Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

57Национальные группы и диаспора.




национальная группа

это небольшая часть (очень редко весьма значительная по численности) какой-либо некоренной для данной страны (региона) нации или народности.

Национальная группа отличается очень слабыми социальными связями со своей нацией или народностью. Национальные особенности членов национальной группы из поколения в поколение ослабевают, и постепенно происходит ее ассимиляция нацией или народностью, среди которой она проживает, перенимая ее язык, традиции, обычаи, нравы, нормы поведения.

В экономическом и социально-политическом отношении национальная группа, как правило, не имеет ничего общего с народом, от которого она в прошлом была оторвана. Общим у них являются лишь этнические черты.

Диа́ спора (греч. δ ι α σ π ο ρ ά, «рассеяние») — часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности[1].

Отношения с диаспорой осознаются как важное направление внешней политики многими странами. Для некоторых стран (Израиль, Армения, Индия) диаспора, оказывающая политическую и экономическую поддержку исторической родине, играет особо важную роль. Диаспора может играть также заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

государственной национальной политики

Республики Башкортостан

 

Общие положения

Концепция государственной национальной политики Республики Башкортостан (далее – Концепция) является совокупностью политико-правовых идей, научных положений, принципов и приоритетов, которые в систематизированном виде формируют ориентиры и основы для деятельностии органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, граждан в Республике Башкортостан в области этнонационального развития и межэтнических отношений.

В качестве объекта государственной политики в Концепции рассматриваются межнациональные процессы, межэтнические отношения и система факторов, оказывающих на эти отношения заметное воздействие. Основными задачами данной политики выступают: упрочение единства и целостности Российской Федерации; создание оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей народов, проживающих в республике, и на этой основе обеспечение общественной стабильности и межнационального мира.

Политико-правовыми основами Концепции являются общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности, Всеобщая декларация прав человека, «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» Совета Европы (1950), «Международный пакт о гражданских и политических правах» (1966), «Международный пакт по этнополитическим, социальным и культурным правам» (1966), «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым «меньшинствам» Организации Объединенных Наций (1992), а также Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, вступившая в силу в Российской Федерации 29 марта 2003 г. на основании федерального закона от 10 января 2003 г. №3-ФЗ, и др.

Федеральный государственно-правовой контекст Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии», от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева 5 октября 2009 г., а также материалы к заседанию Президиума Государственного совета Российской Федерации от 11. 12. 2011 г. (г. Уфа), посвященному вопросам укрепления межнационального согласия в российском обществе, и его итоговые документы.

Сформированная в республике на основе федерального законодательства политико-правовая база позволяет на практике обеспечить государственные гарантии этнонационального развития ее народов. Основу этой базы составляют Конституция Республики Башкортостан, законы Республики Башкортостан «Об образовании», «О культуре», «О свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятий в Республике Башкортостан», «Об общественных объединениях в Республике Башкортостан», «О библиотечном деле», «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан», «О народных художественных промыслах», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Республике Башкортостан», Указы Президента Республики Башкортостан.

В Республике Башкортостан также приняты и реализуются специальные государственные программы в сфере этнонационального развития, в их числе: «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан» на 2006–2010 гг., «Народы Башкортостана» на 2003–2012 гг., «Башкиры Российской Федерации» на 2008–2017 гг. и др.  

Важным направлением в этнонациональном развитии стало открытие в республике историко-культурных центров, содействующих сохранению историко-архитектурных памятников и традиций, развитию языков и культуры народов.

В 2000 г. создана Ассамблея народов Башкортостана. В ее состав вошли Всемирный курултай башкир, Собор русских, Конгресс татар, Канаш (съезд) чувашей, Ассамблея финно-угорских народов, региональная марийская национально-культурная автономия «Эрвел Марий» и др. Работает Дом дружбы народов – государственное учреждение культуры, которое координирует работу национально-культурных объединений и центров, обеспечивает их активное участие в общественно-политической и культурной жизни республики.

Опыт Башкортостана в деле поддержания межэтнического мира, как отмечалось на презентации Республики Башкортостан в штаб-квартире ЮНЕСКО в марте 2008 г., полностью соответствует стандартам и основным идеалам этой организации.

 

I. Современное состояние, особенности и основные тенденции межнациональных отношений в Республике Башкортостан

 

Республика Башкортостан является крупным регионом Российской Федерации (2, 8 % населения страны, первое место по численности населения в Приволжском федеральном округе и седьмое в стране), обладающим мощным производственно-экономическим и культурно-духовным потенциалом. Это  один из самых многонациональных субъектов Российской Федерации, где, по данным переписи населения 2010 г., проживают представители 118 национальностей и 12 входящих в них этнических групп. Ведущее место по численности и влиянию на общественные отношения занимают три крупные этнические группы: башкиры (29, 5 %), русские (36, 1 %) и татары (25, 4 %), имеющие многовековую историю взаимодействия и сотрудничества.

Следует отметить компактное проживание в республике этнических общностей чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы, наличие значительных групп белорусов, украинцев, немцев, латышей, евреев. В последнее время растут миграционные потоки из ближнего (Кавказ, Средняя Азия) и дальнего (вьетнамцы, афганцы, китайцы) зарубежья, а также из близлежащих российских регионов, однако пока количество мигрантов не столь велико.

Следует также учитывать, что, хотя большинство населения проживает в городах (60, 5 %), а в регионе имеется миллионный мегаполис – г. Уфа, доля сельского населения, традиционно обладающего более четкой этнической идентификацией, является одним из самых высоких в Российской Федерации – 39, 5 %.

Значимыми моментами в истории края и её народов стали добровольное вхождение башкир в середине XVI в. в состав Русского государства, провозглашение автономии в 1917 г., Соглашение с центральной советской властью о Башкирской Советской республике в 1919 г., принятие Декларации о государственном суверенитете республики в 1990 г., что придает идее государственности Республики Башкортостан в составе Российской Федерации и сегодня реальный характер.

В Башкортостане с 90-х годов ХХ в. реализуется система мер по государственной поддержке этнонационального развития. Она включает в себя программы и мероприятия по развитию школьного образования на родных языках, национальной культуры, литературы и искусства, СМИ. Также оказывается поддержка национально-культурным организациям, историко-культурным центрам, регулярно проводятся этнонациональные праздники, фестивали, конкурсы и т. д.

Рассматривая специфику этнонациональных потребностей народов РБ, надо обратить особое внимание на следующие обстоятельства:

 республика является центром этнонационального развития одного из крупных российских народов – башкир, причем около половины из них проживают в других регионах Российской Федерации (компактно – в Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Курганской областях, Пермском крае, Республике Татарстан, а также в г. Москве, Санкт-Петербурге и Тюменской области).

 специфику потребностей основных этносов республики (для башкир – это центр социально-экономического и национально-этнического развития; для русских – один из специфических регионов жизнедеятельности и развития, для татар, как и для чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы, – один из значимых регионов национального становления и развития);

 необходимость модернизации самого этноса, обновления форм функционирования и развития многонационального сообщества.

 

II. Принципы государственной национальной политики Республики Башкортостан

К принципам государственной национальной политики Республики Башкортостан относятся:

 равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объединениям и религиозным группам;

 признание и обеспечение права граждан на сохранение, развитие и выражение этнокультурной, языковой и религиозной самобытности;

 исключение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности;

 проведение государственной политики и создание социально-экономических и культурно-духовных предпосылок для повышения активности, конкурентоспособности граждан, формирующих и развивающих их стремление к саморазвитию в этнических группах, общинах, в отдельных семьях;

 равноправное участие представителей всех народов в решении вопросов государственного управления и общественной жизни;

 создание условий, способствующих социально-политической консолидации народов республики во имя ускорения ее экономического роста как основы повышения уровня и качества жизни, социального и культурно-духовного развития;

 необходимость государственного содействия удовлетворению этнических потребностей граждан как в индивидуальных, так и коллективных формах;

 позиционирование Башкортостана как исторического и культурного центра развития башкирского народа, поддержка башкирского населения в других регионах России и за рубежом, отстаивание их интересов;

 содействие развитию языков и культур представителей всех народов в республике;

 бережное отношение к историческому наследию и национальному достоянию народов; содействие сохранению народных промыслов и ремёсел, традиций, обычаев и обрядов;

 обеспечение свободы общения и всесторонних контактов представителей национальных диаспор, проживающих в Башкортостане;

 системность и целостность проводимой политики, объединение усилий всех звеньев государственной власти и муниципального управления, общественно-политических и социально-культурных структур, широкой общественности для реализации этнонациональной политики;

 

 укрепление межнационального и межконфессионального согласия, дружбы и сотрудничества народов Башкортостана как главного условия решения возникающих этнонациональных, межконфессиональных проблем его населения;

 сохранение исторически сложившейся целостности Республики Башкортостан;

 сотрудничество с субъектами Российской Федерации в реализации государственной национальной политики и решении проблем соотечественников;

 признание культурного, экономического и иного вклада мигрантов в развитие Башкортостана;

 открытость и гласность государственной национальной политики Республики Башкортостан.

 

 III. Цель и задачи государственной национальной политики

Республики Башкортостан

 Концепция государственной национальной политики Республики Башкортостан призвана соединить ресурсы и усилия органов государственной власти и местного самоуправления, этнических сообществ, партий, общественных движений и граждан для содействия развитию и саморазвитию народов, их дальнейшей консолидации в Башкортостане в многонациональную общность.

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

 обеспечение равенства прав народов Республики Башкортостан и содействие развитию их культурно-духовного и социально-экономического развития;

 укрепление государственности Башкортостана как субъекта Российской Федерации и гаранта общесоциальной и межэтнической стабильности;

 совершенствование политико-правовой базы этнонационального развития, соблюдение конституционных прав представителей всех народов;

 обеспечение социально-политической стабильности в республике на основе конструктивного и плодотворного сотрудничества органов государственной власти, общественных и национальных объединений;

 формирование позитивного образа Республики Башкортостан как внутри республики, так и на межрегиональном, федеральном и международном уровнях;

 обеспечение оптимального функционирования национальных средств массовой информации как инструмента формирования этнического самосознания; воспитание навыков плодотворного взаимодействия и укрепления межнационального и межконфессионального сотрудничества;

 создание условий для эффективной социально-культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике;

 профилактика и предотвращение конфликтов на этнической и конфессиональной почве;

 прогнозирование развития межэтнических, межконфессиональных и внутриконфессиональных, государственно-конфессиональных отношений.

Реализация поставленных цели и задач государственной национальной политики Республики Башкортостан осуществляется органами государственной власти республики и местного самоуправления в рамках государственной национальной политики Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а также общественными объединениями.

 

IV. Основные направления государственной национальной политики Республики Башкортостан

Реализация государственной национальной политики Республики Башкортостан строится на основе создания оптимальных условий и механизмов решения этнокультурных задач, обеспечения участия в этой многогранной работе органов государственной власти и местного самоуправления, этнокультурных организаций и отдельных граждан.

Органы государственной власти формируют и совершенствуют нормативно-правовую базу в сфере национальных отношений, разрабатывают программы этнокультурного развития народов Башкортостана, а также обеспечивают необходимыми ресурсами и организуют их выполнение.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для участия в реализации государственной национальной политики общественных организаций и отдельных граждан, оказывают содействие деятельности благотворительных структур и частных лиц, заинтересованных и участвующих в этнокультурном развитии народов республики.

К числу проблем в этой сфере относятся: растущее значение в этноконфессиональной политике миграционного фактора; высокий уровень миграционной мобильности башкортостанцев; появление в республике новых этнических диаспор, живущих в рамках замкнутых социальных групп; рост ксенофобии и попытки использования соперничающими партиями и политиками ресурсов этноконфессиональной идентичности в конъюнктурных политических целях.

Осуществление государственной национальной политики охватывает следующие направления:

1) в государственно-правовой сфере:

 обеспечение правовых, организационных и финансово-материальных условий для учета и удовлетворения национально-культурных запросов народов;

 создание при высших органах законодательной и исполнительной власти специального государственного органа (комиссии при Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан, советов по делам этнических обществ при муниципалитетах крупных городов и районов), организация их эффективного функционирования по разработке, координации и реализации государственной национальной политики (в соответствии с рекомендациями заседания Госсовета РФ в г. Уфе в 2011 г. ) и обеспечение нормативно-правовой и материально-организационной базы для их деятельности;

 совершенствование нормативно-правовой и политико-информационной базы государственной национальной политики;

 учет, в случае необходимости, этнических аспектов в вопросах административно-территориального устройства и в организации деятельности органов местного самоуправления;

 координация усилий всех ветвей и уровней власти республики, нацеленных на осуществление национальной политики и гармонизацию межнациональных отношений;

 создание необходимых условий для участия граждан различных национальностей (как индивидуального, так и через различные общественные и национально-культурные объединения) во всех сферах общественной жизни республики и РФ;

 организация эффективного взаимодействия и конструктивного сотрудничества государственных, общественных и гражданских институтов по сохранению и развитию в современных условиях этнонациональной духовной и материальной культуры, благотворных исторических традиций и основ уклада жизни, семейных институтов и национального образования;

 разработка и внедрение специальных программ по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, работников средств массовой информации по вопросам этнонациональной политики, межэтнических и межконфессиональных отношений, исторических национально-культурных традиций народов Башкортостана и России, укрепления гражданской общности многонационального народа Российской Федерации;     

 осуществление прогнозирования и государственного регулирования национальных и межнациональных отношений;

2) в социально-экономической сфере:

 проведение политики, направленной на обеспечение равных возможностей социально-экономического и культурно-духовного развития народов;

 учет интересов этнонациональных групп населения при разработке перспективных планов, проектов и программ социально-экономического развития;

- совершенствование социально-бытовой инфраструктуры в местах компактного проживания представителей разных народов с целью выравнивания их уровня жизни;

 содействие удовлетворению экономических потребностей национальных общин и их членов в соответствии с их традиционной хозяйственной занятостью и сложившимся укладом жизни;

 развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества предприятий республики с регионами компактного проживания башкирского населения;

 создание благоприятных экономических и иных условий для благотворительной и спонсорской деятельности хозяйствующих субъектов, общественных объединений и граждан в области сохранения и развития традиций и культур народов;

 содействие вовлечению представителей национальных общин в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющимися их исторической родиной;

3) в духовно-культурной, конфессиональной, информационной и научной сферах:

 сохранение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного наследия представителей народов, проживающих на территории Башкортостана, создание условий для сохранения, развития и модернизации национальных культур, языков, образования и воспитания;

 

 поддержка деятельности национально-культурных объединений в реализации их культурных программ органами государственной власти и местного самоуправления;

 создание на государственном уровне в Республике Башкортостан, как российском историческом центре жизнедеятельности и развития башкирского народа, целостной системы, с соответствующей инфраструктурой, сохранения и развития башкирского языка, культуры, образования и воспитания, средств массовой информации на башкирском языке, а также установление контактов и оказание духовно-культурного содействия башкирскому населению, проживающему в других регионах Российской Федерации;

 поддержка и распространение идей и ценностей единства и целостности Российской Федерации, общности исторических судеб, духовного взаимообогащения и дружбы ее народов, межнационального и межконфессионального согласия, культуры межнационального общения и сотрудничества, российского патриотизма;

 всестороннее обеспечение функционирования в республике русского языка как государственного языка Российской Федерации и Республики Башкортостан; башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан; языков народов, проживающих в республике;

 совершенствование научно-методических основ изучения и преподавания башкирского языка, языков народов, проживающих в республике; развитие системы подготовки кадров преподавателей родных языков и основ этнонациональных культур;

 развитие краеведения и музейного дела, популяризация знаний об истории и культуре, о взаимовлиянии и взаимодействии, дружбе и сотрудничестве представителей проживающих в Башкортостане народов;

 организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по развитию этнических культур, совершенствованию межнациональных отношений, государственных языков Республики Башкортостан и родных языков представителей народов, проживающих в республике, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве;

 содействие созданию национально-культурных центров в местах компактного проживания башкирского населения за пределами Башкортостана;

 воспитание молодого поколения в духе толерантности к культуре, языку, традициям и обычаям проживающих в Башкортостане народов;

 организация научных и научно-практических конференций, семинаров, дискуссионных форумов по проблемам этнонациональной политики, в т. ч. Всероссийского дискуссионного Аксаковского форума по этнонациональному развитию России (в г. Уфе на постоянно действующей основе с необходимым штатом сотрудников);

 совершенствование механизма профилактики конфликтных ситуаций в религиозной среде как на общественном, так и на государственном уровне;

 воспитание общереспубликанского патриотизма как неотъемлемой части общероссийской идентичности;

 4) в языковой сфере:

 обеспечение функционирования и изучения государственных языков Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;

 формирование положительной мотивации к изучению и использованию родных языков народов Республики Башкортостан;

 укрепление материально-технической базы развития в республике системы образования и воспитания на родных языках;

 повышение роли семьи в сохранении родного языка, в воспитании к нему бережного отношения.

5) в области внешних связей и связей с соотечественниками:

 участие – на уровне органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций – в разработке вопросов национального и федеративного развития России;

 участие в разработке и реализации соглашений, а также нормативных правовых актов, отражающих специфику Республики Башкортостан в сфере этнического развития и межнациональных отношений;

 инициирование подготовки федеральных целевых программ социально-экономического и культурного развития башкирского народа;

 взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;

 изучение и регулирование процессов миграции, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

 установление Республикой Башкортостан постоянных культурных и экономических связей со странами дальнего и ближнего зарубежья, субъектами Российской Федерации, в которых проживают большие группы башкирского населения;

 взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций Башкортостана с представителями башкирского населения за пределами республики и участие в решении их этнокультурных проблем на уровне государственных и неправительственных организаций.

 

V. Механизмы реализации государственной национальной политики Республики Башкортостан

Проводимая в Республике Башкортостан национальная политика реализуется в рамках системного и программно-целевого подхода. Для этого принимаются государственные программы по различным направлениям этнического развития и гармонизации межнациональных отношений. Это позволяет консолидировать усилия государственных структур, органов местного самоуправления, общественных объединений и движений, в той или иной мере занимающихся национальными вопросами, создать и применять единый механизм реализации государственной национальной политики как составной части внутренней политики.

Этот механизм включает в себя разнообразные виды организационной и распорядительно-исполнительной деятельности, а именно:

 разработка включающей в себя составление планов мероприятий и направления деятельности республиканской целевой программы реализации государственной национальной политики Республики Башкортостан;

 финансовое и материально-техническое обеспечение принятых к исполнению целевых программ, проектов, планов, реализующих комплекс основных направлений принятой политики в сфере межэтнических отношений;

 организация взаимодействия между государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, распределение между ними сфер ответственности и исполняемых функций;

 осуществление государственного и общественного контроля за исполнением положений программ, целевым использованием выделенных для них средств, соблюдением нормативно-правовой базы этнического развития и межнационального согласия в республике;

 постоянный мониторинг межнациональной и межконфессиональной ситуации, анализ текущих процессов и перспективных тенденций в данной сфере, выработка мер по предотвращению возможных конфликтных ситуаций;

 прогнозирование и организация эффективного взаимодействия и конструктивного сотрудничества государственных и общественных институтов по урегулированию этнических и конфессиональных процессов;

 выработка теоретико-методологической и концептуальной базы для совершенствования государственной национальной политики;

 широкое освещение в средствах массовой информации проводимых мероприятий, разъяснительная и пропагандистская работа в сфере поддержания и укрепления межнационального и межконфессионального согласия;

 оказание органами государственной власти и местного самоуправления поддержки и принятие стимулирующих мер в отношении общественных объединений и граждан, участвующих в осуществлении государственной национальной политики.

 

VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции направлена на достижение следующих результатов:

 создание единой государственной системы организационных, правовых, образовательных, просветительских, культурных, материальных, научных и методических мер, направленных на сохранение самобытности народов, проживающих в Республике Башкортостан, саморазвитие и модернизацию их этнонационального развития;

 реализация комплекса мер, направленных на предупреждение ксенофобии, шовинизма, национализма и межэтнических конфликтов;

 снижение социальной напряженности в обществе, повышение уровня позитивного социального самочувствия народов;

 повышение уровня влияния органов государственной власти и местного самоуправления на межэтнические отношения;

 сохранение и развитие самобытной культуры народов, формирование толерантного сознания граждан;

 создание общественно-политических условий для развития и укрепления российской гражданской идентичности;

 укрепление мира и согласия в Республике Башкортостан;

 повышение инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан.

Достижение указанных результатов предполагает разработку и утверждение на основе настоящей Концепции государственного акта – Республиканской программы реализации государственной национальной политики Республики Башкортостан.

 

VII. Основные индикаторы и показатели Концепции

Основные индикаторы и показатели реализации Концепции:

 снижение уровня ксенофобии и конфликтности в обществе;

 рост уровня доверия к органам государственной власти;

 повышение общественно-политической активности граждан Республики Башкортостан;

 рост числа научных исследований и научно-практических разработок по проблемам межэтнических отношений;

 рост инвестиционного рейтинга Республики Башкортостан.

 

VIII. Организационное обеспечение Концепции

В реализации задач государственной национальной политики Республики Башкортостан принимают участие Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, органы местного самоуправления Республики Башкортостан, политические партии, учреждения культуры, образования и науки, общественные объединения и другие некоммерческие организации, а также население.

Государственное управление и контроль над реализацией государственной национальной политики Республики Башкортостан осуществляет Администрация Президента Республики Башкортостан.

 

 АН РБ 07. 02. 2012

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...