Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

22. Межнациональные конфликты и пути их решения.




22. Межнациональные конфликты и пути их решения.

Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.

^ Причины межнациональных конфликтов:

…Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.

…Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.

…Колониальное население.

…Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов:

1. По поводу спорных территорий.

2. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.

3. Из-за произвольного изменения административных границ.

4. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.

5. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).

6. По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

^ Типы межнациональных конфликтов:

1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов:

1. Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;

2. проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.

3. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;

4. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов:

1. Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:

2. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.

3. Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

 

23. Национализм, его проявление.

Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве. Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации. Под влиянием национальных движений в союзных республиках, которые в начале перестройки способствовали падению тоталитарного режима, у российских политиков и ученых вырос интерес к мировому опыту оценки национализма. Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский (государственный) и этнический- этнонационализм. Первый иногда называют территориальным и считают его основанным на свободном самоопределении личности и рациональным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Этнический национализм (этнонационализм) может быть политическим или культурным. Основанный на понимании нации как этнической общности, политический этнонационализм имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы, культурную систему. Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Обычно критике подвергается именно политический этнонационализм, который характеризуют как направленный на достижение преимуществ для одного народа во власти, идеологии, культуре. Источником национализма в условиях многоэтнических государств имперского типа являются протест против национального неравноправия и стремление народов получить как можно больше независимости. Источником национализма нередко выступает реакция на возможность утраты уже достигнутого уровня автономии внутри полиэтнического государстваЕще одним источником служит осознание ущерба, который могут нанести интересам страны другие государства в сфере экономики, использования ресурсов, территории, культуры. Источником национализма может служить социальная почва - конкуренция за рабочие места, особенно в престижных сферах деятельности. Такая конкуренция возможна как между представителями доминирующей этнической общности и другими группами в самом государстве, так и с иммигрантскими группами. Источник национализма кроется и в психологии маргинальных групп, т. е. тех, кто не может идентифицировать себя ни с одной из групп, обладающих признаваемым в обществе статусом и достоинством. Политические психологи считают, что национализм такого типа чаще всего диффузный, пассивный и только в стрессовых ситуациях принимает агрессивную форму. Национализм питают не только политические, социальные и психологические источники, но и правовые, поскольку он, естественно, ищет правовую основу для достижения своих целей. Одним из важнейших в этом отношении является право на самоопределение.

 

 

24. Марксистский подход к решетило национального вопроса.

 

 

Марксистский подход предполагает решение всех национальных проблем на основе социализма. Была попытка доказать, что в Советском Союзе якобы национальный вопрос разрешен полностью и окончательно.

 

v Демократическая теория утверждает, что с установлением политической демократии в многонациональном государстве национальный вопрос исчезает сам собой. Но практика показывает, что даже в демократических государствах национальный вопрос не решен (Великобритания – ирландцы, Бельгия – валлоны и фламандцы, Испания - баски).

Национальные движения за реализацию своих прав оцениваются неоднозначно. В политике колониальных, тоталитарных и иных недемократических государств такие движения квалифицируются как национализм. Разновидностью национализма является великодержавная политика, направленная на подчинение одних наций другими, на проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигание национальной вражды, недоверия и конфликтов (импершовинизм). Национализм понимается как движение угнетенного народа за осуществление права на самоопределение, как идеология и практика противостояния этносов великодержавному шовинизму и всем имперским устремлениям другого народа. В словаре Оксфордского университета под определением «националист» подразумевается человек, защищающий интересы нации. Парижский толковый словарь утверждает, что «национализм» - это «любовь к отчизне, возведенная до самоотречения и самопожертвования». Марксизм видит причины национализма в классовых противоречиях и полагает, что с ликвидацией антагонизмов между классами исчезнут и межнациональные антагонизмы. Второе направление оценки национализма заключается в том, что национализм – это стремление к демократии, националисты это творческие созидательные элементы, способные вести нацию по пути прогресса (Н. Бердяев). А. Крум, А. Гераклидис и др. считают, что национализм возникает как следствие «внутреннего колониализма» и «зтницистской позиции». Сущность первого заключается в том, что с развитием рыночных отношений менее развитым регионам навязываются способы жизнедеятельности более развитого центра без учета местной национальной специфики, что, естественно, вызывает протест национальных групп; сущность второго – в том, что этническая идентичность проникает во все сферы жизни, и национализм, как движение, направлен на сохранение своей национальной самобытности.

 

25. Решение национальных проблем в Башкортостане в советский период.

 

Становление и развитие башкирского национального движения связаны с многовековой борьбой народа против национально-колониального гнёта, за сохранение своих земель, культуры и обычаев и, наконец, себя как этноса, а также бурными событиями, охватившими самодержавную. Самостоятельный характер, выделившись из общемусульманского движения, программные положения которого не совсем отвечали интересам башкирского народа. В итоге Башкортостан стал исторической ареной первого опыта советской национальной политики на тюркоязычно-мусульманском Российском Востоке. Эта политика носила чрезвычайно сложный и противоречивый оттенок в силу своей узкоклассовой направленности с проявлениями великодержавного шовинизма и нетерпимого отношения к демократическим принципам и любому инакомыслию.

Для башкирского национального движения характерны весьма своеобразные условия, связанные с исторически сложившимися особенностями края – его многонациональностью, довольно сложным характером взаимоотношений между башкирами и татарами, ибо определённые круги последних проповедовали единой тюрко-татарской нации, отсюда, негативно относились к стремлению башкирского народа к самоопределению путём строительства территориальной автономии.

Башкирское движение возникло из стремления масс к национальной свободе и самоопределению и выражало интересы самых широких слоёв башкирского населения. Оно имело глубокие исторические традиции и было связано своими корнями с башкирскими восстаниями XVII-XVIII вв. Однако в условиях диктатуры пролетариата, когда пришедшая к власти партия большевиков крайне отрицательно относилась ко всем организациям и учреждениям, созданным вне его влияния и участия, руководящим органам башкирского движения пришлось вести труднейшую борьбу не только за автономию, но и за своё выживание. Значительно затрудняла решение задач самоопределения башкирского народа и позиция большевиков, сводившаяся к навязыванию угнетённому народу идей классовой борьбы, попытке его раскола на этой основе. В итоге башкирское движение оказалось в лагере противников советской власти, надеясь на признание белым движением автономного Башкортостана. Однако белые генералы и слышать не хотели о Башкирской автономии, выступая за сохранение «единой и неделимой, унитарной России».

В условиях противоборства двух сил, одинаково нетерпимо относящихся к башкирскому национальному движению, З. Валиди и его окружению приходилось лавировать и искать все возможности и пути для достижения своей главной цели – образования автономной республики. Но добившись признания советской властью автономии Башкортостана, они не сумели отстоять действительную самостоятельность автономии, что было связано с невиданной централизацией всех сфер жизни в Советской республике. Более того, как представители широкого демократического движения и из-за постоянных метаний между белыми и красными, они не сумели найти общий язык с Центром, поэтому созданные ими органы управления автономной республики были ликвидированы, а сами руководители движения, люди, добившиеся признания права башкир на самоопределение, были вынуждены бежать за пределы Башкортостана, многие из которых затем подверглись репрессиям.

История башкирского национального движения примечательна и в том плане, что она наглядно показывает, как центральные власти сразу же после Октябрьской революции приступили к формированию административно-командной системы, которая в силу своей природы нетерпимо относилась к проявлению элементарной самостоятельности на местах и тем самым закладывала основы для дальнейших нарушений в области национальной политики. А людей, понявших суть политики центральных властей, в том числе З. Валиди, ждала трагическая судьба, ибо их деятельность шла вразрез с замыслами партийных и советских бюрократов, установивших в стране своё безраздельное господство, прибегая к насилию и идеологической «обработке» населения. Тем самым уже в первые годы советской власти была заложена мина замедленного действия под Союз Советских Социалистических Республик, который являлся объединением бесправных – союзных и автономных – республик. В условиях демократизации общества Союз развалился, и бывшие союзные республики объявили себя суверенными государствами.

История национального движения в Башкортостане в первые послереволюционные годы свидетельствуют, что игнорирование права народов на самоопределение, навязывание им сверху тоталитарных порядков, могут привести к начальному концу. Но есть надежда, что в национальной политике властей Российской Федерации восторжествуют благоразумие и верность демократическим ценностям.

 

26. Демократизация национальных отношений как предпосылка демократизации российского общества.

 

В самом общем смысле демократизация означает процесс политических и социальных изменений, направленных на установление демократического строя

Демократизация в области национальных отношений предполагает не только расширение прав субъектов федерации, децентрализацию федеральной власти, но и фактическое равноправие нации, включая и право на самоопределение в форме государства или государственного образования в рамках федерации, или отделения и образования самостоятельного независимого государства. Государство обязано воздерживаться от действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Демократические процессы в области межнациональных отношений должны осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Выработка оптимального пути развития межнациональных отношений в России – одна из актуальных проблем современности. До настоящего времени не получили серьезной разработки вопросы, связанные с влиянием принципа федерализма на развитие межнациональных отношений в российской государственности в целом. Сегодня остаются реальностью сложные межнациональные отношения. Они порождают новые проблемы, требующие своего разрешения. Демократизация федеративных отношений обнажила извращенное проявление национальных чувств, сопровождающихся в ряде случаев дискриминацией граждан Российской Федерации по национальному признаку. Ярким примером этого является требование знания национального языка при реализации пассивного избирательного права по выборам в представительные органы государственной власти, установленное законодательством отдельных субъектов Российской Федерации.

Также проблемы в правовом предписании, которые дают основу для самого разнообразного толкования. Например, не указание национальной принадлежности в новом паспорте гражданина Российской Федерации лицами каждой национальности может быть расценено по-своему. Кто-то скажет, что это способ ассимиляции с русскими и он приведет к ликвидации его национальности и как ограничение его конституционного права, учитывая, что ст. 26 Конституции РФ предоставляет право каждому определять и указывать свою национальную принадлежность.

 

 

27. Основные цели и задачи государственной национальной политики Российской Федерации.

 

 

Основные цели и задачи государственной национальной политики

 

Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

 

При реализации национальной политики перед Российским государством и обществом стоят следующие неотложные задачи:

 

1) в политической и государственно-правовой сфере:

 

формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;

 

создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

 

объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

 

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

 

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

 

разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;

 

обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

 

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;

2) в социально-экономической сфере:

 

реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

 

выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

 

рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

 

осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему депрессивных районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;

 

развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;

 

содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;

3) в духовной сфере:

 

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

 

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

 

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

 

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

 

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;

4) в области внешней политики:

 

содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

 

совместная с этими государствами выработка на основе Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами - участниками Содружества Независимых Государств в 1994 году, общих подходов к проблеме обеспечения прав и интересов национальных общностей, проживающих на их территориях;

 

реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

 

заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

 

выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

 

сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...