! Решая подобного рода практические ситуации, ребенок развивает свое мышление.
! Решая подобного рода практические ситуации, ребенок развивает свое мышление. 2. 11 Ситуация. Малыш поднимается на ноги сам и пытается передвигаться. ? Как взрослый может помочь малышу? Решение. Взрослый может: а) предложить ребенку, держась за устойчивую тележку, толкать ее; б) протянуть малышу предмет (палку, обруч и др. ), за который он мог бы держаться; в) стоя в двух шагах от ребенка, протянуть к нему руки, побуждая его идти к себе. И нужно обязательно не забыть похвалить ребенка за то, что он пытается ходить сам. 2. 12 Ситуация. Мать с гордостью заявила: «А наш–то не ползал, а сразу пошел! » ? Можно ли это считать достижением? Решение. Желательно, чтобы малыш прошел все этапы своего психофизического развития: удерживание головы, подползание, ползание, сидение, стояние, ходьба. Развитие должно происходить постепенно, последовательно. Родителям следует способствовать тому, чтобы ребенок вначале овладел умением изменять положение тела в пространстве и перемещением, а затем уже движениями сохранения положения тела в статике. Это значит, что ребенку прежде всего необходимо овладеть ползанием, а затем уже сидением. Нельзя сажать его раньше, чем у него «созреет» способность удерживать позвоночник в правильном положении. Чтобы ребенок быстро научился ползать, он должен находиться на ровном, широком, твердом материале (на полу). Побуждать к двигательной активности и ползанию малыша будут расставленные забавные игрушки, шарики, кубики, мячики и пр. При достаточном внимании к ребенку он с 8 месяцев начнет сам вставать, держась за опору, затем переступать и делать первые шаги. 2. 13
Вопрос. В чем ценность для ребенка ползания как самостоятельного перемещения в пространстве? Ответ. Ползание способствует: а) формированию правильной координации походки; б) укреплению мышц спины и живота. Особое место занимает развитие согласованных движений рук и ног. 2. 14 Ситуация. Поначалу малышам трудно удержать тело в равновесии. Но как только они начинают чувствовать себя уверенно, тут же принимаются за поиски задачи посложнее: забираться повыше, балансировать на одной ноге, на подвижной опоре, ходулях, что–то держать в руках, пытаясь сохранить равновесие, и пр. ? Что это: игры–забавы или нужные занятия? ? Следует ли родителям бояться, с их точки зрения, «опасных» для детей занятий? Решение. Безусловно, существуют игры не только для забавы – они развивают ребенка и физически, и эмоционально, и интеллектуально, а также помогают детям освоиться в окружающем мире. Страх родителей по поводу «опасных» занятий может передаться детям. Поэтому родители не должны запрещать эти занятия, а напротив, помогать в их освоении, по возможности подстраховывая своих детей. Насколько уверенно ребенок чувствует себя, удерживая равновесие, можно судить по простой примете – он смотрит не себе под ноги, а перед собой. ! Для развития каких–либо качеств стоящие перед ребенком задачи должны все время усложняться. 2. 15 Вопрос. С чем связан процесс перехода ребенка от свободного манипулирования вещами к предметной деятельности? Ответ. Этот переход, характерный для раннего детства, связан с развитием нового отношения к миру предметов: они выступают для малыша не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение, определенный способ употребления. В этом процессе большую роль играет взрослый. Он сообщает знания о предмете, показывает ребенку, как надо действовать с предметом в зависимости от его назначения.
2. 16 Вопрос. Что побуждает ребенка к действию с предметами? Ответ. Д. Б. Эльконин отмечает: «Действия ребенка побуждаются новизной предметов и поддерживаются воздействием новых качеств этих предметов, открывающихся в ходе манипулирования ими. Исчерпание возможностей новизны ведет к прекращению действий с предметом». 2. 17 Вопрос. Как можно классифицировать действия ребенка с предметами? Ответ. Действия с предметами разделяются на соотносящие (закрывание коробки крышкой, нанизывание колец пирамидок, складывание матрешки и т. п. ) и орудийные (есть ложкой, рисовать карандашом, насыпать песок совочком и т. п. ). 2. 18 Ситуация. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни, отметила: ♦ Сережа (1 год 1 месяц), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катает, тащит, сжимает их и т. д.; ♦ Катя (2 года 1 месяц), играя теми же игрушками, действует по–другому: куклу качает, машинку везет, карандашом рисует и т. д. ? Как называются действия с игрушками Сережи и Кати? ? В чем их различие? ? Какова последовательность овладения детьми раннего возраста предметными действиями? Решение. Действия Сережи называются манипуляцией, при которой ребенок использует лишь внешние свойства предметов, независимо от их назначения. У Кати отмечаются предметные действия, то есть использование предметов по назначению. Этими действиями дети овладевают только под руководством взрослого, подражая ему. На втором году жизни ребенок усваивает информацию о назначении простых предметов, окружающих его, воспринимая ее буквально и соответствующе: куклу укачивает, расческой причесывается, из чашки пьет и т. д. К третьему году жизни связь действия с предметом становится более свободной, опосредованной: ребенок знает, для чего нужен предмет, но может использовать его и по–другому: причесываться палочкой и т. д. Такие действия служат началом для возникновения игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|