ТЕМА 6: Украина и иностранный капитал
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В современном мире происходит мощная экономизация политики и возрастает роль и значение финансовых отношений в решении международных проблем и конфликтов. Национальные правительства при разработке и построении стратегических моделей развития опираются не столько на геополитическую, сколько на геоэкономическую систему координат. Стратегическое запаздывание с реструктуризацией отраслей и инфраструктуры в Украине не позволяет вывести внешнеэкономическую политику нашей страны в пространство геоэкономики (ТНК, мировой рынок капитала, производственно-инвестиционные цепочки мирового дохода), сужает внешнеполитическую коммуникацию до межгосударственного уровня, развивает внешнеполитическую активность в геополитических альтернативах Запад -Восток. Формирование двухсекторной модели экономики (ориентация исключительно на экспорт или внутренний рынок) не только порождает конфликт в связи с ограниченными внутренними ресурсами, но и программирует геополитический пат, который выражается во взаимоисключающих действиях Украины при работе с ближайшими торгово-экономическими блоками (ЕС, ЕвраЭС). Украинская экономика по своей структуре не является самодостаточной, а кризис управленческой модели и уход от реструктуризации экономики, видимо, еще не позволят сформировать замкнутые промышленно-инвестиционные комплексы на территории страны. Сегодня реализация любого крупного решения, касающегося внутриэкономической стратегии, требует формирования и соблюдения особых внешнеэкономических и внешнеполитических условий. Для решения этой задачи требуются принципиально иные стратегии. Прежде всего экономическая стратегия должна учитывать геоэкономические факторы и процессы глобализации, должна изначально предопределять внутриэкономическую стратегию и модель поведения как государственных институтов, так и субъектов хозяйствования.
В частности, предлагаемые сегодня модели и инструменты реструктуризации, исходя из позиций микроэкономики, не в состоянии обеспечить эффективную реструктуризацию индустриальной в своей основе экономики Украины. Напротив, геоэкономический подход к реструктуризации национального хозяйства предлагает проекты реструктуризации не отдельных (обособленных) предприятий или отраслей, а украинской экономики в целом. В рамках геоэкономической парадигмы ресурсы, которыми еще обладает украинская экономика, и используются для создания и разворачивания на территории Украины инфраструктуры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных комплексов экономики. Это означает, что в основу экономической стратегии страны должны быть положены конкретные проекты по созданию условий для открытия международных банков, оффшорных механизмов по обслуживанию их деятельности, налоговых льгот и СЭЗ, сохранение и развитие трансконтинентальной трубопроводной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур, формирование современного портового и складского хозяйства и т.д. Эти проекты будут требовать разработки соответствующего финансово-экономического законодательства, регулирующего международный транзит, деятельность таможенных и налоговых служб, банковской системы и других финансово-инвестиционных институтов в Украине. В свете стратегии разворачивания на территории страны инфраструктуры по обслуживанию денежно-кредитных и производственно-инвестиционных механизмов глобальной экономики по другому выглядят и модели обеспечения национальной безопасности, прежде всего экономической, и включение в европейскую и международную систему безопасности.
Украина, отставшая от большинства европейских постсоциалистических государств в создании рыночной инфраструктуры, сегодня вынуждена переходить от этапа полуреформ к реформам. Одна из составляющих данного этапа - проведение полномасштабной приватизации стратегически важных, а поэтому и дорогостоящих промышленных объектов. Отечественный капитал не в состоянии выкупить стратегические предприятия. Таким образом, не исключается приход нерезидентов, способных выделить на покупку интересующих их в Украине предприятий адекватные суммы. С одной стороны, дальнейшее «придерживание» потенциально прибыльных объектов украинской экономики в нереформированном виде (с расчетом на «созревание отечественного капитала) приводит к ускоренной деградации и полной остановке промышленности, провоцирует рост социального напряжения. С другой стороны, «неденежная» (или «псевдоденежная») раздача собственности отечественным влиятельным бизнесс-группам, не предусматривающая реализации инновационно-инвестиционных проектов, несмотря на все призывы к укреплению «национального капитала», обрекает промышленные объекты на окончательную деградацию. В таких условиях стимулирование и приход иностранного транснационального капитала в украинскую экономику рассматривается экспертами как едва ли не единственный способ, позволяющий если не остановить, то, по крайней мере, затормозить процесс обострения социальных проблем в Украине. Однако возрастающее влияние национального капитала на отечественную экономику во многом формирует целый ряд приоритетов отечественной экономической политики. До настоящего времени наиболее успешно украинский рынок осваивают ТНК индустриально развитых стран - США, Германии, Великобритании, Франции и т.д. Инструментом освоения отечественного рынка в данном случае выступают международные финансовые организации (МФО), к сотрудничеству с которыми вынуждает большой внешний долг. Общеизвестно, что МФО жестко связывают предоставление финансовой помощи с реализацией украинскими правительствами определенной модели экономических преобразований.
Кроме того, международные финансовые организации, работающие с Украиной (МВФ, Всемирный банк и др.), через институализированную и разветвленную сеть влияния на деятельность структуры исполнительной власти финансируют и поддерживают проекты создания тех рыночных институтов и инструментов (инфраструктура фондового рынка, реструктуризация в электроэнергетике и в финансовом секторе, управление процессом большой приватизации и т.п.), без которых вхождение западных капиталов на национальные рынки постсоветских стран весьма затруднено. По мнению экономистов, процесс внедрения западных ТНК в отечественную экономику будет иметь неоднозначные последствия. Совершенно очевидно, что, с одной стороны, приход ТНК - это положительный фактор для отечественной экономики, так как корпорации внедряют новые технологии и эффективный менеджмент. С другой стороны, ТНК абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, поскольку ориентируются на включение лишь высокодоходных сегментов украинской экономики в систему международного распределения труда. Такой подход чреват погружением менее доходных отраслей экономики в полную депрессию. В то же время энергоемкая структура производства и сохранение гипертрофированной зависимости Украины от российских энергоносителей сохраняют и за Российской Федерацией наряду с МФО статус одного из «наибольших кредиторов» Украины. Сегодня российские компании взяли в свои руки переговоры по ключевым экономическим вопросам. Их интересуют не столько интеграционные намерения Украины, сколько инвестиционно-привлекательные и стратегически важные украинские предприятия, доступ к которым рассматривается как вариант погашения украинских энергетических долгов и как способ повышения конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках. С другой стороны, наиболее продвинутые российские компании проявляют интерес к объемам внутреннего потребительского рынка и перспективам закрепления на нем (автомобильный рынок, нефтепродукты, рынок газа, алюминия и т.п.).
Итак, совершенно очевидно, что в Украине постепенно формируется такая экономическая структура, в которой значительную роль будет играть транснациональный капитал (западный либо российский). В сложившихся обстоятельствах единственным конструктивным шагом, своеобразным «организованным отступлением», по мнению аналитиков, может стать разработка комплексной системы законодательства, регламентирующей деятельность ТНК в Украине и определяющей взаимные права и обязательства между ТНК и государством. Во взаимоотношениях с иностранным капиталом Украина выступает в качестве принимающей стороны, которая заинтересована в его привлечении, поощрении деятельности иностранных фирм в национальной экономике. Сегодня важно создание целостной стратегии и политики государства по отношению к деятельности ТНК. Разрозненные юридические нормы, регламентирующие деятельность иностранного капитала в Украине, не согласованы с нормами и стандартами международного законодательства. По существу, стране еще только предстоит подключиться к международным механизмам, которые регламентируют взаимоотношения ТНК и национальных государств как на двухстороннем, так и на многостороннем уровнях. В мире накоплен большой опыт применения инструментов и рычагов экономического воздействия, регулирующих деятельность иностранного капитала. Это прежде всего относится к законодательству об иностранных капиталовложениях, мерам таможенного и налогового регулирования, механизмам госконтроля за ценами и защитой потребителя, законодательству о передаче технологий, защите интеллектуальной собственности, торговле патентами и товарными знаками и т.д. По существу, необходимо сформировать национальную модель инвестиционного законодательства по типу Кодекса иностранных инвестиций, который существует во многих странах. Это позволит установить стандарты поведения ТНК и меры административного контроля за их выполнением. Известно, что неблагоприятный экономический климат в Украине сделал экономику страны непривлекательной для иностранных инвесторов. В то же время значительная часть украинской экономики уже функционирует при прямом или косвенном участии иностранного капитала, как российского, так и западного. В этих условиях легализация деятельности иностранного капитала в Украине является не менее актуальной проблемой, чем меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности украинской экономики. Выход из «тени» иностранного капитала станет сигналом для многих западных инвесторов, которые до последнего времени ограничивались только мониторингом экономической ситуации в Украине.
Предстоит научиться обращать в свою пользу баланс выгод и издержек, связанных с деятельностью ТНК. Практика показывает, что поиск нетрадиционных форм контрактных взаимоотношений с ТНК позволяет в значительной степени снимать остроту разногласий в вопросах собственности и переводить отношения в прагматическое русло, связанное с поиском механизмов справедливого распределения доходов и расходов. Одной из особенностей валютно-финансовых отношений в Украине 2000-2002 гг. стало существенное увеличение частных заимствований за границей. В 2000 г. 68% всех полученных Украиной внешних кредитов привлечены частными заемщиками без государственных гарантий (против 35% в 1999 г.). При этом не гарантированные государством иностранные заимствования субъектов хозяйствования составили $915 млн., а погашено кредитов на общую сумму $615 млн. Возрастание роли частного сектора отечественной экономики в привлечении внешних финансовых ресурсов в целом соответствует мировым тенденциям. Однако объем просроченных средне- и долгосрочных не гарантированных государством кредитов превысил половину их общей суммы и на 1 октября 2000 г. вырос до $652 млн. В целом же наращивание внешнего долга Украины создает реальную угрозу возникновению валютного, долгового и бюджетного кризисов в будущем. Необходим мониторинг частных долгов и контроль за спросом на займы, особенно краткосрочные.
Литература
1. Філіпенко А.С. та ін. Світова економіка. - К.: Либідь, 2000. - С. 132-182. 2. Козик В.В., Панкова Л.А., Даниленко Н.Б. Міжнародні економічні відносини. - К.: Знання-Прес, 2001. - С. 167-192. 3. Пузакова Е.П. Мировая экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 -С. 302-355. 4. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: Фешкс, 2001. - С 268-323. 5. Грис Т., Леусский А., Лодовская Е. Мировая экономика. - Санкт-Петербург: Москва, Харьков, Минск: Питер, 2001. - С. 107-206. 6. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристь, 1999. -С. 190-226. 7. Семенов А. Международное движение прямых инвестиций / Экономика Украины. - № 2. - 2000. - С. 69. 8. Мамутов В., Кияненко Б., Чаленко П. Толлинговые схемы: плюсы и минусы // Экономика Украины. - № 1. - 2002. - С. 44. 9. Замкина Е. Международное сотрудничество и внутренние резервы инвестирования в экономику Украины // Экономика Украины. - № 1. _ 2002. - С. 70. 10. Гаврилюк О. Методы регулирования деятельности иностранных инвесторов в странах-реципиентах // Экономика Украины. - № 3. - 2002. - С. 78. 11. «Дзеркало тижня» за 2000-2002 pp. 12.Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. - М., 1999. 13.Ломакин В.М. Мировая экономика: Учебник. - М., 1998. 14.Лукінов І.І. Економічні трансформації (наприкінці XX сторіччя). -К., 1997. 15.Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. -М.: ЮНИТИ, 2000. Іб.Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристь, 1999. 17. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. -М., 1998. 18.Мировая экономика в начале 1998 г.: Доклад Генерального секретаря / ООН, ЭКОСОС. - Нью-Йорк, 1998. 19.Мурадов А.Д. Мировое хозяйство и переходная экономика. - К., 1998. 20.Овчинников Г.П. Международная экономика. - СПб., 1998. 21.Пахомов Ю.М. та ін. Національні економіки в глобальному конкурентному середовищі. - К., 1997. 22.Пузакова Е.П. Мировая экономика: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 23.Рогач О.І., Шнурков О.І. Транс націоналізація світового господарства та перехідні економіки. - К., 1999. 24.Ростов Є.Ф. Економіка країн світу: Довідник. - К., 1998. 25.Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Международная экономика. - К., 1999. ГЛОССАРИЙ
Автаркия - экономическая самостоятельность одной или нескольких стран. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -межправительственный форум, созданный в 1989 г. и объединяющий 21 государство Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках рабочих органов форума вырабатываются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов. Арбитраж (Arbitrage) - покупка товара на одном рынке и продажа товара на другом рынке для получения прибыли от разницы цен. Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) - группировка, объединяющая все страны субрегиона: Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан, Мальдивы. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) -субрегиональная торгово-экономическая группировка, созданная в 1967 г. и включающая в настоящее время девять стран Юго-Восточной Азии. Цели создания — содействие социальному и экономическому развитию стран-членов, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ. Базельский комитет - организация, сформированная в 1974 г. главами центральных банков развитых стран. В его рамках обсуждаются проблемы регулирования международной банковской деятельности. В 1975 г. комитетом были выработаны, а в 1983 г. обновлены так называемые Базельские соглашения, или Базельский конкордат. В нем распределяются обязанности по контролю за транснациональными банками со стороны стран их происхождения, со стороны принимающих стран, а также определяется порядок обмена информацией между ними. В последующем Базельский комитет стал вырабатывать международные рекомендации по нормативам банковской деятельности. Баланс услуг (Balance on Services) - группа статей счета текущих операций платежного баланса, включающая транспортные, финансовые услуги и ряд других услуг, оказываемых резидентами нерезидентам и наоборот. Банк международных расчетов (БМР) -первый межгосударственный банк, организованный как международный банк для координации действий национальных банков. Объединяет центральные банки, главным образом европейских государств. Производит расчеты между странами - членами ЕС, а также совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. Валовой внутренний продукт (ВВП) (Gross domestic product (GDP) -макроэкономический показатель системы национальных счетов, измеряющий стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг, производимый на территории данной страны за определенный период независимо от того, находятся ли факторы производства в собственности резидентов страны или принадлежат нерезидентам. Валовой национальный продукт (ВНП) (Gross national product (GNP) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год). Измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности резидентов, в том числе и на территории других стран. Валютные интервенции - продажа центральным банком страны иностранной валюты из государственных золотовалютных резервов или покупка им иностранной валюты на валютном рынке. Проводятся для воздействия на экономическую ситуацию в стране, но прежде всего для регулирования обменного курса валют. Валютные резервы (Official international reserves) - активы валютных средств, находящихся в распоряжении государств, банков, транснациональных корпораций и используемых для международных расчетов и платежей. Валютный рынок (Foreign exchange market) - система устойчивых экономических и организационных отношений по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах. Представляет собой собирательное понятие, включающее значительное количество отдельных конкретных рынков, локализованных в определенных регионах, центрах международной торговли и валютно-финансовых связей. Валютный союз (Exchangerateunion) - группа стран, договаривающихся о границах колебаний обменного курса их валют. Ваучерная (купонная) приватизация - переход в процессе системных реформ государственной собственности в частную на основе долей (ваучеров, купонов, сертификатов), распространяемых либо среди всего на селения, либо среди желающих граждан (за небольшую плату). Вашингтонский и поствашингтонский консенсусы -экономические программы МФВ и МБРР для стран - получателей их кредитов. Вашингтонский консенсус (по месту расположения Международного валютного фонда и Всемирного банка) в качестве главных составляющих нормальной экономической политики этих стран включает: либерализацию цен и рынков, макроэкономическую стабилизацию, ограничение государственных расходов (особенно государственного кредитования экономики и субсидирования экспорта), приватизацию, открытость экономики (прежде всего введение конвертируемости валюты и снижение торговых барьеров на импорт товаров и экспорт сырья), снижение любыми жесткими способами дефицита государственного бюджета и дефицита, торгового платежного баланса. Набор требований Вашингтонского консенсуса постепенно меняется, превращая его в поствашингтонский консенсус, в котором к прежним доставляющим добавляются такие, как повышение эффективности национальных финансовых рынков, активная поддержка конкуренции в стране и борьба с монополиями (что считается даже более важным делом, чем приватизация), достижение «прозрачности» компаний, борьба с инфляцией в разумных пределах, содействие экономическому росту и повышение эффективности государственных институтов. Вестернизация - копирование западной культуры другими странами. Военно-промышленный комплекс - совокупность производственных предприятий, исследовательских организаций, средств связи, транспортных коммуникаций, органов управления, обеспечивающих выпуск вооружений и военной техники. Этот комплекс не имеет четкой организационной структуры; отличительной чертой служит функциональное назначение продукции, производимой для военных нужд. Военный бюджет - расходная часть государственного бюджета, предназначенная для удовлетворения военных потребностей. В широком смысле слова военные расходы включают как прямые, так и косвенные расходы, связанные с войнами и обеспечением военных потребностей. К косвенным принято относить пенсии ветеранам войны, расчеты по военному долгу, оплату репараций. Внешнеторговая квота - отношение суммы экспорта и импорта страны к ее ВВП. Внешнеэкономическая политика - целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) - специализированное учреждение системы ООН, занимающееся защитой прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, модели и т.д. Всемирная торговая организация (ВТО) -многосторонняя торгово-экономическая организация, правовой основой которой являются ГАТТ в редакции 1994 г., Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов. Вторичный сектор экономики - промышленность и строительство. Вытеснение инвестиций (Crowding out) - процесс, происходящий из-за повышения ставки процента в результате проведения экспансионистской фискальной политики. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО - это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Генеральные грузы - штучные грузы, главным образом готовая промышленная продукция. Гибкие цены (Flexible prices) - цены, способные быстро изменяться под воздействием спроса и предложения для достижения экономического равновесия. Головная компания - компания, контролирующая деятельность входящих в транснациональную корпорацию предприятий как в своей стране, так и за границей путем владения долей участия в их капитале. «Горячие деньги» - финансовые активы, которые пребывают на денежном рынке с одной только целью - получения максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций на денежном рынке. Государственная помощь развитию - трансферт (передача) в развивающиеся страны на льготных условиях или безвозмездно финансовых и иных ресурсов в рамках межгосударственных программ. Глобализация - процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Глобалистика - специфическое самостоятельное направление международных, прежде всего экономических, исследований, появившееся в конце 60-х гг. и занимающееся изучением глобальных проблем. Глобальные проблемы - общемировые, общечеловеческие проблемы развития. К категории глобальных относят круг проблем, тесно переплетенных между собой, носящих угрожающий для человечества характер, вплоть до уничтожения цивилизации, и требующих для своего срочного решения совместных действий всего мирового сообщества. Грант-элемент - показатель, используемый для определения уровня льготности различных заимствований и показывающий, какую часть платежей в счет погашения долга недополучит кредитор в результате предоставления займа (кредита, ссуды) на условиях, более льготных, чем коммерческие. Движение капитала (Capital transaction) - международные трансакции, включающие доходы от продажи акций, облигаций, недвижимости и других видов сделок и расходы, возникающие в результате покупок активов за границей, в результате которых требования и обязательства по отношению к загранице изменяются. Двухсекторный тип системных реформ - путь трансформации социально-экономической системы, при котором длительное время сосуществуют механизм плановой экономики и развивающийся рыночный механизм при сохранении прежней политической системы. Демографический взрыв - резкое ускорение роста численности населения вследствие установления промежуточного типа воспроизводства населения. Как правило, в этот период снижение смертности значительно опережает снижение рождаемости, что приводит к ускоренному увеличению численности населения. Демографический кризис - процесс резкого ухудшения воспроизводства населения, что, в частности, выражается в резком снижении темпов роста численности населения и в ряде случаев его естественной убыли, а также в демографическом старении населения. Демографический переход - концепция, применяемая в современной демографии для объяснения смены типов воспроизводства населения. Суть для демографического перехода заключается в движении от традиционного типа воспроизводства населения (высокая рождаемость и высокая смертность) через ряд переходных этапов к современному типу, основанному на низкой рождаемости и низкой смертности. Демографическое старение населения - увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. В соответствии с наиболее распространенной шкалой население считается старым, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше. Денежная, или монетарная, политика (Monetary policy) - экономическая политика Центрального банка в отношении предложения денег. Дестабилизирующая спекуляция (Destabilizing speculations) - использование вкладчиком краткосрочных колебаний валютного курса для спекулятивных целей. Дефлятор ВНП (GNP deflator) - отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Измеряет изменение уровня цен, представляет собой отношение стоимости товарной корзины в данном году к стоимости товарной корзины в базисном году. Дефляция (Deflation) - сокращение общего уровня цен. Дефолт - отказ стран-должников от обязательств по обслуживанию внешнего долга. Дзайбацу - довоенные концерны во главе с семейными холдингами. Были распущены оккупационной администрацией в 1947-1951 гг. Эта форма объединения предприятий в настоящее время существует в Южной Корее и известна под названием «чеболь». Диверсификация рисков (Diversified risk) - распыление инвестиций для снижения риска. Динамика сравнительных преимуществ и динамика процесса экономического роста (The dynamics of comparative advantages and the dynamics of the growth process) - изменения сравнительных преимуществ, происходящие в менее развитых странах, в результате которых изменяется конкурентная позиция страны и наблюдается экономический рост. Длинные волны конъюнктуры - длительные (продолжительностью 50 лет и более) колебания среднего уровня цен, а также средних темпов экономического роста. Догоняющее развитие - экономическая стратегия, преследующая цель преодолеть разрыв в уровнях социально-экономического развития между лидирующими и отстающими странами. Долговая петля - ситуация, когда новые внешние заимствования используются большей частью на погашение ранее полученных займов, кредитов и ссуд. Демонстрационный эффект - воздействие образа жизни за рубежом (в основном типа потребления) на поведение и мотивации людей. Депозитарные расписки - выпускаемые для нерезидентов свидетельства о владении акциями той или иной компании в другой стране с целью, чтобы сами акции не пересекали границ и не подпадали под связанные с этим ограничения. Деривативы - финансовые инструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовые инструменты - акции, облигации, валюта. Основными видами деривативов являются опционы (дающие его обладателю право продать или купить определенные акции), свопы (соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по зафиксированной цене). Рынок деривативов тесно связан с валютным рынком прежде всего из-за того, что на нем часто происходит обмен одной валюты на другую или ценных бумаг в одной валюте на такие же бумаги в другой валюте. Евро - введенная в период 1999-2002 гг. единая валюта ЕС, выполняющая все функции денег подобно национальным валютам. Евроакции - акции, которые размещаются транснациональными корпорациями одновременно в нескольких странах. Евровекселя - краткосрочные облигации в евродолларах (см. Евродоллары). Евродоллары - финансовые ресурсы, которые поступили из одних стран в банки других стран и обслуживают исключительно международные экономические отношения и поэтому потеряли свою национальную принадлежность. В основном это средства в долларах и европейских валютах, находящиеся преимущественно на депозитах в основном в Европе. Поэтому их называют евровалютами или, по названию главной валюты таких финансовых активов, - евродолларами, хотя значительная масса космополитизированных (т.е. потерявших национальную принадлежность) валютных ресурсов обращается в финансовых центрах не только Европы, но и других регионов мира. Еврооблигации (евробонды) - долговые ценные бумаги, выпускаемые международными банковскими консорциумами (объединениями банков) по просьбе зарубежных заемщиков (эмитентов). Еврокредиты - преимущественно это синдицированные еврокредиты, т.е. кредиты, которые заемщик берет в евродолларах у создаваемого под этот кредит синдиката банков. Европейские соглашения - соглашения между ЕС и рядом бывших социалистических стран Европы, предусматривающие тесную ассоциацию между Союзом и этими странами с перспективой вступления последних в ЕС. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) -международная валютно-кредитная организация, созданная специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Европейский союз (ЕС) - наиболее развитая интеграционная группировка в мире; по своей сути является экономическим, валютным и политическим союзом 15 государств-членов. Европейское экономическое пространство - зона свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, включающая страны ЕС и ЕАСТ (функционирует с 1994г.). Закон Фурасье (Foumsies law) - закон, описывающий традиционное деление экономики на три сектора: сельское хозяйство, промышленность и услуги. Зарубежный филиал ТНК - предприятие, в котором головная компания - резидент другой страны - владеет долей участия (обычно более 10% акций или их эквивалента), позволяющей контролировать его деятельность. «Зеленая революция» - преобразование сельского хозяйства развивающихся стран на основе современной агротехники путем выведения новых высокоурожайных сортов культур, расширения орошаемых земель и широкого применения минеральных удобрений. Зона свободной торговли - форма международной экономической интеграции, в соответствии с которой отменяются торговые ограничения между странами - участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются таможенные пошлины. Имитационный лаг (Imitation lag) - лаг, возникающий в результате того, что страна не в состоянии применять (имитировать) в течение определенного периода времени технологии производства, с помощью которых производятся импортируемые товары. Импортозамещающая модель развития - модель хозяйственной деятельности, суть которой заключается в протекционизме по отношению к большинству отраслей национальной экономики, часто подкрепленном государственной монополией внешней торговли и неконвертируемостью национальной валюты. Импортозамещающая индустриализация - курс на защиту внутреннего рынка высокими тарифами и нетарифными ограничениями с целью стимулирования местного промышленного производства, замещающего импортную продукцию и обеспечивающего внутренний спрос. Институциональные инвесторы - такие финансовые институты, как пенсионные фонды и страховые компании (из-за значительной величины временно свободных средств они весьма активны в покупке ценных бумаг), а также инвестиционные фонды, особенно взаимные (совместные фонды). Интеграционное объединение - хозяйственная группировка, созданная для регулирования интеграционных процессов между странами-участницами. Интеграция «разных скоростей» - практика интеграционного сотрудничества в рамках СНГ и других объединений, при которой заключаются соглашения между отдельными их членами, предусматривающие ускорение и углубление интеграционных процессов в определенных областях. Интернационализация экономики - усиление участия страны в мировом хозяйстве. Инфляция (Inflation) - устойчивая тенденция повышения общего уровня цен. Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ) -организация основных стран Карибского бассейна. Создана в 1973 г. с целью создания на ее базе общего рынка. Кейнсианская модель (Keynesian model) - модель, согласно которой совокупный спрос определяет величину производства и занятости в национальной экономике. Классическая дихотомия (Classical dichotomy) - принцип, показывающий независимость финансового рынка и рынка благ, так что финансовые переменные не оказывают влияния на реальные. Классическая модель (Classical model) - модель, согласно которой кредитно-денежная политика не оказывает влияния на реальные переменные. Количественная теория денег (Quantity theory of money) - теория, центральное место в которой занимает гипотеза о том, что изменение денежной массы приводит к изменениям номинальных доходов. Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров - универсальный классификатор товаров для установления ставок таможенных тарифов и внешнеторговой статистики, облегчающий их международное сопоставление. Принята в 1983 г., начала применяться подавляющим большинством стран с 1988 г. Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото) - соглашение, принятое в 1973 г. и направленное на создание наиболее благоприятных условий участникам внешнеэкономической деятельности. Конкурентоспособность страны (национальная конкурентоспособность) - способность ее фирм и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках. Конкуренция за инновации (Innovative competition) - внедрение отдельными предприятиями новых и менее дорогих методов производства, позволяющее повысить прибыли и снизить издержки производства, что ведет к конкурентным преимуществам. Контрактивная политика (Contractionary policy) - экономическая политика,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|