Новаторство драматургии в пьесе Г. Ибсена «Дикая утка»
Новаторство драматургии в пьесе Г. Ибсена «Дикая утка» 1. Признаки новой драмы в пьесе. 2. Какая тайна легла в основу сюжета пьесы? Способы развертывания мотива тайны. 3. Чем зарабатывают на жизнь Ялмар и Гина? В чем символика этой работы? 4. Обман как отправная точка сюжета. Смыслы противопоставления «ложь – истина», «иллюзия – реальность»? Конфликт сторонников лжи во спасение и поборников опасной истины. 5. Смыслы мотива обреченности в образе Хедвиг. Что произошло в финале пьесы? 6. Специфика речи в пьесе: недоговоренность, подтекст, пауза. Способы речевой индивидуализации. Приведите примеры речевых особенностей персонажей. 7. Приведите примеры психологических характеристик. 8. Женские образы в пьесе 9. Символика дикой утки. 10. Сравните пьесу Ибсена с пьесой Чехова «Чайка». 11. А. Белый о Г. Ибсене. Литература 1. Ибсен Г. Дикая утка. https: //royallib. com/book/ibsen_genrik/dikaya_utka. html 2. Гиленсон Б. А. Генрик Ибсен: «архитектор» «новой драмы». Семья и общество: социально-психологические драмы//Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. М.: Академия, 2008. С. 188 – 189. https: //s. siteapi. org/502de94e2971eb6/docs/692116f14ecbf7a6b30df4f34525619dfd6e6515. djvu 3. Глава 11. «Новая драма» Ибсена. С. 140 – 152. Адмони В. Г. Генрик Ибсен. Очерк творчества. Глава 15. «Дикая утка». Л., 1989. С. 193 – 204. http: //www. norway-live. ru/library/genrih-ibsen-ocherk-tvorchestva12. html 4. Адмони В. Генрик Ибсен и его творческий путь http: //www. lib. ru/INPROZ/IBSEN/ibsen0_1. txt 5. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен. // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. II. М., 1994. С. 149-194 или Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 210-238. http: //az. lib. ru/b/belyj_a/text_11_1910_arabeski. shtml К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение пяти терминов, относящихся к теме семинара.
Список текстов для чтения
20. Рембо А. Озарения. Пьяный корабль. Гласные. 21. Мопассан Г. Милый друг. 22. Золя Э. Западня. 23. Манн Т. Тонио Крёгер. Смерть в Венеции. 24. Гамсун К. Пан. 25. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Как важно быть серьезным. 26. Ибсен Г. Дикая утка. Вопросы к зачету
Художественная и идейная эволюция реализма в XIX веке
19. Творчество Ш. Бодлера: от реализма к декадансу. Своеобразие поэтики сборника «Цветы зла». 20. Литература рубежа XIX и XX веков: основные методы и направления. Основные особенности художественного языка рубежа веков. Основные темы и мотивы литературы рубежа веков. Декаданс и декадентство. 21. Натурализм. Общая характеристика. Анализ одного произведения. 22. Символизм как миропонимание. Символизм в поэзии. Анализ одного произведения. 23. Система образов в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея». 24. Импрессионизм как художественный метод. Импрессионизм в поэзии. Творчество П. Верлена. Импрессионизм в прозе. Ги де Мопассан. 25. Самосознание, личность и миф в романе К. Гамсуна «Пан». 26. Неоромантизм. Общая характеристика. Анализ одного произведения. 27. Новая драма: обновление сюжетостроения, языка, идеологии. Краткое содержание курса Романтизм Тема 1. Очередной шаг в драме «модернизации» европейской культуры. Прогрессирующая индивидуализация личности на фоне распада традиционалистской системы культуры, нарастающей проблематичности ее опорных категорий и норм. Романтизм и Просвещение: отталкивание и преемственность. Великая французская революция и романтизм. Трагическая героика человеческих усилий по преобразованию мира как источник радикального атропоцентризма романтиков: ставка на «гениальную» личность, которую отличает исключительная степень свободы и критичности. Две подспудно спорящие в романтизме мировоззренческие установки. «Профетизм» романтиков. Переосмысление основных посылок просветительской идеологии, утверждение на месте разума-рассудка сверхразум-откровение. Пафос искания истины как высокой, универсальной нормы, воплощение которой тождественно концу истории и наступлению нового Золотого века. Романтическая мечта о возрожденной цельности, органичности, о прорыве к всеобъемлющему духовному синтезу сочетается с ощущением нарастающей дробности, «атомизации» жизни. «Эстетизм» романтиков: в нем предъявляет свои права человеческая субъективность, пытающаяся преодолеть свою ограниченность и конечность в акте индивидуального творчества.
Тема 2. Ранний романтизм в Германии – пора оптимистических дебютов, «первых откровений и легковерного детства» (Л. Тик). Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И. Кантом, Й. -Г. Фихте, Фр. В. Шеллингом. Гейдельбергский кружок. Апология надличного органического целого – народа, нации – как противовес «нарциссизму» раннеромантического героя и, с другой стороны, лекарство от «хронического дуализма» (Э. -Т. -А. Гофман). Романтическое «народничество» в разных национальных вариантах. Собирание и изучение фольклора: научный и художнический подход (дискуссия А. фон Арнима и Я. Гримма). Фольклор как средство преодоления современной разобщенности и реконструкции культуры, достойной Золотого века. Романтическая философия языка. Генрих фон Клейст. Истоки трагического мироощущения, становление жизненной философии. «Разбитый кувшин»: невозможность взаимопонимания в распавшемся мире – комедийное освоение трагической ситуации. «Пентесилея». «Кэтхен из Гейльбронна». Человек – сам себе судьба (и потому заложник собственного произвола) или доверчивая марионетка в руках вседержителя. Значение подтекста в драматургии Клейста – подмена слова жестом, роль лакун в построении психологического рисунка. Клейст-новеллист. «Микаэль Кольхаас».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|