Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Телекоммуникационные технологии и их дидактические свойства





Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и телекоммуникаций, будем понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе.

Дидактические свойства синхронной телекоммуникационной связи «компьютер-компьютер»:

• передача и прием информации (текста любого объема, графики) от партнера к партнеру (с компьютера на компьютер);

• подготовка, редактирование и обработка текста;

• хранение и систематизация информации;

• загрузка информации в сеть с жесткого или гибкого диска;

• перевод информации из сети на жесткий или гибкий диски;

• синхронный обмен информацией с партнером;

• распечатка информации на принтере.

Дидактические свойства электронной почты:

• передача сообщений или текстов (файлов) одновременно большому числу абонентов;

• хранение поступающей в память центрального компьютера информации, готовой к передаче по запросу пользователя;

• синхронный обмен информацией с партнерами;

• отправление информации в электронный почтовый ящик центрального- компьютера для хранения ее в течение сколь угодно длительного времени до востребования;

• получение автоматического уведомления о том, что информация прочитана или возвращена (не дошла до адресата);

• подготовка и редактирование текстов;

• перекачка информации из сети на жесткий или гибкий диски (и обратно);

• распечатка текстов на принтере для рассылки и дальнейшего обсуждения;

• демонстрация текстов, графической информации на экране дисплея,- позволяющая групповое участие в обсуждении и интерпретации информации;

• обеспечение учащихся возможностью использовать первоклассные,- новейшие средства информационной технологии, широко используемые в мире;

• подключение к любым электронным банкам и базам данных для получения интересующей пользователя информации.



 

Дидактические свойства телеконференций:

• передача информации (текстовой, графической, звуковой) через систему- телеконференций непосредственно на компьютер любому пользователю, являющемуся

• абонентом сети, в которой размещается данная конференция;

• прием информации (текстовой, графической, звуковой) от любого партнера - участника конференции;

• подготовка, редактирование текстов, графического материала;

• обработка и хранение текстов, графики;

• распечатка текстов на принтере для последующей рассылки и работы;

• обеспечение (при необходимости) синхронной и асинхронной коммуникации, что позволяет участникам конференции переслать свою информацию в систему в любое удобное для участника время и таким же образом получать информацию от других участников. Все сообщения в этих случаях нумеруются, систематизируются по типам, что облегчает доступ к ним. Разветвленная система асинхронной связи позволяет создавать дополнительные подтемы в рамках той же конференции. Участники же получают возможность хорошо подумать, прежде чем отправлять свое сообщение.

К конференции могут подключаться другие абоненты сети, если такая возможность предусматривается специально, и наблюдать за ходом обсуждения.

 

 

Дидактические свойства электронной доски объявлений:

• возможность размещения и хранения своего сообщения на доске объявлений без точного указания адресата (всем-всем-всем);

• возможность поиска интересующей пользователя информации и вступления в контакт с обладателем этой информации;

• возможность поиска партнера для совместной работы;

• возможность распечатки на принтере интересующей информации.

Таковы дидактические свойства различных видов телекоммуникаций.

Под дидактическими функциями будем понимать внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.

 

Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный опытприменения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет:

• организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, преподавателей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного или разных регионов или даже разных стран. Метод проектов позволяет при этом организовать подлинно исследовательскую творческую либо чисто прикладную, практическую, самостоятельную деятельность партнеров, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной и практической, творческой деятельности;

• организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых через систему научно-методических центров;

• организовывать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров;

• оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим- участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя свой кругозор, повышая свой культурный уровень;

• формировать у партнеров - учащихся, студентов, преподавателей -- коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает со стороны партнеров умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера;

• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

• формировать умения добывать информацию из разнообразных источников- (начиная с партнера по совместному проекту, кончая удаленными базами данных), обрабатывать ее с помощью самых современных компьютерных технологий, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния, в разные точки планеты;

 

• создавать подлинную языковую среду (в условиях совместных- международных телекоммуникационных проектов, телеконференций (обычных, а также аудио и видеоконференций), способствующую созданию естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребность в изучении иностранных языков;

• способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе- приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана.

 

Задания для самостоятельной работы и подготовки к занятиям по теме:

1. Обсудите с Вашими коллегами их отношение к процессу информатизации образования. Оцените уровень информатизации образования в Вашем учебном заведении и попробуйте сделать набросок задач, которые необходимо решить по изменению этого уровня в лучшую сторону. Что мешает реализации этих задач?

2. Какого содержание, формы и методы каждого из этапов процесса обучения на уроке с использованием компьютерных (информационных) средств (дидактическая структура): а) актуализация опорных знаний и способов действий; б) формирование новых понятий и способов действий; в) применение знаний, формирование умений.

3. Каково психологическое содержание структуры занятия с использованием компьютерных (информационных) средств (психологическая структура), модель которого представляет собой: а) управление вниманием учащихся на занятии; б) раскрытие смысла предстоящей деятельности; в) актуализация мотивационных состояний; г) совместное с учащимися целеполагание; д) формирование системы учебных действий (планирующие, ориентировка в деятельности, исполнительские); е) формирование способов контроля за своими действиями; ж) формирование самооценки, отношения к процессу и результату деятельности.

4. Сформулируйте несколько форм сочетания информационных с традиционными средствами в образовании и развитии учащихся. Каково назначение деятельности педагоги и возможности информационных средств в данном контексте?

5. Разработайте набор показателей для экспертной оценки программных средств учебного назначения (педагогических программных средств).

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какой смысл вкладывается в понятия «новые компьютерные» и «информационные технологии»?

2. Как Вы понимаете процессы компьютеризации и информатизации общества?

3. Сформулируйте Вашу личную позицию к процессу информатизации образования. К какому типу педагогов Вы себя относите?

4. Насколько интенсивно используется в вашем учебном заведении компьютерная техника в образовательных целях?

Темы рефератов по теме:

· Единый образовательный интернет-портал: от концепции до технологии.

· Ограничения и опасности использования информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций.

· Особенности развития учащихся в условиях традиционных и компьютерных коммуникаций.

Литература: Основная:

1. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2002 г., 184 с.

2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. – Изд.: «Академия», 2005 г., 331 с.

3. Кравченя Э.М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства. Учебное пособие. – Изд.: «ТетраСистем», 2004 г., 320 с.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. / Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2003 г., 272 с.

Дополнительная:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.

2. Васильев В.И., Буркин А.П., Свириденко В.А. Системы связи. - М. Высшая школа,1987 г.,280 с.

3. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А., Первин Ю.А. Педагогические и технологические основы создания открытых программно - методических систем: Информатика и образование, 1998.

4. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.

5. Могилёв А.В. и др. Информатика: Учеб. пособ для студ. пед. вузов /Под ред. Е.К.Хеннера. - 2-е изд.,стер. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001.

6. Назаров С.В. и др. Компьютерные технологии обработки информации: Учебное пособие. – Изд.: «Финансы и статистика», 2004 г., 248 с.

7. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании / Под общ. ред. В. А. Извозчикова. СПб., 1997.

8. Педагогические технологии: Учеб. пособие для студентов педагогических специальностей. / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2002, 320

9. Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Самарский пед. ин-т, 1993.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.