Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая сущность прибыли и ее виды




 

Экономическая сущность прибыли является одной из слож­ных дискуссионных проблем в современной экономической теории.

Прибыль - это превышение дохода над расходами Обратное положение называется убытком. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя и государства. Но во всех случаях оно означает выгоду. Если предприятие работает прибыльно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар у данного производителя (магазине), получает выгоду, а государство может за счет налогов на прибыль решать приоритетные социальные задачи, в т.ч. поддерживать убыточные объекты.

Прибыль для предприятия является главным источником финансовых ресурсов для целей расширения производства, а также материального стимулирования работников и удовлетворения их социально-бытовых потребностей. Прибыль также является главным оценочным показателем работы предприятия, т.е. по наличию прибыли и ее размеру можно судить о финансовой устойчивости предприятия. Это важно для партнеров, для банка при кредитовании, оформления лизинговых и других финансовых операций.

На предприятиях в зависимости от метода исчисления используют следующие виды прибыли.

1. Экономическая прибыль (Пэ):

Пэ = РП - ИЗ (я+ня)

где РП - объем реализованной продукции;

ИЗ (я+ня) - издержки предприятия явные и неявные.

 

2. Прибыль от реализации продукции (Прп):

Прп = РП - НДС – ОЦРФ -ОЦМФ - ИЗ,

где НДС - налог на добавленную стоимость;

ОЦРФ - отчисления в целевые республиканские фонды;

ОЦМФ - отчисления в целевые местные фонды;

ИЗ - издержки предприятия явные.

 

3. Прибыль балансовая (ПБ):

ПБ = Прп + По + Двр - Рвр,

где По - прибыль операционная;

Двр - доходы внереализационные;

Рвр - расходы внереализационные.

 

4. Прибыль налогооблагаемая (Пн/о):

Пн/о = Пб - Н н/д - Пл - Д,

где Нн/д - налог на недвижимость;

Пл - прибыль льготируемая;

Д - дивиденды.

 

5. Прибыль чистая (Пч):

Пч = Пб - Нн/д - Нп - Нм,

где Нп - налог на прибыль;

Нм - налоги местные.

7.2. Методы планирования прибыли на предприятии

 

При планировании прибыли используют метод прямого счета и аналитический.

При использовании метода прямого счета плановая сумма прибыли рассчитывается по каждому изделию отдельно и для определения общего объема прибыли по предприятию в целом результаты расчетов суммируются:

 

где Пп - сумма прибыли в плановом году по предприятию в целом;

— прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого периода го изделия;

— прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде го изделия

— прибыль в остатках готовой продукции на конец планируе­мого периода го изделия.

При значительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции используется аналитический метод планирова­ния прибыли. Этот метод применим при отсутствии инфляци­онного роста цен и себестоимости. При использовании анали­тического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая товарная продукция выпуска­ется в базисном году, предшествующем планируемому, поэтому известны се фактическая полная себестоимость и объ­ем выпуска. По этим данным можно определить базовую рен­табельность Р0:

Ро = х 100,

где По — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базис­ного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

Со — полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности:

- рас­считывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базовой рентабельности (Пбр):

Пбр = Сп х Ро,

где Сп - Себестоимость товарной продукции в плановом году;

 

-рассчитывается изменение (+, -) прибыли в планируемом году за счет технико-экономических факторов.

Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции, себестоимости и других показателей на величину прибыли (). Такие расчеты выполняются в специаль­ных таблицах на основе плановых данных об ассортименте про­дукции, ее качестве, сортности.

Влияние на прибыль всех перечисленных факторов сум­мируется. Прибыль в плановом году определяется суммированием величины прибыли, рассчитанной на основе базовой рентабельности и размера влияния на прибыль всех перечисленных факторов (Пп):

Пп = Пбр

Далее рассчитывается прибыль в остатках нереализованной продукции и прибыль по несравнимой товарной продукции.

Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объ­ема и стоимости продаж, при которых коммерческое предпри­ятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и ус­ловно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из вы­ручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможен­ных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и полу­чается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибы­ли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубы­точности — это такой объем выручки, при котором предпри­ятие не получает ни прибыли, ни убытка.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (финан­сового) рычага, т. с. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реа­лизации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реали­зации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных за­трат на финансовый результат при изменении объема произ­водства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

Пример. Выручка от реализации продукции составила на предпри­ми 500 млн. руб., условно-переменные затраты - 250 млн. руб., условно-постоянные затраты - 100 млн. руб. Рассчитаем точку безубыточности и эффект операционного рычага:

Рассчитаем процент прибыли к выручке от реали­зации:

250: 500 х 100% = 50%.

Точка безубыточности в этом случае будет определена как отно­шение постоянных затрат к доле прибыли в общей вы­ручке от реализации:

100: 50% х 100% = 200 млн. руб.

Эффект операционного рычага рассчитаем как отношение маржинальной прибыли к прибыли. В нашем примере сила воздейст­вия операционного рычага будет равна:

250: 150 = 1,67.

Другими словами, любое изменение выручки влечет за собой из­менение прибыли в пропорции 1:1,67. Допустим, у предприятия поя­вилась возможность увеличить выручку от реализации на 10%, в этом случае прибыль возрастет на 16,7%:

Выручка от реализации: 500 х 1,1 = 550 млн. руб.

Переменные затраты: 250 х 1,1 =275 млн. руб.

Маржинальная прибыль: 550 - 275 = 275 млн. руб.

Прибыль от реализации: 275 - 100 = 175 млн. руб.

Прибыль увеличилась на 25 млн. руб. или 16.7%.

При снижении выручки от реализации сила операционною рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли. В на­шем примере уменьшение реализации на 5% повлечет за собой сни­жение прибыли на 8,35% (5 х 1,67).

Метод воздействия операционного рычага в современных условиях широко используется в планировании прибыли.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...