! Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Пусть при этом больше говорит ребенок.
2. 26 Ситуация. Мама Миши (2 года 5 месяцев) считает, что чтение сказок, рассказов, беседы на разные темы необходимы для психического развития ребенка. Мама Коли (2 года 5 месяцев), наоборот, обращает внимание своего сына лишь на иллюстрации в книгах. 2 Правы ли мамы Миши и Коли? Решение. Обе мамы не правы. Мама Миши забывает о необходимости сочетания словесного образа с наглядным. А мама Коли забывает о необходимости связывать видимые зрительные образы с обозначающим их словом. Обе мамы не правы и в том, что не придают значения развитию активной речи самих детей. ! Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Пусть при этом больше говорит ребенок. 2. 27 Вопрос. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта? Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песни, няня «заложила» в будущего гения программу ритмики русского языка. Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития. 2. 28 Ситуация. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточную эмоциональную выразительность. ? Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста? Решение. Причина данного явления – недостаточная речевая деятельность взрослых. Детям в среде своих сверстников не хватает в этом отношении примеров для подражания. Поэтому родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, обращая внимание на понимание им речи взрослых и поощряя его стремление к развитию собственной активной речи.
! Говорите четко и ясно. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. 2. 29 Ситуация. Едва научившись произносить некоторые слова, ребенок предпринимает первые попытки кое–что разузнать. Неутомимо показывает он пальчиком на все вещи, которые его окружают, и спрашивает: «Это сьто? » Малыш еще не владеет речью, не может правильно произносить слова, а тем более точно сформулировать вопрос, а потому пытается высказываться на «своем» языке. ? Как взрослый должен разрешать подобные ситуации? Решение. Взрослый, чтобы разрядить эту ситуацию, должен подсказать ребенку разные варианты вопросов, похожих на тот, который он безуспешно пытается задать взрослому. Может быть, один из них подойдет. ! Угадывая, прогнозируя, старайтесь (не поправляя) давать правильный вариант произношения слова («Это что? »). 2. 30 Ситуация. Дима и Митя – однояйцовые близнецы. И общаются они с помощью сложившейся у них автономной речи. ? Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити. Решение. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев сохранится надолго. 2. 31 Вопрос. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную, правильную? Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит: «гули–гули», то взрослый должен поддержать его активно–радостное настроение и сказать: «Да, эта птица – голубь…», заостряя его внимание на названии птицы и правильном произнесении этого слова. 2. 32 Вопрос. Как должно осуществляться общение с ребенком 2–3 лет во время умывания, чтобы расширялся его словарный запас и воспитывалось положительное отношение к водным процедурам? Ответ. Во время умывания маме можно «озвучить» процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: «Моем ручки водичкой тепленькой… Она журчит, льется… Мыло пенится… Ручки будут чистые…» и т. д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.
2. 33 Ситуация. Ребенок слышит речь, но практически не понимает ее, поскольку не различает звуки, и в общем–то пропускает все мимо ушей. ? С чем это может быть связано? Ваши действия? Решение. Это связано с ослаблением внимания. Чтобы развить внимание детей, можно выбрать игры с использованием звуков, шумов, например «показать» голосом, как лает собака, кричит петух, мяукает кошка и т. п. Это должно заинтересовать малыша и постепенно заставить его слушать более внимательно. ! Действия всегда сопровождают внимание. 2. 34 Ситуация. Иногда сбивчивая, с паузами и перерывами, речь малыша, особенно если он взволнован или возбужден, может напоминать заикание. Это так называемое «ложное заикание», свойственное многим маленьким детям. ? Какой должна быть тактика поведения взрослого? Решение. Взрослый в данной ситуации должен стремиться снять напряжение, слушать терпеливо и заинтересованно, не проявляя недовольства. Чтобы справиться с паузами, нужно использовать эффект наводящего вопроса, с помощью которого можно подсказать те слова, которые ребенок пытается подобрать. Не стоит торопить ребенка, подгоняя его фразами типа: «Ну, ну, говори! », «И что же было дальше? » и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|