Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новаторство драматургии в пьесе Г. Ибсена «Дикая утка»




Новаторство драматургии в пьесе Г. Ибсена «Дикая утка»

1. Признаки новой драмы в пьесе.

2. Какая тайна легла в основу сюжета пьесы? Способы развертывания мотива тайны.

3. Чем зарабатывают на жизнь Ялмар и Гина? В чем символика этой работы?

4. Обман как отправная точка сюжета. Смыслы противопоставления «ложь – истина», «иллюзия – реальность»? Конфликт сторонников лжи во спасение и поборников опасной истины.

5. Смыслы мотива обреченности в образе Хедвиг. Что произошло в финале пьесы?

6. Специфика речи в пьесе: недоговоренность, подтекст, пауза. Способы речевой индивидуализации. Приведите примеры речевых особенностей персонажей.

7. Приведите примеры психологических характеристик.

8. Женские образы в пьесе

9. Символика дикой утки.

10. Сравните пьесу Ибсена с пьесой Чехова «Чайка».

11.  А. Белый о Г. Ибсене.

Литература

1. Ибсен Г. Дикая утка. https: //royallib. com/book/ibsen_genrik/dikaya_utka. html

2. Гиленсон Б. А. Генрик Ибсен: «архитектор» «новой драмы». Семья и общество: социально-психологические драмы//Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. М.: Академия, 2008. С. 188 – 189. https: //s. siteapi. org/502de94e2971eb6/docs/692116f14ecbf7a6b30df4f34525619dfd6e6515. djvu

3. Глава 11. «Новая драма» Ибсена. С. 140 – 152. Адмони В. Г. Генрик Ибсен. Очерк творчества. Глава 15. «Дикая утка». Л., 1989. С. 193 – 204. http: //www. norway-live. ru/library/genrih-ibsen-ocherk-tvorchestva12. html

4. Адмони В. Генрик Ибсен и его творческий путь http: //www. lib. ru/INPROZ/IBSEN/ibsen0_1. txt

5. Белый А. Кризис сознания и Генрик Ибсен. // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. II. М., 1994. С. 149-194 или Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 210-238. http: //az. lib. ru/b/belyj_a/text_11_1910_arabeski. shtml

К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение пяти терминов, относящихся к теме семинара.

 

Список текстов для чтения

  1. Г. фон Клейст. Михаэль Кольхаас. Принц Гомбургский
  2. Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок. Песочный человек. Крошка Цахес.
  3. С. Т. Кольридж. Сказание о старом мореход.
  4. Дж. Г. Байрон. Дон-Жуан.
  5. В. Скотт. Айвенго.
  6. А. Мюссе. Исповедь сына века.
  7. В. Гюго. Собор парижской богоматери.
  8. Г. Мелвилл. Моби Дик.
  9. Дж. Ф. Купер. Последний из могикан
  10. Э. А. По. Лирика. Новеллы.
  11. Бальзак О. де. Шагреневая кожа.
  12. Мериме П. Новеллы: Матео Фальконе. Этрусская ваза. Кармен. Голубая комната.
  13. Стендаль. Красное и черное.
  14. Флобер Г. Мадам Бовари.
  15. Остин Дж. Гордость и Предубеждение.
  16. Диккенс Ч. Холодный дом.
  17. Теккерей У. М. Ярмарка тщеславия.
  18. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома.
  19. Дефорест Дж. Мисс Равенел уходит к северянам.

20. Рембо А. Озарения. Пьяный корабль. Гласные.

21. Мопассан Г. Милый друг.

22. Золя Э. Западня.

23. Манн Т. Тонио Крёгер. Смерть в Венеции.

24. Гамсун К. Пан.

25. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. Как важно быть серьезным.

26. Ибсен Г. Дикая утка.

Вопросы к зачету

  1. Общая характеристика литературы романтизма.
  2. Ранний немецкий романтизм: своеобразие философии и эстетики йенского кружка.
  3. Эстетические установки и философия поэтов Озёрной школы У. Вордсворта, С. Т. Колриджа и Р. Саути.
  4. Жизненный путь и творчество Дж. Г. Байрона.
  5. В. Скотт – создатель жанра исторического романа.
  6. Творчество П. Б. Шелли и Дж. Китса – два полюса английского романтизма.
  7. Ранний французский романтизм. Творчество Ж. де Сталь, Б. Констана, Р. Шатобриана.
  8. Общая характеристика творчества А. де Мюссе. Трагедия лишнего человека в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века».
  9. Творчество В. Гюго – ключевой фигуры французского романтизма.
  10. Своеобразие американского романтизма.
  11. Сущность реалистического метода в литературе. Соотношение реализма и романтизма.

Художественная и идейная эволюция реализма в XIX веке

  1. Поэтика «Человеческой комедии» О. де Бальзака
  2. Реализм Г. Флобера
  3. Роман карьеры и семейный роман как основные жанры реалистического романа.
  4. «Женская тема» в литературе реалистического направления. Творчество Дж. Остин.
  5. Соотношение романтической и реалистической тенденций в творчестве Ч. Диккенса.
  6. Сатирический реализм У. М. Теккерея
  7. Реалистическая литература в США.

19. Творчество Ш. Бодлера: от реализма к декадансу. Своеобразие поэтики сборника «Цветы зла».

20. Литература рубежа XIX и XX веков: основные методы и направления. Основные особенности художественного языка рубежа веков. Основные темы и мотивы литературы рубежа веков. Декаданс и декадентство.

21. Натурализм. Общая характеристика. Анализ одного произведения.

22. Символизм как миропонимание. Символизм в поэзии. Анализ одного произведения.

23. Система образов в романе О. Уальда «Портрет Дориана Грея».

24. Импрессионизм как художественный метод. Импрессионизм в поэзии. Творчество П. Верлена. Импрессионизм в прозе. Ги де Мопассан.

25. Самосознание, личность и миф в романе К. Гамсуна «Пан».

26. Неоромантизм. Общая характеристика. Анализ одного произведения.

27. Новая драма: обновление сюжетостроения, языка, идеологии.

Краткое содержание курса

Романтизм

Тема 1. Очередной шаг в драме «модернизации» европейской культуры. Прогрессирующая индивидуализация личности на фоне распада традиционалистской системы культуры, нарастающей проблематичности ее опорных категорий и норм. Романтизм и Просвещение: отталкивание и преемственность. Великая французская революция и романтизм. Трагическая героика человеческих усилий по преобразованию мира как источник радикального атропоцентризма романтиков: ставка на «гениальную» личность, которую отличает исключительная степень свободы и критичности.

Две подспудно спорящие в романтизме мировоззренческие установки. «Профетизм» романтиков. Переосмысление основных посылок просветительской идеологии, утверждение на месте разума-рассудка сверхразум-откровение. Пафос искания истины как высокой, универсальной нормы, воплощение которой тождественно концу истории и наступлению нового Золотого века. Романтическая мечта о возрожденной цельности, органичности, о прорыве к всеобъемлющему духовному синтезу сочетается с ощущением нарастающей дробности, «атомизации» жизни. «Эстетизм» романтиков: в нем предъявляет свои права человеческая субъективность, пытающаяся преодолеть свою ограниченность и конечность в акте индивидуального творчества.

Тема 2. Ранний романтизм в Германии – пора оптимистических дебютов, «первых откровений и легковерного детства» (Л. Тик). Литературный быт «йенцев», журнал «Атеней». Отношения с Гете и с корифеями современной философской мысли – И. Кантом, Й. -Г. Фихте, Фр. В. Шеллингом.  

Гейдельбергский кружок. Апология надличного органического целого – народа, нации – как противовес «нарциссизму» раннеромантического героя и, с другой стороны, лекарство от «хронического дуализма» (Э. -Т. -А. Гофман). Романтическое «народничество» в разных национальных вариантах. Собирание и изучение фольклора: научный и художнический подход (дискуссия А. фон Арнима и Я. Гримма). Фольклор как средство преодоления современной разобщенности и реконструкции культуры, достойной Золотого века. Романтическая философия языка.

Генрих фон Клейст. Истоки трагического мироощущения, становление жизненной философии. «Разбитый кувшин»: невозможность взаимопонимания в распавшемся мире – комедийное освоение трагической ситуации. «Пентесилея». «Кэтхен из Гейльбронна». Человек – сам себе судьба (и потому заложник собственного произвола) или доверчивая марионетка в руках вседержителя. Значение подтекста в драматургии Клейста – подмена слова жестом, роль лакун в построении психологического рисунка. Клейст-новеллист. «Микаэль Кольхаас».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...