток карпатских оловянных бронз, но в более восточных центрах — бондарихинских и маклашеевских — приток этих бронз уже не ощутим.
Более важные изменения связаны с локализацией очагов металлообработки Восточной Европы. Почти полностью прекращают свою деятельность степные и лесостепные центры. По сути, «диким полем» становится Волго-Уралье. Лишь в западных районах лесостепи незначительное по объему производство осуществляется литейщиками бондарихинской культуры. В финале позднего бронзового века основные очаги металлообработки — предананьинский и культуры текстильной керамики — передислоцируются В конце бронзового века сохраняется производство тех же категорий орудий, оружия и украшений, что и в предшествующий период. Сам набор металлического инвентаря кардинально не меняется (втульчатые кельты наконечники копий и стрел, тесла, ножи с одним и двумя лезвиями, разнообразные украшения). Модифицируются лишь их формы, определяя специфику тех или иных центров. Эволюция этих форм продолжится и в начале раннего железного века, но только в таежных производящих центрах ананьинской, иткулъской, протокулайской и других культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|