35. Этничность как фактор, порождающий неравенство между этносами в многонациональной среде.
На исходе последнего десятилетия XX в. мы наблюдали, как нача# тые экономические реформы и доступ к демократическим свободам до неузнаваемости изменили привычные картины жизни в республиках и областях России. Возрастающее разнообразие и фрагментация со# циального пространства — доминирующая тенденция при достаточно выраженной новой социальной дифференциации. В этническом поле, в жизни народов, этнических групп совмещают# ся старые и новые неравенства. Новые неравенства меньше связаны с политикой государства, а больше диктуются рыночной конкуренцией, при которой социальная дифференциация определяется для каждого народа, будь то русские или башкиры, татары, якуты или другие наро# ды, прежде всего культурой, понимаемой как ценности, установки, ори# ентации, убеждения, воздействующие на социальное развитие. В одинаковых условиях города или деревни в одном субъекте Фе# дерации русские и народы, дающие название республикам, так же как и в областях, например русские и татары в Оренбуржье, отличаются по своим формальным социальным параметрам несущественно. Но в представлениях о богатстве, доступе к власти, престиже этнические общности, дающие название республикам, выделяются преимущества# ми в глазах респондентов. Эти преимущества осознаются практически всеми этническими группами как результат изменения их политического положения в результате демократизации и нового статуса республик. Титульными национальностями доминирование в республиканс# ких органах власти интерпретируется как возмещение их недопред# ставленности в федеральных органах власти, где в результате мажо# ритарной избирательной системы они никогда не смогут в силу своей
численности иметь представительство, достаточное, чтобы влиять на законодательную практику или правительственные решения. В республиках русские при декларированных демократических процедурах выборов не получают достаточного представительства. Политическая сфера — главное поле, где и русские в республиках, 465 и титульные национальности в Федерации ощущают свое неравенство. Для русских это новое неравенство, для титульных национальностей — старое в новом варианте, когда в Федерации ситуация не меняется, но в республике принципиально изменилась. Демократия не решает всех проблем в сфере этничности. Она имеет свои лимиты. Решение одних проблем порождает другие. В республиках в условиях несравнимо больших прав, чем в совет# скую эпоху, не могли преодолеть старые неравенства. Они остались и от советского прошлого, и от дореволюционного. Прежде всего разнообразие в положении национальностей порож# далось разным уровнем урбанизации. В изучавшихся регионах это проявлялось более всего в Саха (Якутии) в отношении якутов и Баш# кортостане в отношении башкир. От старого осталось и разнообразие в позиционировании русских и народов, дающих название республикам. В Татарстане развитие этни# ческих групп шло по принципу «вместе и вровень»; в Саха (Якутии) про# должалась тенденция образовательного «бума», в Башкортостане — постепенного приближения башкир к социальным позициям русских. В разных главах авторы выходили на проблему русских. Зафик# сирована более низкая мобильность их при том, что позиций в трудо# вой сфере они не теряли. У русских отмечался также несколько мень# ший социальный оптимизм, чуть менее выраженные деятельностные позиции. Легко это было объяснить суверенизацией республик. Но это объяснение не проходило, поскольку у русских в областях наблюда#
лись те же тенденции. Мы должны были дать этому явлению социально#психологическое объяснение. При правовом этническом равенстве в постсоветской Рос# сии русские в 1990#е гг. ощущали себя в ситуации относительного психологического неравенства. Как и другие российские националь# ности, русские пережили распад Союза, но при этом они потеряли ста# тус «старшего брата», державу с первенствующим геополитическим положением, убежденность, что страна, в которой они живут, имеет преимущество в социальном строе. О том, что это психологическое не# равенство ситуативно, и о том, что оно преодолевается, свидетель# ствовали обнадеживающие тенденции улучшения социального само# чувствия русских в 2002 г. в сравнении с 1999#м. Есть ли потенциал межэтнической интеграции в социальной сфере в условиях старых и новых неравенств и в чем он? В главах показаны три наиболее очевидных резерва интеграции: 1) деятельность этнических групп в разных экономических нишах, создающая заинтересованность во взаимодействии; 2) заинтересованность в экономическом развитии отраслей в ус# ловиях, когда этнические группы заняты в одной сфере дея# тельности; ЗАКЛЮЧЕНИЕ466 СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ 3) формирование среднего слоя, объективно выступающего за со# хранение стабильности развития, в чем заинтересованы все граждане России независимо от национальности. Углубление социальной дифференциации в среде каждой этничес# кой группы, так же как и межэтнические сравнения «кому живется лучше на Руси», естественно, не улучшало этнические гетеростерео# типы и межэтнические установки. Они в изучавшихся республиках у людей разных национальностей не были хуже, чем в целом по России. В Татарстане они были даже несколько благоприятнее и в 1997#м, и в 1999#м, и в 2002 гг., несмотря на сложные отношения республики с цен# тром. Но этническое самосознание оставалось достаточно интенсивным и актуальным. Препятствовало ли оно интеграционным процессам? В зависимости от социальных диспозиций национальностей, оно на# полнялось либо позитивными устремлениями, либо защитными, а то и агрессивными установками. Наш вывод состоял в том, что позитив!
ная этническая идентичность не противостоит общероссийской, а в каких#то элементах представлений (защите природной среды, от# ношении к ресурсам, заинтересованности в балансе свободы и поряд# ка и др. ) они совпадают и взаимно дополняют друг друга. Эта книга была посвящена одной из сфер взаимодействий нацио# нальностей в нашей стране — социальной. Она не охватывала госу# дарственно#правовую сферу. Лишь в одной из глав был затронут этот вопрос в связи с тем, как укрепление вертикали власти может отра# зиться на социально#психологическом климате в межнациональных от# ношениях. Не рассматривалась полностью сфера культуры и языко# вых взаимодействий. Нас интересовала только культура, способная влиять на трудовое поведение, обеспечивающее успех в условиях гло# бализации. Мы ограничили объект рассмотрения национальностями, дающи# ми название республикам, и не рассматривали вазимоотношения боль# шинства с этническими меньшинствами, диаспорными группами в крупных городах — проблему, которая приобретает все большее зна# чение в нашей стране. Но тот пласт проблем, который изучался в данном проекте, и воп# росы, поставленные в нем, а в чем#то и решенные, дают ключ к пони# манию животрепещущих тем, обсуждаемых в нашем обществе, — ро# ста ксенофобии и экстремизма, отчужденности и фрустраций. Еще один важный вывод, который мы могли сделать на материале первых лет XXI столетия: для интеграционных процессов на уровне массовых общественных настроений несомненную роль играют опре# деленность в политике центра и уровень доверия к Президенту. За последние 2—3 года массив людей, которые чувствуют себя росси# янами, вырос в 2 раза
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|