ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ (Экз).
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 ЭКЗАЛЬТИРОВАННОСТЬ (Экз). Низкие значения шкалы (8 - 15 баллов, 1-3 стена): (деакцентуация) При низких значениях шкалы " экзальтированности" наблюдается эмоциональная подавленность. В крайней выраженности – " холодность", " эмоциональная тупость". Все виды деятельности эмоционально не окрашены, стереотипны. Создается впечатление эмоциональной отчужденности - " все равно".
Средние значения шкалы (16 - 22 балла, 4-6 стенов): Средняя эмоциональная восприимчивость, устойчивое ровное настроение.
Высокие значения шкалы (23 - 32 балла, 7-10 стенов): (акцентуация) Лица с акцентированной чертой контактны, словоохотливы, влюбчивы, обладают развитым воображением, эстетическим вкусом, виртуозные спорщики. Экзальтанты бурно реагируют на различные жизненные ситуации: одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние - от печальных. Настроение изменчиво в течение суток. Колебания настроения играют существенную роль в формировании мотивации, ситуации принятия решения. Работоспособность, самооценка, самоотношение зависят от текущего настроения. Избегают ответственности, лидерства. Принципы и тактики их жизни неустойчивы. Прогнозы часто интуитивны, немотивированны, деятельность всегда эмоционально окрашена. Их экзальтация лишь в малой степени связана с их эгоистическими устремлениями, гораздо чаще они руководствуются альтруистическими побуждениями: они чувствительны и впечатлительны, внимательны и привязаны к друзьям и близким, имеют чувство сострадания. Обладая хорошим вкусом, яркостью и искренностью выражения чувств, люди с чертами этого типа характера могут добиться хороших результатов в различных видах искусства. Темп нарастания эмоциональных реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Импульсивная активность этих лиц связана с альтруистическими побуждениями. Постоянная смена настроения, ощущение " тревоги и счастья" служат основанием для трудностей саморепрезентации. Восторг, негодование, жалость, ненависть – все оттенки чувств предстают в гипертрофированной форме. Чрезмерная эмоциональность сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют, бледнеют, изменяется частота сердечных сокращений, артериальный тонус. Мимика всегда соответствует текущему настроению. Неспособны скрывать свои чувства.
Социально адаптивные черты: – Общительность, добродушие, искренность, чуткость в периоды приподнятого настроения. – Высокая эмоциональная регуляция деятельности. – Высокая пластичность, скорость протекания психических процессов. – Готовность помочь.
Дезадаптивные особенности: – Невозможность длительного прогноза деятельности. – Безразличие к будущему. – Стремление к смене впечатлений, решений, установок. – Избегание трудностей. – Раздражительность. – Вспыльчивость, нетерпеливость. – Паникерство. – Зависимость от смены настроения. – Ослабленный самоконтроль. – Склонность к конфликтности, драчливости. – Быстрая, неадекватная смена ролевых позиций: во время разговора может без объяснений и видимых оснований обидеться, разозлиться. – Фантазерство. – Ненадежность в общении.
Профессиональные особенности: Искренность в выражении чувств, тонкое ощущение реальности, стремление романтизировать отношения придают изысканность, особый смысл межличностному общению в любом коллективе. Однако, исполнительская деятельность, регламентированные условия, зависимость от собственного настроения, субъективизм и безаппеляционность в суждениях этих лиц создают благоприятный фон для развития непрямых конфликтных ситуаций, индуцируют панические настроения. Маленькие победы вызывают бурю восторга, любая неудача способна " вывести из строя". Выработанные профессиональные навыки частично способны компенсировать проблемы, которые испытывает сам человек. Являясь эмоционально-эстетическим лидером в группе, к формальному лидерству склонности не проявляет, ответственности на себя не берет. Отчетливо выражены возрастные и половые детерминации экзальтированной черты.
Стрессогенные ситуации: – Отсутствие соответствия субъективным ожиданиям. – Жесткая последовательность, регламентированность деятельности. – Наличие помех в деятельности. – Ответственность, высокие требования. – Лимит временя. – Недостаток общения.
Типичные способы совладания со стрессом: – Вербальная агрессия. – " Уход", бегство от действительности. – Отрицание. – Соматизация.
Патологическая динамика характера: Зависимое поведение. Психосоматические расстройства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|