Компьютерные телекоммуникационные технологии, их дидактические функции
На сегодняшний день развитие информационных и телекоммуникационных технологий, нововведения в этой сфере являются одной из самых актуальных проблем в образовании. В статье «Использование компьютерных сетей в образовании» А. В. Могилев говорит о том, что «компьютерные телекоммуникации — интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта. Комплексное использование информационных и коммуникативных возможностей Internet обладает очень большими потенциальными возможностями в образовании. Возможности этой системы для поддержки свободного обмена информацией поразительны и практически безграничны. Рассмотрим основные идеи использования телекоммуникационных средств в образовательном контексте, основанные на классификации большого количества файлов, полученных в результате работы в Internet. Данный материал может помочь спланировать эффективное использование телекоммуникаций в обучении, полностью интегрированное с изучаемым учебным курсом. На смену устаревшей модели должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих положениях: • в центре технологии обучения - учащийся; • в основе учебной деятельности - сотрудничество; • учащиеся играют активную роль в обучении; • суть технологии - развитие способности к самообучению. Основные группы задач, решаемых с помощью сети, включают в себя • поддержку учебной работы учащихся; • обеспечение взаимодействия между педагогами, обмен педагогическим опытом и дидактическими материалами; • обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к быстро растущим информационным фондам, хранящимся в централизованных информационных системах;
• информационное обеспечение решения задач управления». В статье И. Розиной «Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития» представлен анализ современного состояния процесса информатизации в России, характеризующегося формированием единой образовательной среды. Рассмотрены задачи и примеры их решения для организации информационно-коммуникационного всеобуча преподавателей и студентов и получения нового качества образования в его содержании, методах и организационных формах. Исследование строится на двух моделях компьютерно-опосредованной коммуникации (человек-компьютер-человек) при использовании технологий электронной почты и на модели человеко-компьютерного взаимодействия (человек-компьютер) в реализации веб-технологии для целей образования. Обсуждаются особенности этих образовательных технологий и процессы адаптации к новой образовательной среде. Представлены примеры курсов и проектов, в которых практически реализовано обучение навыкам компьютерно-опосредованной коммуникации.
Автор анализирует коммуникативные процессы по используемым средствам: Коммуникация на основе электронной почты. Среди рекомендаций по использованию коммуникативных возможностей электронной почты в обучении можно назвать следующие: – хорошая техническая подготовленность и мотивированность участников процесса обучения, – предварительная проработанность координационных методов, – постановка реальных исследовательских задач, – предъявление конечного учебного продукта в результате обучения, – формирование представлений по этичному коммуникативному и межкультурному общению. Коммуникация на основе веб-технологии. В процессе конструирования дизайна электронной образовательной среды на основе веб-технологий можно выделить три этапа - концептуальный (например, подготовка технико-экономического обоснования, ТЭО и технического задания, ТЗ, изучение аналогов и подходов, анализ требований к знаниям и умениям и пр.), структурный (детальная разработка структуры, выбор коммуникативных и контролирующих технологий, разработка средств защиты от несанкционированного доступа и пр.), производственный (создание среды, апробирование в учебном процессе). Наиболее важным этапом является концептуальный, на котором закладывается эффективность создаваемой образовательной среды.
В заключении автор делает обобщающий вывод о том, что современное состояние информатизации в России характеризуется задачей формирования единой образовательной электронной среды. Наиболее существенными препятствиями на этом пути являются системный кризис Кумбса и цивилизационный кризис Тофлера, которые в российском образовании выражены столь ярко. Выделяя (по коммуникативным характеристикам) две модели взаимодействия в образовательной среде: "человек-компьютер-человек" и "человек-компьютер" (низко-контекстуальная культура, по Э. Холлу), для исследования педагогического взаимодействия по первой модели введено понятие учебной компьютерно-опосредованной коммуникации, практически ориентированной на использование в образовательной деятельности. Ввиду сравнительно небольшой выборки научно- образовательного сообщества автор опирается на репрезентативные исследования Интернет-сообщества в целом. Как для общества в целом, так и для образования, вхождение инновации, каковой являются освоение ИКТ, потребует немало времени (правило 30 лет). Если исходить из теории коммуникации, то современный этап характеризуется социальной моделью (две предыдущие - информационная и психологическая), в которой подчеркивается важная роль процесса социально-созидающего и смысло-созидающего формирования общности и самовосприятия.
Телекоммуникационные технологии используются в школе для различных целей. Для достижения этих целей будущие учителя информатики должны овладевать программными средствами телекоммуникационных технологий не только как пользователи, но и как создатели собственных программных продуктов. Схема на рис.1 представляет варианты использования этих технологий.
Пользовательский вариант применения сетевых технологий обеспечивает использование сетей как обширного банка информации и организации обучения работе в сетях. Применение их для работы над созданием различных телекоммуникационных проектов предусматривает как пользовательский вариант применения, так и вариант разработчика.
Что касается круга программных систем, которые наиболее часто используются при обучении телекоммуникационным технологиям, то самые разнообразные возможности предоставляет сеть Internet, активно внедряемая сейчас в школьное образование. Поэтому рассмотрим именно ее возможности и предназначенные для работы в ней программные системы. Данные классы программных систем представлены на рис.2. Там же выделено, какие из них используются в режиме пользователя, какие – в режиме разработчика. Подробнее разберем, какие программные системы имеются в каждом названном классе и могут использоваться для обеспечения работы в указанных режимах. Для работы с электронной почтой используются Internet Mail, Netscape Mail, Outlook Express. Отличаясь высокой степенью интерактивности, компьютерные телекоммуникации создают уникальную учебно-познавательную среду, то есть среду, используемую для решения различных дидактических задач (например, познавательных, информационных, культурологических и пр.). Отличительной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется: • возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией; • наличием условий для развития творческого мышления (при использовании асинхронной связи);
• условиями для превращения обучения посредством сети в социальный коллективный и коллаборативный процесс; • концентрацией внимания всех участников взаимодействия посредством сети на самой информации (например, тексте сообщения электронной почты), а не на внешних личных атрибутах автора (возрасте, одежде, национальности и т.п.); • условиями для создания "виртуального класса", реализации возможностей группового и проектного обучения;
Дидактические функции телекоммуникаций, обусловленные их свойствами: • Возможность оперативной передачи информации любого объема, любого вида на любые расстояния. • Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени. • Возможность интерактивности с помощью оперативной обратной связи. • Возможность доступа к различным источникам информации. • Возможность организации электронных конференций. • Возможность диалога с любым партнером. • Возможность запроса информации через электронные конференции. • Возможность перенести полученные материалы на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю. Уже накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования. Возможность организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов, научных работников: • Организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации; • Формировать у партнеров – учащихся, студентов, учителей – коммуникативные навыки, культуру общения, • Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории; • Формировать умения добывать информацию из разнообразных источников; • Создавать подлинную языковую среду; • Способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|