Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

! Если ребенок сумеет выполнить задание вместе со взрослым, то завтра он сможет это сделать и самостоятельно.




! Если ребенок сумеет выполнить задание вместе со взрослым, то завтра он сможет это сделать и самостоятельно.

2. 43

Ситуация.  Мама двухлетней Нади называла девочке все предметы желтого и оранжевого цвета одним словом «желтый», мотивируя тем, что дочка не может выговорить слово «оранжевый». Мама двухлетней Тамары старалась называть правильно все цвета, как ни трудно было девочке их произносить.

? Кто из мам поступает правильно и почему?

Решение.  Мама Тамары поступает правильно, так как с самого начала следует формировать у ребенка адекватное представление о цвете.

2. 44

Ситуация.  Дети к 3 годам лучше начинают различать цвета как отличительные признаки предметов и явлений.

? Как взрослый должен использовать отличительные признаки предметов или явлений для обучения ребенка различению цветов?

Решение.  Трехлетний ребенок еще не осознает, что морковку, например, можно определить по ее форме и цвету. Чаще всего он говорит о цвете моркови: «Она красненькая…» Для малышей характерно восприятие целостного образа предмета, поэтому взрослый при рассматривании предметов должен обращать внимание ребенка на их отличительные признаки.

! Старайтесь перечислять больше отличительных признаков предмета, сначала совместно с ребенком, а затем поочередно.

2. 45

Ситуация.  Первоначально дети не различают цвета.

? В какие периоды возрастного развития происходит процесс формирования цветоощущения?

Решение.  Согласно научным исследованиям, процесс формирования цветоощущения у девочек и мальчиков протекает, как правило, в разные сроки (в несколько этапов): до 15 месяцев у девочек и до 16 месяцев у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов, затем проявляется распознавание красного цвета, спустя 2 месяца – зеленого, а спустя еще 2 месяца – синего.

В период от 14 и 16 месяцев до 2 лет происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20–24 месяцев цветоощущение нарастает медленно. Заканчивается процесс формирования цветоощущения в 7, 5 года у девочек и в 8 лет у мальчиков.

2. 46

Ситуация.  На одном из родительских собраний мама рассказывает о поведении ребенка дома.

Миша (2 года 2 месяца) ни минуты не сидит на месте. Возьмет карандаш и бумагу, немного порисует и бросит на стол; схватит машинку, повозит ее и тоже бросит; побегав по комнате, тут же карабкается на стул, затем на диван и т. д.

? Чем объяснить быструю смену действий Миши?

? Что можно посоветовать маме?

Решение.  Это можно объяснить преобладанием у мальчика процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что Мишу пока еще не приучили сосредоточенно заниматься одним делом довольно длительное время. Маме нужно действовать совместно с ребенком, объясняя при этом свойства отдельных предметов.

2. 47

Ситуация.  Коля (2 года 5 месяцев) охотно играет с такими игрушками, как пирамидка, матрешка, вкладыши. Мама, знакомя сына с пирамидкой, научила его различать кольца по величине и цвету, правильно их нанизывать. Научившись сначала играть с пирамидкой, затем Коля так же охотно стал играть с вкладышем. Он активен, эмоционален, радостен, произносит слова «больше», «меньше», «равно» и т. д. в соответствии с увиденным и происходящим.

А в семье Светы (2 года 8 месяцев) такие же игрушки даются все сразу. Девочка в первый момент на них реагирует активно, но быстро теряет к ним интерес.

? В чем причина разного отношения детей к одинаковым игрушкам?

? Попробуйте дать психологическое обоснование действиям Колиной мамы.

? Понаблюдайте за реакциями детей во время игр с автодидактическими (самообучающими) игрушками.

Решение.  Разное отношение детей к одним и тем же игрушкам связано с разным развитием их умений. Дети охотно делают то, что они уже умеют.

Большое количество игрушек отвлекает внимание Светы, не дает ей возможности сосредоточиться на чем–то одном. Свету не учили «общаться» с игрушками. Самостоятельно же ребенок раннего возраста научиться этому не может. Первое проявление активности у девочки можно объяснить только новизной игрушки.

Колина мама поступает правильно. Она обучает сына действовать с предметами: не дает ему новую игрушку, пока он не научится разнообразным действиям с прежней, поощряет его действия и развивает речь.

! Чтобы ребенок действовал с игрушкой (предметом) самостоятельно, его надо первоначально этому научить.

2. 48

Ситуация.  Мама рассказывает воспитателю детского сада: «Мой Алеша (2 года 8 месяцев) с большим удовольствием смотрит передачу «Спокойной ночи, малыши». Однако я заметила: если перед показом мультфильма дается устный рассказ или проводится беседа, то сын быстро отвлекается. А если артист просто по книжке читает сказку, то Алеша совсем не слушает ее».

? Почему Алеша не любит устный рассказ?

? Как привлечь внимание ребенка к устной речи?

Решение.  У Алеши не развито умение слушать. Это умение более сложное, чем умение воспринимать образы игровых фильмов со словесным сопровождением. Чтобы привлечь внимание ребенка к устной речи, необходимо составлять с ним короткие рассказы, в которых главным действующим лицом был бы он сам.  Содержание рассказов должно включать в себя те действия, которые уже происходили с мальчиком или могут произойти в дальнейшем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...