Информатизация образования: сущность и особенности.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Нет другой такой сферы деятельности человека, которая развивалась бы в XX в. столь всеохватывающе и стремительно, как компьютеризация и информатизация общества, что повлекло за собой многие радикальные научно-технические, экономические и социальные преобразования, существенным образом изменив привычные условия жизни людей, их профессиональной деятельности, быта и отдыха. Можно выделить четыре этапа в процессе информатизации общества в целом и образования в частности. На первом этапе, в 70—80-х годах, в обществе только начиналось фрагментарное использование ЭВМ в некоторых областях деятельности человека. В образовании решалась лишь задача подготовки достаточно малочисленной группы людей по профессии «программист». Такие узкие специалисты решали, в основном, научно-технические задачи, и мало кто тогда предполагал, что всего через 10—20 лет ситуация кардинально изменится в сторону расширения рамок применимости компьютерной техники. Второй этап начался в начале 80-х, когда ЭВМ все больше стали проникать в различные профессиональные области человека, что привело к провозглашению в образовании лозунга «Вторая грамотность— компьютерная», под которой подразумевалось умение каждого образованного человека создавать программы по своей профессии хотя бы на простом языке программирования типа BASIC. В программу школьного образования вводится новый предмет «Информатика», который в основном был ориентирован на отработку у учеников навыков алгоритмизации и программирования. В 1985 г. для общеобразовательной школы был создан первый учебник «Основы информатики и вычислительной техники» (А. П. Ершов и В. М. Монахов). Третий этап, от конца 80-х и практически длившийся до конца двадцатого столетия, связан с повсеместным внедрением персональных компьютеров, созданием разнообразных компьютерных программ. Произошла замена в образовании лозунга «Уметь программировать» на более актуальный для общества того времени — «Уметь пользоваться» информационными технологиями, прежде всего в области автоматизации некоторых видов труда человека, например, по различной переработке информации. Информатика при этом рассматривалась как дисциплина, формирующая навыки обработки информации различных видов с помощью некоторого набора универсальных информационных технологий.
Остановимся на основных понятиях, используемых далее в пособии. Под компьютерными технологиями будем понимать компьютерную систему, состоящую из аппаратных средств (физических устройств) непосредственно самого компьютера и его периферийных устройств (например, принтера, сканера, модема и т. д.). Под новыми информационными технологиями — НИТ (вслед за Горбуновой И. Б.) — в самом общем виде будем понимать совокупность программных средств, методов и моделей обработки информации при непосредственном интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему. Слово «новые» здесь подчеркивает, что информационные технологии постоянно развиваются, совершенствуются и потому всегда новые. Соответственно под компьютеризацией общества рассматривается процесс развития компьютерной технической базы общества, обеспечивающий хранение, передачу и переработку информации. Под информатизацией общества — организованный процесс интеграции информационных технологий во все сферы деятельности общества и создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации на основе информационных технологий прав граждан, организаций, органов государственной власти и т. д. Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества».
Информационная среда общества (или пространство) понимается как среда создания, распространения и использования информационных ресурсов общества (компьютерных и информационных технологий, сетей, средств массовой информации, справочно-поисковых систем, системы образования в целом и т. д.). Информационно-образовательная среда. При организации практической и самостоятельной работы, в соответствующей информационно-образовательной среде (ИОС) основного или дополнительного образования, безусловно, следует обращать внимание на контингент слушателей и мотивацию получения знаний: уровень и профиль «базового» образования, цель и задачи обучения или переподготовки и т.п. Для ВУЗа можно выделить следующие категории слушателей: специалисты (повышение квалификации или второе высшее образование), студенты (получение основной специальности или специализация), школьники (профориентация и подготовка к поступлению в ВУЗ). Уровень «базового» образования отмеченных категорий и особенно мотивационная среда получения новых знаний и навыков различны, поэтому формы и методы проведения практических и самостоятельных работ, очевидно, должны быть разными (при этом проявляется одна из особенностей ИОС ВУЗа – ее адаптивность).
Вместе с тем общие требования к соответствующим программным педагогическим средствам едины, а сами средства должны обеспечивать: · связь теории с практикой; · мобильность и оптимальность, т.е. возможность каждому слушателю проявлять свою индивидуальность, фантазию и способности к творчеству, в соответствие с уровнем подготовки двигаться от простого к сложному и т.п.; · доступность или посильная трудность, т.е. возможность каждому слушателю получить информацию в том объеме, на который он рассчитывает и который определяется соответствующими Стандартами или учебными планами; · гибкость, т.е. возможность реализации принципов наглядности, самостоятельной работы, индивидуальности, мотивации к учебе и т.п. Четвертый этап (начало 21 в.) характеризуется переходом к стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных технологий. Человечество переходит к новой фазе своего развития — информационному обществу. Для адаптации и ориентации в нем, для построения адекватных систем практического действия в таком обществе недостаточно уже иметь только опыт использования компьютера и информационных технологий как нового инструмента деятельности человека.
Необходимо определить свое отношение к этому информационному миру, выстроить собственное мировоззрение о глобальном информационном пространстве, в котором всем нам предстоит теперь жить.
Выделим основные компьютерные и информационные средства обучения: Под дидактическим компьютерным средством понимают компьютерную систему, состоящую из аппаратных средств (физических устройств) самого компьютера и его периферийных устройств (принтера, сканера, модема и т.д.), ориентированную на обучение. Под информационным дидактическим средством понимают совокупность методов и моделей использования информации при непосредственном интеллектуальном доступе человека в компьютерную систему с целью образования. Цель информатизации образования – *формирование готовности личности к жизнедеятельности на информационной основе, а также успешной адаптации человека в постоянно меняющейся инфо-среде.
Ведущие типы информационных средств обучения: 1. Средства представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность). 2. Средства структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы). 3. Коммуникационные средства (сети разных уровней, телекоммуникации).
Типы информационных средств обучения по функциональному назначению: 1.Информационно-поисковые. 2.Демонстрационные. 3.Тренинговые. 4.Диагностирующие и тестирующие. 5.Контролирующие. 6.Экспертные. 7.Коммуникативные. 8.Вычислительные. 9.Офисные. 10.Сервисные. 11.Управленческие. 12.Моделирующие. 13.Имитационные. 14.Инструментальные. 15.Досуговые.
1 Информационно-поисковые. Обеспечивают представление информации и осуществление операций по поиску и систематизации информации при использовании различных систем поиска и обработки данных (Прим.- информационно-поисковые системы, учебные базы данных и знаний, информационно-справочные программные средства и пр. – привести примеры).
2. Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы; обеспечивают наглядное представление любой образовательной информации в целом. (Прим.- …). 3.Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала. (Прим.-…). 4. Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащихся; устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития. (Прим.-…). 5. Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом. (…). 6. Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалогмежду пользователем и НИТО при решении 3 или иной учебной задачи. (…). 7. Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа любой информации в локальных и глобальных сетях, удалённое интерактивно взаимодействие субъектов учебного процесса. (Прим.-…). 8. Вычислительные. Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, Расчётов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях. (…). 9. Офисные. Предназначены для создания, хранения, передачи и обработки информации общего назначения, ведения дел (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы различного структурированного представления информации, графические редакторы, компьютерные коммуникации). 10. Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность у пользователя компьютера. (Прим.-…). 11. Управленческие. Автоматизируют управление процессами, объектами, явлениями, информационными потоками и пр. (Прим.-…). 12. Моделирующие. Осуществляют моделирование сложных или нереальных объектов, явлений и процессов в целях их исследования. (…_. 13. Имитационные. Управляют действиями смоделированных реальных объектов, устройств; представляют определённый аспект реальности для изучения их структурных или функциональных характеристик. (…). 14. Инструментальные. Языки программирования, авторские инструментальные среды, системы автоматизированного программирования (САПР), которые предназначены для разработки программ, электронных программных продуктов, проектов и т.д. 15. Досуговые. Компьютерные игры и ср-ва компьютерной коммуникации для организации досуга и внеклассной работы в воспитательных и развивающих целях.
Основываясь на анализе всех концепций информатизации образования, сделаем следующие выводы: Главной целью и смыслом целостной и системной информатизации образования становится формирование готовности личности к жизнедеятельности на информационной основе, успешной адаптации человека в постоянно меняющейся, все более взаимосвязанной инфо-среде. Под информатизацией образования будем понимать процесс, направленный на обновление системы образования по следующим направлениям: · Смена базы образования — материальной, учебно-методической, информационной — с учетом новых информационных технологий в образовании и создание сервисных центров по обслуживанию этой базы. · Изменение целей и содержания образования, вызванное необходимостью формирования информационной культуры обучаемых; становлением фундаментального общеобразовательного курса информатики на всех ступенях образования; учетом системно-информационного подхода в разных предметных областях. · Повышение эффективности, доступности и качества образования — достижение качественно нового уровня образования за счет интеграции НИТ в обучение и воспитание. · Подготовка и переподготовка педагогических и управленческих кадров образования к осуществлению профессиональной деятельности на информационной основе. · Интенсификация научно-исследовательской деятельности и научно-методической деятельности в образовательных учреждениях. · Использование НИТ в управлении образовательными учреждениями на разных уровнях, вплоть до всей системы образования в целом. · Создание единого общеобразовательного пространства России и интеграция национальной системы образования в информационную образовательную инфраструктуру мирового сообщества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|