Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3.Становление поэтического романтизма в Англии.




Творящее воображение – центральная категория философии и эстетики У. Блейка. «Песни невинности» и «Песни опыта». «Невинность» как неотчужденно-целостное, интерактивное, творческое переживание мира. «Опыт» как пагуба и благо: противоречивый образ современности. Символизм и мифотворчество Блейка – «пророческие книги».

«Озерная школа». «Лирические баллады»: новаторство замысла и характер соавторства У. Вордсворта и С. Т. Кольриджа.

В. Скотт. Романтический историзм, усилие понять прошлое как другое, в его неповторимой своеобычности. Проблема анонимного авторства («Великий Неизвестный»). «Шотландские романы». Релятивизм Скотта, стремление выступать беспристрастным посредником в общении эпох. «Айвенго». Функция протагониста в романе: мера свободы и несвободы человека как субъекта и объекта истории. Художническое воображение в арсенале историка, осмысление отношений факта и вымысла в историческом повествовании. Формульность скоттовской модели исторического романа, ее сильные и слабые стороны, последующее бытование в литературе.

Биография Байрона. Жизнетворчество как один из общих принципов романтизма. Создание нового, «байронического героя», в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда». Развитие жанра лиро-эпической поэмы в «восточных повестях» – апофеозе романтического бунтарства («Гяур», «Корсар»). Выход на метафизический уровень обобщения в драматических произведениях. Герой-богоборец в «Каине» и противоречивость его позиции. Синтез жанров и ломка жанровых канонов в «Дон Жуане». Эволюция лирического творчества Байрона.

 

Тема 4. Социальная и культурная ситуация в послереволюционной Франции.

Гюго как лидер и символ французского романтизма с конца 1820-х до 1880-х гг., классик литературы и общественный деятель. Предисловие к драме «Кромвель» как манифест романтического движения. Контрастная структура драм Гюго 1830-х гг. («Эрнани», «Рюи Блаз»

и др. ). Роман «Собор Парижской богоматери» как образец исторического романа французского романтизма. Романтическое осмысление заката средневековья. «Отверженные» как полифонический роман, эпопея свременной жизни Франции. Этическая концепция Гюго как идейная основа произведения.

Место и роль Жорж Санд в литературном процессе Европы XIX века. Роль женской темы в ее творчестве. Ранние интимно-психологические романы начала 1830-х гг. («Индиана», «Валентина»). Оформление эстетической концепции позднего романтизма. Роман «Консуэло» как романтическое повествование о творческой личности. Музыкальная тема в романе. Религиозно-мистические мотивы. Романтическая разработка любви: любовь как непреодолимая сила, трагедия и счастье. Женская тема: право женщины на выбор в браке и на творческую самореализацию. Элементы занимательности и авантюрности в романе.

Ранняя творческая зрелость Мюссе. Участие в деятелности кружка «Сенакль». Разочарование, осознание неабсолютности романтических истин. Раскрытие трагического мироощущения в произведениях 1830-х гг. Переплетение комического и трагического в небольших пьесах: «Прихоти Марианны», «Любовью не шутят». Тема несчастной любви. Портрет представителя поколения в романе «Исповедь сына века». Попытка понять исторические причины «болезни века». Октав как иной, по сравнению с байроническим, романтический тип. Специфика повествования. Черты жанра исповеди. Образ Бригитты. Религиозная позиция как перспектива выхода из тупика, невозможная для Октава.

 

Тема 5. Роль романтизма в формировании самосознания молодой нации в США. «Америка» как европейский миф, «фронтир» как географическая реалия и культурный символ. «Американский Адам» – человек «один на один с Природой и Богом» (А. де Токвиль). Э. По – наследник и пародист романтической идеи и романтической формы, разведчик психологической «границы» между самосознанием и подсознательными импульсами в их противоречивой, парадоксальной природе.

 

«Американское возрождение» 1840-50х годов. Творчество В. Ирвинга. Зависимость от идей европейской романтической культуры. Смешение серьезного с комическим, пародирование «готических» штампов («Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине»). Проблематика и поэтика рассказа «Рип Ван Винкль». Пуританские традиции Новой Англии в творчестве Н.  Готорна. Историческая тематика ранних новелл 1830-х гг. (сборник «Дважды рассказанные истории»). Вневременная, метафизическая проблематика в «пуританских» новеллах («Молодой

Браун», «Черная вуаль священника»). Синтез основных мотивов творчества Готорна в романе «Алая буква».  

Творчество Дж. Ф. Купера. Разработка специфически национальной американской проблематики при сохранении ориентации на европейские образцы (В. Скотт). Специфика жанра романа о фронтире. Пенталогия о Кожаном Чулке. Трагедия индейского мира в романе Дж. Ф. Купера «Последний из могикан». Место романа в пенталогии. Развитие идеи естественного человека. Романтическая антитеза «культура – цивилизация».

Роман Г. Мелвилла «Моби Дик»: новая мифология Нового Света.   Жанровая специфика романа. Социальный план романа (метафора Америки). Философский план романа: богооставленность человека, противостояние Добра и Зла, природы и цивилизации. Повествовательная организация. Функции образа Измаила как рассказчика. Проблема героя: Измаил и Ахав – два варианта романтического героя. Образ Белого Кита. Способы создания эффекта мифа в романе.

 

Реализм XIX в.

Введение. Истоки и условия формирования реалистической эстетики XIX века. Историческая необходимость возникновения реализма и творческая задача реалистического искусства. Характер эпохи и особенности реалистического мироощущения Историко-экономические причины возникновения и развития реализма. Развитие науки и техники, переворот во взглядах на биологию и антропологию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...