28. Самоопределение народов. Формы самоопределения народов.
Принцип самоопределения, как и гражданский национализм, появился во времена Великой французской революции. Тогда он имел смысл народного суверенитета. Но впоследствии под ним стали понимать право народа либо на выбор своего статуса (той или другой меры автономии) внутри полиэтнического государства, либо на образование собственного государства. Обычно, когда идет речь о реализации права на самоопределение, обращаются к таким международным документам, как Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24. 10. 1970 г. о принципах международного права, в которой сформулирован принцип " равноправия и самоопределения народов", " Международный пакт о гражданских и политических правах" и " Пакт об экономических, социальных и культурных правах". Обращаются также к статье 1 Устава ООН, в которой записано: Народ может рассматриваться и как нация в этнокультурном значении, и как гражданское сообщество, т. е. смешанное в национальном отношении население территории, или как государственное образование. первое противоречие, возникающее в связи с правом на самоопределение, - это противоречие между этническими, гражданскими и административно-территориальными интерпретациями субъекта самого права. Второе противоречие - противоречие между правом народов на самоопределение и принципом неприкосновенности, целостности государства (гарантированным Хельсинским соглашением 1975 г. ). Собственно идеи самоопределения и могут быть реализованы в условиях демократизацииПодводя итоги, можно констатировать, что существуют три подхода к праву наций на самоопределение. 1. Признать это право устаревшим или ошибочным. В качестве основного аргумента при таком подходе называется угроза стабильности международной политической системе, целостности суверенных государств - субъектов международного сообщества.
2. Признать фундаментальность данного права и его приоритет по сравнению с суверенитетом государств. 3. Искать новые консенсусные подходы. Наиболее рациональные идеи в подходах таковы: • * признание того, что отделение не должно обладать приоритетностью по сравнению с другими вариантами самоопределения (федерализмом, культурной автономией, территориальной автономией); • * сохранение государственных структур " не означает, что концепция государственного суверенитета не может быть изменена" 31 (возможность частичной передачи власти подгосударственным, надгосударственным, международным структурам); • * в случае, если самоопределение народа представляет очевидную опасность для жизненных интересов других народов, оно может быть отложено, а в экстремальных случаях - отменено. Важно подчеркнуть два момента: прежде всего самоопределение не обязательно означает образование независимого государства, возможны разные формы его реализации, и, кроме того гибкость понимания права на самоопределение должна быть соотнесена с утверждающейся в политологии вариативностью понимания суверенитета (разделенный, частичный, функциональный суверенитет). Это делает возможным не интерпретировать каждую попытку самоопределения как сецессию, отделение, как нарушение целостности государства.
29. Сущность национально-культурного самоопределения народов Национально-культурная автономия как форма самоопределения народов в России
В современном мире нет одноэтнических государств. Напротив, во всех странах живут люди разных национальностей. Они нередко расселены по территории страны, часто не имеют устойчивых связей, не осознают себя как определенный этнический коллектив. Если этносы проживают компактно, они могут создать субъект Федерации в федеративном государстве (например, Татарстан в России или франкоязычная провинция Квебек в Канаде) или территориальную автономию (например, иракский Курдистан или Аландские острова в Финляндии, где проживают шведы). Если же этнос разрознен, не составляет компактной группы - создание территориальной автономии невозможно, да и в самих территориальных автономиях тоже живут представители разных этносов.
В этих условиях на первый план сама жизнь выдвигает проблемы национально-культурной автономии, которая, в отличие от территориальной, обеспечивает развитие не компактно проживающих, а разрозненно живущих этносов. Это организационная форма этнического самосознания в особых условиях расселения этноса. Она находит свое выражение в создании разного уровня общественных объединений того или иного этноса (в унитарных государствах - общегосударственных объединений и на тех или иных ступенях административно-территориального деления, а также в масштабах нескольких административно-территориальных единиц, в федеративных государствах - также в масштабах субъектов Федерации и их групп). Таким образом, национально-культурная автономия - это действующее в государстве с многонациональным составом населения добровольное общественное объединение, реализующее во взаимодействии с государственными органами и на основе консолидации усилий национальных общественных объединений право соответствующей этнической общности (нации, народа, национальности) на сохранение самобытности и создаваемое на основе участия физических лиц и этнических объединений. Эта форма этнической самоорганизации позволяет сочетать единство государства с укреплением единства этноса, его самовыражением, самоорганизацией. Правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации зарождались в международно-правовых актах, касающихся прав человека. Национальные проблемы находят отражение в международном праве в основном после Второй мировой войны. В немалой степени это было связано с процессами деколонизации, борьбой народов за свою независимость. Основной идеей международных соглашений в области национальных отношений начиная с середины 40-х гг. XX века стало обеспечение совместного существования наций, поиск мирных средств для разрешения этнических конфликтов.
В настоящее время в обществе все больше осознается необходимость научно обоснованной, ориентированной на перспективу национальной политики Российского государства, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях; политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур. Стержнем национальной политики является ее направленность на национально-культурное развитие народов Российской Федерации. Актуальность и практическая значимость исследования проблем национально-культурного развития народов России определяется необходимостью более глубокого осмысления происходящих перемен в современном социально-политическом развитии России, поиска новых подходов к их решению; потребностью политико-правового обеспечения национально-культурного развития народов страны; дальнейшей разработки научной концепции национально-культурного развития народов на региональном уровне. Сегодня на территории Российской Федерации проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Взаимодействуя, эти культуры дают мощный заряд национально-культурному развитию каждого народа. Концепция государственной национальной политики определяет ее основную задачу — дать возможность каждому народу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становится национально-культурная автономия. В основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей».
Следовательно, национально-культурное развитие является важнейшим нациосохраняющим компонентом, обеспечивающим сохранение этнокультурной, языковой жизни, национальных традиций, обычаев, обрядов, религий, материальной культуры и так далее. В июне 1996 года вступил в действие Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который определил правовые механизмы реализации прав и свобод граждан в сфере национально-культурного развития, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Институт национально-культурных автономий— новый для Российской Федерации. Он призван сыграть большую роль в поддержании межнационального мира и согласия в обществе, улучшении взаимодействия и взаимопонимания проживающих в России народов. Национально-культурные автономии выступают и как важный фактор формирования гражданского общества. Сегодня можно с уверенностью сказать: этот институт в нашей стране состоялся, граждане активно воспользовались предоставленными им Законом правами, что подтверждено практикой деятельности национально-культурных автономий. В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий. Основной задачей, стоящей перед ними, является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры. Практика показывает, что национально-культурные автономии настойчиво работают по реализации норм Федерального закона «О национально-культурной автономии». Свидетельство тому — в него вносятся уточнения и изменения. Однако это не значит, что в их деятельности нет никаких проблем. На наш взгляд, следует выделить некоторые из них. Необходимо более четко прописать, кто является субъектом Закона. Этнические общности — это слишком зыбкое определение. Прошло более десяти лет движения России по новому историческому пути, но до сих пор так и нет закона, защищающего права этнических меньшинств на российской территории. Все еще идут дискуссии о самом термине «этнические меньшинства». На наш взгляд, в этом термине нет ничего ни заведомо унижающего, ни заведомо возвышающего человека, как пытаются это представить некоторые политики. Речь идет о тех гражданах, чьи специфические права нуждаются в специальной защите, о личностном выборе человека: если человек, независимо от своего происхождения, идентифицирует себя с национальным большинством — это его право. Если же он в каких-то сферах жизни, в первую очередь в сфере информации и образования на родном языке, а также национально-культурной сфере идентифицирует себя с определенным этническим меньшинством — это тоже его право, и оно должно быть защищено полноценным действующим законом.
Национально-культурные автономии должны образовываться гражданами, относящими себя к этническим меньшинствам с их специфическими правами в этнокультурной области. Существование такого закона позволило бы государству и обществу вести более осмысленную работу по предотвращению межэтнических конфликтов и более заметную борьбу с проявлениями ксенофобии и шовинизма. Пока единственный закон, которым могут пользоваться организации национальных общин, — это Федеральный закон «О национально-культурной автономии». Он сыграл положительную роль в том смысле, что заставил национальные общины пересмотреть уровень своих возможностей и требований, а в некоторых случаях подтолкнул региональные власти к более активному диалогу с этнокультурными организациями. В Российской Федерации большое практическое значение для развития межнациональных отношений имеет правовая норма Конституции, обеспечивающая принцип соблюдения двуязычия, одного из главных начал общедемократического устройства страны. Русскому языку придан статус государственного, при этом даются конституционные гарантии для сохранения и развития языков всех народов России. Соответственно, при таком подходе право общаться на родном языке стало восприниматься в качестве одного из неотъемлемых прав человека, естественных атрибутов суверенитета национально-государственных образований. Российская Федерация сталкивается с огромным количеством проблем, но национально-языковые вопросы занимают среди них особое место. Например, в результате произвольного установления границ большинства советских республик, несоответствия их политико-административного деления естественным границам расселения большинства национальностей многие этнические группы не имеют автономий, а некоторые из них в своих национально-территориальных образованиях составляют меньшинство. Отсутствие у ряда национальностей своей автономии ставит их в отношении гражданских прав, в частности права на использование родных языков, в неравные условия с титульными национальностями, что приводит в итоге к их ассимиляции и дезинтеграции. Консолидационные же процессы усиливаются, когда многонациональные государства идут на создание различных видов автономий. Административно-территориальное размежевание по национально-языковому признаку также способствует укреплению межэтнического согласия и созданию более благоприятной политической обстановки. При этом наиболее устойчивой является такая ситуация, когда в пределах национально-территориальной автономии государственными языками провозглашаются русский язык — как язык общефедерального значения — и язык титульного, коренного народа, поскольку в данном случае будет реализовано именно его право на самоопределение. Языкам других этнических групп, в зависимости от конкретной ситуации, может быть предоставлен статус официальных языков. Национально-территориальные образования народов выступают в качестве своего рода гарантов сохранения и развития их культурно-языковой целостности. В этом плане государственно-территориальное устройство Российской Федерации благоприятствует языковому развитию всех основных этносов (башкир, татар, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, коми, карелов, калмыков, якутов и т. д. ), поскольку они имеют собственные национальные образования и практически за всеми титульными языками закреплен статус государственных. Вместе с тем для обеспечения эффективности функционирования многонационального государства и укрепления его целостности возникает потребность в языке-посреднике. В условиях Российского государства объективно роль общефедерального языка и языка межэтнического общения выполняет русский язык. При этом учитываются его распространенность и длительность применения в процессе осуществления межэтнических контактов. Есть все основания считать, что на федеральном уровне позиция русского языка как языка межэтнического общения имеет тенденцию к укреплению. Этот процесс естествен, обусловливается объективными причинами, и прежде всего демографическим фактором — абсолютным численным преобладанием основного этноса. Представители других этносов будут добровольно овладевать русским языком, потому что от его знания зависит многое: получение образования, возможности для работы за пределами своей этнической территории, социальное продвижение и мобильность. Наряду с этим крайне важной представляется работа по выработке правильного соотношения функционирования языков основных этносов, и прежде всего рациональное сочетание функций государственных национальных языков и русского языка как языка общефедерального значения. Необходимо создать оптимальные условия, в том числе разработать финансово-экономические стимулы, способствующие развитию русско-национального двуязычия. Основные тенденции мирового языкового развития — от одноязычия к двуязычию и многоязычию — связаны прежде всего с необходимостью преодоления языковых барьеров и усилением роли языков как международного, так и внутригосударственного значения. Следовательно, в идеале каждый гражданин России, проживающий на территории национальной республики, должен овладеть как минимум тремя языками: языком общефедерального значения, государственным (титульным) языком и одним иностранным языком. Решение многих языковых вопросов оказывается не столь сложным, если обратиться к примеру зарубежных стран, ввиду чего представляется целесообразным использовать прежде всего богатый опыт развитых демократий. Общей доминантой их языковой политики в настоящее время является признание за народами права на самоопределение. В этом плане весьма интересным представляется исторический опыт прежде всего многонациональных федераций типа США, Канады, чья языковая политика прошла длительную эволюцию: от реализации в недавнем прошлом ассимиляторского лозунга «плавильного котла» до поощрения ныне принципа «национального единства в этническом многообразии».
30. Суверенитет этноса и формы его реализации.
31. Особенности межэтнических отношений в социально территориальных образованиях.
Отношения межэтнические - это отношения между этносами как субъектами межнацион., межэтнич. взаимодействия и О. Основателями изучения О. м. являются Г. Гарфинкель, В. Вундт, Э. Богардус, перешедшие от описательных характеристик этносов к количественным измерениям проявлений национ. особенностей сознания и поведения людей. В теориях О. м. амер. социологов важное место занимают проблемы сосуществования этнич. групп на одной территории в ретроспективе истории Америки. Проблемами этнич. меньшинств занимался Луис Вирт, внесший вклад в изучение проблем урбанизма. Он определяет «группу меньшинств» как совокупность людей, обращение с к-рыми является отличным от обращения с др. членами общества из-за характерных для них физич. или культурных особенностей. Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков или суждений, соответствующих стереотипным представлениям. В теории расового угнетения, разработанной Р. Блаунером, проводится аналогия между обращением с группой меньшинства и практикой межд. колониализма. Выделены след. 5 компонентов колониальных отношений: 1) навязывание туземцам господствующей культуры; 2) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе господствующей культуры; 3) полит. господство; 4) эконом. эксплуатация; 5) идеология, оправдывающая власть господствующей группы. Амер. социологи Дж. Симпсон и Дж. Мильтон Уингер, классифицируя др. типы отношений между группами большинства и меньшинства, выделяют 6 категорий отношений: а) ассимиляция, или полное уничтожение группы меньшинства насильственным способом или путем постепенного смешения групп; б) плюрализм, или сохранение различий среди групп меньшинств, а также готовность господствующей группы поддерживать эти различия; в) законодательная защита меньшинств, или «официальная» гарантия самостоятельности групп меньшинства; г) перемещение населения, или меры по изгнанию группы меньшинства из общества; д) порабощение на длительное время, или господство одной части населения над другой, сравнительно малочисленной группой. Благодаря работам основоположников отеч. школы этносоциологов и этнопсихологов: Б. Ф. Поршневу, Ю. В. Бромлею, Ю. В. Арутунян, Л. М. Дробижевой и др. в отеч. науке сформировались свои особенности изучения О. м. В советской этносоциологии О. м. так же, как и в мировой науке, рассматривались в широком и более узком - социально-психол. плане, но отеч. исследователи изучают О. м. комплексно с учетом этносоциологии, полит. социологии и социальной психологии. В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, М. М. Назаров, Г. Ю. Семгин рассматривают их в контексте социальной стратификации. А. Г. Здравомыслов анализирует гл. о. конфликтные ситуации в О. м. Большинство отеч. ученых специализируется на изучении О. м. в республиках и областях РФ, поэтому фундаментальные исследования по автономным округам - редкость, среди немногих, кто занимается этим, следует назвать В. В. Мархинина и И. В. Удалову. В последнее время ведутся острые споры о механизмах этнич. политики и моделях нации, позволяющих более эффективно управлять О. м. В 1960-1970 гг. Ин-т этнографии АН СССР (в настоящее время - Ин-т этнологии и антропологии РАН) проводил исследования О. м. в республиках бывшего СССР. Этносоциологи работали над масштабным проектом «Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР». В данном проекте используется термин «оптимизация межнацион. отношений», к-рый по своему смыслу близок к термину «гуманизация межнацион. отношений», но его содержание неск. уже, поскольку в контексте советской национ. политики он предполагал в первую очередь создание однотипной социально-классовой системы и уравнивание социальных статусов всех этнич. групп, входивших в состав СССР. На сегодняшний день Ин-том социально-полит. исследований РАН, Ин-том этнологии и антропологии РАН, а также региональными исследовательскими центрами реализуется целый ряд проектов по изучению О. в «этнопроблемных» регионах России и «ближнего зарубежья», особо обращается внимание на проблему гармонизации О. м. Понятие гармонизации О. м. близко по содержанию с понятиями культурного плюрализма, мультикультурализма и интегрированного многообразия, к-рые подразумевают сохранение этнокультурной идентичности не доминирующих групп населения, а также их равную интеграцию в полиэтнич. общество. В работах рос. ученых гармонизация О. м. рассматривается в осн. как управленческий процесс, что в нек-рой степени сужает содержание данного понятия. Концепция гармонизации О. м. должна рассматривать данное явление не только в кач. многофакторного, многоуровневого и полисубъектного социального процесса, но и как результат этого процесса - в кач. относительно гармоничной модели отношений между этнич. группами. Методология и методика исследований О. м. значительно изменилась по сравнению с предыдущим периодом. В настоящее время более широко применяются социальнопсихол. методики, для характеристики О. м. используются понятия и проблематика социальной дистанции и этнич. границы. Изменилась и парадигма изучения этнич. проблем, наметился переход к конструктивистскому рассмотрению этничности как символической категории, продукта межгрупповых отношений
32. Особенности межэтнических а РБ.
В связи с этим Башкортостан представляет собой регион, где евразийский характер российской цивилизации виден наиболее явственно: этническая, конфессиональная, культурная, языковая мозаика, присутствующая в республике, вместе с ее географическим положением позволяет говорить о ней как о подлинном центре России-Евразии. В республике на протяжении веков сложился уникальный опыт длительного сосуществования различных евразийских этносов, культур, литератур и языков. Не случайно Башкортостан является крупным российским научным центром, здесь уже несколько десятилетий ведутся исследования по этнологии, истории, сравнительному языкознанию и литературоведению, истории и теории искусств, культурологии, что вполне вписывается в евразийскую научно-исследовательскую стратегию развития современного гуманитарного знания и образования. В этой области ученые Башкортостана пользуются заслуженным авторитетом и широким признанием как на российском, так и на международном уровне. Отношения межэтнические - это отношения между этносами как субъектами межнацион., межэтнич. взаимодействия и О. Основателями изучения О. м. являются Г. Гарфинкель, В. Вундт, Э. Богардус, перешедшие от описательных характеристик этносов к количественным измерениям проявлений национ. особенностей сознания и поведения людей. В теориях О. м. амер. социологов важное место занимают проблемы сосуществования этнич. групп на одной территории в ретроспективе истории Америки. Проблемами этнич. меньшинств занимался Луис Вирт, внесший вклад в изучение проблем урбанизма. Он определяет «группу меньшинств» как совокупность людей, обращение с к-рыми является отличным от обращения с др. членами общества из-за характерных для них физич. или культурных особенностей. Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков или суждений, соответствующих стереотипным представлениям. В теории расового угнетения, разработанной Р. Блаунером, проводится аналогия между обращением с группой меньшинства и практикой межд. колониализма. Выделены след. 5 компонентов колониальных отношений: 1) навязывание туземцам господствующей культуры; 2) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе господствующей культуры; 3) полит. господство; 4) эконом. эксплуатация; 5) идеология, оправдывающая власть господствующей группы. Амер. социологи Дж. Симпсон и Дж. Мильтон Уингер, классифицируя др. типы отношений между группами большинства и меньшинства, выделяют 6 категорий отношений: а) ассимиляция, или полное уничтожение группы меньшинства насильственным способом или путем постепенного смешения групп; б) плюрализм, или сохранение различий среди групп меньшинств, а также готовность господствующей группы поддерживать эти различия; в) законодательная защита меньшинств, или «официальная» гарантия самостоятельности групп меньшинства; г) перемещение населения, или меры по изгнанию группы меньшинства из общества; д) порабощение на длительное время, или господство одной части населения над другой, сравнительно малочисленной группой. Благодаря работам основоположников отеч. школы этносоциологов и этнопсихологов: Б. Ф. Поршневу, Ю. В. Бромлею, Ю. В. Арутунян, Л. М. Дробижевой и др. в отеч. науке сформировались свои особенности изучения О. м. В советской этносоциологии О. м. так же, как и в мировой науке, рассматривались в широком и более узком - социально-психол. плане, но отеч. исследователи изучают О. м. комплексно с учетом этносоциологии, полит. социологии и социальной психологии. В. Н. Иванов, И. В. Ладодо, М. М. Назаров, Г. Ю. Семгин рассматривают их в контексте социальной стратификации. А. Г. Здравомыслов анализирует гл. о. конфликтные ситуации в О. м. Большинство отеч. ученых специализируется на изучении О. м. в республиках и областях РФ, поэтому фундаментальные исследования по автономным округам - редкость, среди немногих, кто занимается этим, следует назвать В. В. Мархинина и И. В. Удалову. В последнее время ведутся острые споры о механизмах этнич. политики и моделях нации, позволяющих более эффективно управлять О. м. В 1960-1970 гг. Ин-т этнографии АН СССР (в настоящее время - Ин-т этнологии и антропологии РАН) проводил исследования О. м. в республиках бывшего СССР. Этносоциологи работали над масштабным проектом «Оптимизация социально-культурных условий развития и сближения наций в СССР». В данном проекте используется термин «оптимизация межнацион. отношений», к-рый по своему смыслу близок к термину «гуманизация межнацион. отношений», но его содержание неск. уже, поскольку в контексте советской национ. политики он предполагал в первую очередь создание однотипной социально-классовой системы и уравнивание социальных статусов всех этнич. групп, входивших в состав СССР. На сегодняшний день Ин-том социально-полит. исследований РАН, Ин-том этнологии и антропологии РАН, а также региональными исследовательскими центрами реализуется целый ряд проектов по изучению О. в «этнопроблемных» регионах России и «ближнего зарубежья», особо обращается внимание на проблему гармонизации О. м. Понятие гармонизации О. м. близко по содержанию с понятиями культурного плюрализма, мультикультурализма и интегрированного многообразия, к-рые подразумевают сохранение этнокультурной идентичности не доминирующих групп населения, а также их равную интеграцию в полиэтнич. общество. В работах рос. ученых гармонизация О. м. рассматривается в осн. как управленческий процесс, что в нек-рой степени сужает содержание данного понятия. Концепция гармонизации О. м. должна рассматривать данное явление не только в кач. многофакторного, многоуровневого и полисубъектного социального процесса, но и как результат этого процесса - в кач. относительно гармоничной модели отношений между этнич. группами. Методология и методика исследований О. м. значительно изменилась по сравнению с предыдущим периодом. В настоящее время более широко применяются социальнопсихол. методики, для характеристики О. м. используются понятия и проблематика социальной дистанции и этнич. границы. Изменилась и парадигма изучения этнич. проблем, наметился переход к конструктивистскому рассмотрению этничности как символической категории, продукта межгрупповых отношений Этносубъектный статус предопределяет фактическое положение национальности в сообществе других, значит, и ее правовые полномочия и возможности в межнациональных процессах. Специфические особенности трех основных общностей Башкортостана — башкир, русских, татар, раскрыты в исследованиях Дж. М. Гилязитдинова. Он указывает, что в Башкортостане башкиры занимают специфическое положение, являясь нацией, основообразующей для Республики Башкортостан, как самостоятельного национально-государственного образования. Специфичность положения башкир в республике обусловлена следующими обстоятельствами. 1. Башкиры — это нация, которая является не только коренной, но и республикообразующей. 2. Башкортостан является для всех башкир Родиной. Здесь их корни, здесь их прародина. Судьба башкир как нации, их будущее как этноса связано с Башкортостаном, нигде в другом месте для башкир как нации этих условий нет. 3. Башкортостан является единственным государственно-территориальным образованием башкир. Проблемы башкир могут быть решены только здесь и нигде в другом месте. 4. Башкиры — это относительно крупная нация. Такой крупный этнос для своего оптимального функционирования и развития должен иметь все основные структуры экономической, социальной, политической и духовной жизни. В особенности это относится к элементам национальной культуры и ее инфраструктуры: театры, филармонии, консерватории, радиовещание, телевидение, издательства, научные учреждения, учебные заведения и т. п. 5. Республика Башкортостан — единственное национально-государственное образование, где могут решаться общенациональные проблемы башкирского народа. Именно на башкирах, живущих в самой Республике Башкортостан, лежит забота о башкирах, живущих вне ее, в части обеспечения их всеми культурными ценностями: учебниками, художественной литературой, газетами, журналами, пластинками, телепередачами, кинофильмами, видеокассетами и т. д. и т. п. 6. Нельзя не учитывать и того факта, что башкиры относятся к тем народам царской России, которые не были завоеваны, а добровольно, в силу исторических обстоятельств, присоединились к России. В частности, башкиры имели воинские подразделения в русской армии и участвовали во всех войнах, которые вела Россия. 7. Башкиры активно участвовали в освободительном движении против царского самодержавия, а трудящиеся башкиры — в революционном движении вместе с русскими и представителями других национальностей. 8. Башкирский народ внес свой ощутимый вклад в строительство нового общества в стране, в победу в Великой Отечественной войне
33. Межэтнические отношения, их виды.
Понятие, факторы и виды межэтнических отношений
Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый этнос, в той или иной степени контактирует с другими этносами. Взаимоотношения между этносами целесообразно называть социально-этническими или межэтническими.
Межэтнические отношения (межнациональные отношения) в широком смысле слова понимаются как взаимодействия народов в разных сферах - политике, культуре и т. д., это отношения по поводу материальных и духовных условий существования этносов, по реализации их потребностей и интересов. В узком смысле - это межличностные отношения людей разных национальностей, которые тоже происходят в разных сферах общения - трудового, семейно-бытового, а также соседского, дружеского и других видах неформального общения.
Выделяются два уровня межэтнических отношений — личностный и групповой.
Субъектами межнациональных отношений выступают большие и малые этносы (народы). Это такие великие народы, как русский, французский, китайский и т. д., и малые (в смысле малочисленные) народы Кавказа, российского и американского Севера, других регионов Земли.
В качестве субъектов национальных отношений могут выступать также представители этносов (наций) по поводу решения национально-этнических проблем – разного рода социальные группы и слои населения.
Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей.
Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей.
Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет свое специфическое содержание. Дадим краткую характеристику некоторым из них.
Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и т. д.
Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций.
Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и т. п.
Можно указать на межнациональные экологические отношения, возникающие, в частности, в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы. И не только охраны, но и воспроизводства природных ресурсов, в том числе земельных, лесных, водных и др.
В этнологии выделяют несколько групп взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнические отношения - исторические, социальные, культурные, психологические, ситуативные и политические.
Из исторических факторов, безусловно, важное значение имеют три класса явлений: 1) ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; 2) исторические события, которые приобретают символическое значение в межэтнических контактах; 3) особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.
Этносы вступают во взаимоотношения в результате разных исторических обстоятельств. Когда между ними возникают межэтнические напряжения, то чаще всего актуализируются такие исторические события, как завоевания, насильств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|