Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационные технологии в системе образования.




В настоящее время учащиеся имеют различные источники информации: телевидение, видео, компьютерные словари, энциклопедии и базы данных. Некоторые из этих средств оказывают наиболее действенное влияние на обучаемого, чем традиционный учебный процесс.

Учитель в этих условиях играет роль в меньшей степени распространителя информации. От него требуется правильно воспринимать информацию, классифицировать и анализировать множество факторов, строить общую картину явлений или события. Такая роль больше похожа на роль руководителя или организатора. Это в свою очередь влечет трансформацию методов и подходов в обучении в сторону творческого сотрудничества учителя и учащегося. И здесь незаменимым помощником учителю служат новые информационные технологии, включающие в себя компьютер и коммуникационные составляющие.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо вникнуть в суть этого понятия.

Говоря об информационных технологиях, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других – конкретный способ работы с информацией, то есть существует двоякая трактовка понятия «информационные технологии». В одном случаи – это способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в другом – совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (аудио – и видеосредства, кино, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. А суть информатизации образования состоит в создании как для учащихся так и для учителей благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Существенного повышения эффективности обучения можно дробиться при комплексном использовании различных возможностей средств информационных и коммуникационных технологий на разного рода занятия. Например, следующих возможностей:

· незамедлительная обратная связь между пользователем и системой;

· сбор, хранение и быстрая доставка разного рода информации;

· модификация и визуализация изучаемых явлений и процессов.

Организация разнообразных видов деятельности в условиях внедрения средств информатизации приводит к изменению стереотипов поведения, выработке новых качеств личности, развитию творческого активности, и творческого подхода к выполнению различного рода заданий. Комплексное использование возможностей современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании способствует созданию условий для развития и проявления личностных качеств обучающих, удовлетворение познавательных потребностей, развитие их социальных и коммуникационных способностей, навыков самообразования.

Компьютерные технологии обучения. Компьютерные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Основной стратегической линией психолого-педагогического обеспечения компьютерного обучения становится обоснование целостных систем учебной деятельности, сохраняющих и при использовании компьютера все возможности формирования и развития основных сфер человека.

 

 

Иначе говоря, необходима номенклатура целей, учитывающая новые педагогические концепции личностно ориентированного обучения и индивидуально-деятельностный подход:

· развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления (познавательного, творческого), памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений учиться, формирование предметных знаний, умений, навыков;

· развитие мотивационной сферы: формирование потребностей - интеллектуальной, в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания; потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности; воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;

· развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;

· - развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям - как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;

· формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся, разъяснение им смысла предстоящей деятельности, актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний, стимулирование целеполагания, создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий, помощь и коррекция деятельности, оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

 

В настоящее время наибольшее распространение получили направления, где компьютер:

· Средство для предоставления информации, учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

· Средство информационной поддержки учебных процессов как дополнительных источник информации;

· Средство для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;

· Универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.

Таким образом, компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении ново материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для учащегося он выполняет различные функции учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды.

Отличаясь высокой интерактивностью, компьютерные технологии способствуют созданию уникальной учебной подготовительной среды, то есть среды, используемой для решения различных дидактических задач.

Компьютерные технологии обеспечивают:

· Диалоговый характер обучения;

· Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

· Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой формы работы;

· Поддержание у ученика психологического комфорта при общении с компьютером;

· Развитие творческого мышления учащихся.

· Учебный процесс при использовании компьютерных технологий организуется таким образом, чтобы обучаемый мог самостоятельно комплексом знаний, умений и навыков, научиться действовать творчески и эффективно.

·

Активизация учебной деятельности учащихся в процессе обучения с использованием возможностей компьютера обеспечивается за счет следующих методов, форм, средств и навыков:

· улучшение наглядности за счет применения видео, мультипликации, технологии мультимедиа, позволяющие их моделировать сложные явления и процессы, имитировать работу сложных организованных систем, осуществлять аудиосопровождение учебной информации.

· повышение эффективности восприятия комментариев к учебному материалу, который параллельно демонстрируется на экране компьютера, за счет сочетания зрительной наглядности и слуховой.

· моделирование, наблюдение и изучение математических моделей различных явлений и процессов, что способствует формированию у учащихся умения принимать решения в экстремальных ситуациях; активизации творческих возможностей; развитию навыков самостоятельной работы; развитию навыков исследовательской деятельности; формированию информационной культуры.

· улучшение методов оценки знаний за счет автоматизации контроля, что позволяет получить более полную и объективную информацию о ходе процесса обучения, об уровне подготовленности учащихся, повышает интенсивность обучения.

 

 

· создание условий для самостоятельного приобретения учащимися большей части знаний, что позволяет им удовлетворить свои потребности в свободе выбора, в свободе действий, поступков, формирует у них ответственность за результаты своего труда, развивает способности к творчеству, способствует активному вовлечению в учебный процесс каждого обучаемого.

 

Компьютер для предоставления учебного материала. Сегодня наиболее впечатляющие достижения в области презентации учебного материала относятся к таким областям, как физика, химия, биология, история, искусство. Современные технологии мультимедиа позволяют эффективно представлять с помощью анимации различные схемы и графики, а затем иллюстрировать их с помощью фотоизображений, звуковых фрагментов и видеоклипов. Ожившие схемы намного эффективнее донесут смысл и идею той или иной изучаемой модели, того или ионного рассматриваемого явления. Формулы, схемы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты, собранные в базу материалов, могут храниться в цифровом виде на магнитных носителях. Они не портятся, не занимают много места, легко управляются в процессе демонстрации.

Как средство представления учебного материала компьютер может быть использован учителем в школьном классе, а также учащимися при подготовке тематических докладов, сообщений, разработке творческих проектов и заданий.

Компьютер для контроля за уровнем знаний. Как средство определения уровня знаний и контроля за процессом их усвоения компьютер используется давно. Но развитие методов и подходов в этих вопросах продолжается. Совершенствуются как методы опроса обучаемого, так и принципы оценки уровня знаний. В любом случае информационный аспект взаимодействия обучаемого с компьютером является основополагающим элементом в определении уровня знаний обучаемого. В поисках эффективных дидактических приемов здесь используются нетрадиционные приемы.

Вместо схемы «вопрос-ответ», «да – нет» используются более эффективные подходы. Примером может служить опрос, в котором ответ на поставленный вопрос следует выбрать из нескольких предложенных вариантов. Традиционно в предлагаемом списке присутствует только один правильный ответ. Альтернативный подход заключается в том, что все предлагаемые ответы правильные, но с различной степенью точности. Наиболее полный, точный и следует выбрать.

Другим примером является опрос на основе графического изображения. С помощью такого опроса можно эффективно проверять усвоение материала, который обучаемым предоставляется в виде схем и рисунков. Такие опросы не только контролируют, но и способствуют лучшему пониманию и уяснению учебного материала.

Компьютер для тренажера и проблемного обучения. Как тренажер компьютер выступает в роли универсального приспособления, помогающего учащимся решать ту или иную задачу или выполнять то или ионное упражнение. Данное направление относиться к той области, где компьютерные технологии могут быть применены с высокой степенью эффективности.

Основной шаг включает следующие действия:

· оценка уровня подготовленности обучаемого;

· выбор задания в соответствии с подготовленностью обучаемого и целью обучения;

· поддержка процесса выполнения задания;

· прием, анализ и оценка ответа обучаемого.

Данный процесс отличается значительной индивидуальностью в выборе проблемы и самостоятельностью обучаемого при ее решении. Задания выбираются в соответствии с уже имеющимся уровнем подготовки обучаемого, с его с его способностями и темпераментом. Роль учителя при самостоятельной работе учащегося заключается в поддержке процесса решения проблемы и последующей оценке результатов. Отсутствие в таком процессе активного взаимодействия обучаемого и учителя привело к многочисленным попыткам оставить обучаемого наедине с компьютером, освободив таким образом учителя от непроизводительной работы.

Компьютер для проведения учебных экспериментов и деловых игр. Проведение деловых игр (или других учебных экспериментов на основе имитационной деятельности) представляет собой педагогический метод, который одновременно служит приобретению, применению и проверке знаний. Основное предназначение деловых игр – тренировка в повышении эффективности решений в рассматриваемой предметной области.

Деловые игры на компьютере требуют активной познавательной деятельности, через них учащийся может творчески применять ранее приобретенные умения и навыки. В игровой деятельности учащийся находит область самовыражения, проявления личностных качеств.

Особенность компьютерной деловой игры - в возможности ее превращения в тренажер (причем дидактический материал можно постоянно обновлять).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...