Раздел 1. Реализм XIX века. Общая характеристика реалистической эстетики, ее философских и исторических корней.
Тема 1. 1. Сущность реалистического метода. Становление понимания личности как совокупности социальных отношений. Аналитизм и поиски синтеза, реалистической гармонии. Реализм и детерминизм. Социально-историческое понимание человека. Задача исследования взаимосвязей между обществом и личностью, личностью и обществом и отображение понимания этих связей в художественной форме. Сущность реалистической типизации. Соотношение романтизма и реализма в понимании мира и человека в литературе XIX века. Эволюция реализма в рамках XIX в. Периодизация литературы и характеристика периодов. Жанровое своеобразие реалистической литературы. Краткий анализ достижений реалистического метода в творчестве крупнейших писателей XIX века. Раздел 2. Отражение реалистического мироощущения в произведениях крупнейших деятелей литературы XIX века. Поэтика реалистического искусства. Тема 2. 1. Характеристика реализма Франции 1-ой половины XIX в., его достижения: создание объективной картины буржуазного мира, изучение личности, ее поведения во взаимосвязи с обществом. Реалистическая концепция мира и человека. Краткая характеристика творчества крупнейших представителей реализма. Творчество Бальзака. Характер эпохи и личность писателя. Бальзак и его идеалы. Эпичность творчества Бальзака. Основные черты реалистической эстетики в замысле " Человеческой комедии". Концепция мира и человека в творчестве Бальзака. Значение сквозного построения романов; позиция автора; форма повествования; способ реалистической интерпретации героя. " Шагреневая кожа". Характер символики романа. " Утраченные иллюзии". Тема утраты иллюзий как способ характеристики главного героя. Место и значение образа Давида Сешара.
Тема 2. 2. Анализ романа " Отец Горио". Место романа в " Человеческой комедии". Полицентризм романа. Роль образа Растиньяка для раскрытия трагедии Горио. Сущность и причины трагедии Горио, общечеловеческое и конкретно-социальное в нем. Нравственная проблема романа, отношение центральных героев к светскому обществу (Растильняк, Вотрен, г-жа де Босеан). Тема 2. 3. Стендаль. Жизненный опыт, отношение к Наполеону. Эстетическая программа в литературном манифесте " Расин и Шекспир". Соотношение романтизма и реализма в творчестве. Место писателя во французской литературе XIX в. " Красное и черное". Символика и характер названия. Соотношение картин общества и образа гланого героя. Историческая мотивизация характера " страстной личности" и социальная обусловленность ее " поисков счастья". Сущность борьбы Жюльена с самим собой. Победа и поражение героя. " Красное и черное" как роман судьбы и роман эпохи. Соотношение характера " сына эпохи" в творчестве Бальзака и Стендаля". Тема 2. 4. П. Мериме и развитие французского реализма. Новаторство писателя в драматургии (" Театр Клары Гасуль" ). Движение Мериме к реализму. Историческая тема в творчесиве Мериме. История в романе " Хроника времен Карла IX". Реалистический принцип раскрытия соотношений человека с историей. Сущность религиозных распрей, отношение к ним писателя. Частная жизнь и жизнь общественная, способы их художественных связей. Художественные открытия Мериме (деталь, использование подтекста, позиция автора, использование диалогов). Анализ поэтики реалистической новеллы Мериме. Особенности поэтики рассказов 1 и 2 периода творчества. Историческая и национальная достоверность образов как художественный принцип творчества писателя. Художественный интерес к неординарным личностям. " Маттео Фальконе" - шедевр реалистического метода Мериме. " Таманго". Противопоставленность и сходство главных героев, Таманго и капитана Леду. Обличение светского общества в новеллах " Этрусская ваза", " Двойная ошибка", " Аббат Обен". Поиск положительных ценностей за пределами светского общества, изображение цельных женских образов в рассказах " Арсена Гийо", " Коломба", " Кармен".
Тема 2. 5. Французский реализм и его развитие после революции 1848 года. Историческая ситуация и ее влияние на художественную жизнь страны. Многообразие направлений в литературе 50-60-х гг. XIX в. " Искренние реалисты" и их взгляды. Сущность новаторства Ш. Бодлера во французской поэзии. Тема 2. 6. Сущность художественных открытий Ш. Бодлера. Перенос акцента с традиций на новаторство. Расширение возможностей языка. Утверждение особой сакральной роли поэта. Трагизм человеческой судьбы, двойственность натуры. Новаторская образность поэзии Бодлера. Тема 2. 7. Творчество Флобера. Жизнь и становление художника. Концепция личности и общества и отношение к миру после 1848 г. Роман " Воспитание чувств": тема утраты иллюзий, отрицания буржуазной пошлости. Продолжение этих тем в зрелом творчестве писателя. " Башня из слоновой кости" и раскрытие сути общественной позиции Флобера. Эстетическая теория Флобера, отождествление красоты и истины, искусства, творчества и познания; принцип целостного видения мира; теория безличности; форма и содержание. Реализация эстетических принципов в особенностях поэтики романа " Госпожа Бовари". Роман " Госпожа Бовари". Художественные открытия писателя. Принцип целостного видения в художественной системе произведения. Воспитание Эммы и суть " романтизма" ее характера. Мечта и действительность. Специфика конфликта романа. Образ Шарля. Шарль и Оме, Шарль и любовники Эммы. Тема 2. 8. Творчество Диккенса. Становление и развитие художника. Периодизация творчества. Просветительские идеалы, просветительская позиция в поэтике Диккенса первого периода творчества: своеобразие ранних социальных романов, просветительское отношение внешнего и внутреннего. Социальные романы второго периода творчества Диккенса. Характер " сцепления" событий и образов. Своеобразие романов третьего периода. Открытие новых качеств буржуазного мира. Новое понимание связей в буржуазном мире и применение новых художественных форм изображения (символ, гротеск и пр. ). Двоемирие в романах " Холодный дом", " Крошка Доррит". Композиционная роль " Холодного дома" в романе. Открытие Диккенсом " обездушенного мира" и обезличенного человека
Анализ творческого метода Диккенса в романе " Домби и сын". Отличие концепции романа от ранних произведений. Поэтика изображения конфликта антагонистических классов. Обоснование краха Домби. Логика рождественской сказки. Новые художественные приемы изображения действительности. Тема 2. 9. Особенности творческого метода У. Теккерея. Связь мироощущения и творческого принципа изображения мира со взглядами и принципами просветителей. " Ярмарка тщеславия" и сатирическое изображение английской буржуазно-аристократической действительности. Проблематика романа. Характеры и их изображение в романе. Смысл подзаголовка (" Роман без героя" ), его значение для понимания общественной и художественной позиции Теккерея. Скрытая полемика в создании образа Эмилии Седли. Способы организации " Ярмарки тщеславия": Кукольник, история и автор в романе. Тема 2. 10. Американский реализм. Творчество Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома». Реализм и аболиционизм в романе. Поэтика романа Дж. Дефореста «Мисс Равенел переходит к северянам». Творчество Уитмена. «Листья травы». Космизм и демократизм мировоззрения автора. Особенности поэтики. Рубеж XIX – XX вв. . Тема 1. Введение. Общая характеристика мировой литературы икультуры рубежа веков. Период рубежа веков – переломный момент в историиевропейского искусства. Социальные, исторические, экономические влияния налитературу. Разнообразие эстетических тенденций в искусстве и литературе. Традиции и новаторство в европейской литературе. Черты западноевропейской культуры начала ХХ века. Поиски нового языка. Философия Ницше и ее значение. Начало формирования модернисткой эстетики. Принцип «независимости» искусстваи культ «витальной силы». Эстетизм начала века. Литературные направлениярубежа веков. Возрастание интереса к фольклору, народным мифологиям, национальному сознанию. Декаданс как тип культуры. Романтизм как главный источник стиля иэстетики декаданса. Восприятие истории, тема «заката Европы». Пессимизмдекаданса и переживание всеобщего кризиса системы европейских ценностей. Свобода творчества в декадансе: «искусство для искусства», «искусство жизни», «чистая поэзия», имперсональность письма. Тема гения. Трагический конфликтмежду художником и жизнью. Место натурализма, импрессионизма, символизма, декадентства, неоромантизма в декадансе и соотношение между ними. Роман «Госпожа Бовари» Г. Флобера и флоберовская эстетика в целом какисточник влияния на литературу рубежа веков.
Тема 2. Символизм: философия, эстетика, поэтика. Литературный символизм – одно из главных художественных явлений эпохи декаданса. Связь символизма с романтизмом. Трагическое переживание разрыва между бытием и сознанием, явлением и знанием, идеей и ее воплощением, между «казаться» и«быть». Символ как сфера познания, а также самопознания в творчестве. Содержание понятия «символ» в культуре конца ХIХ века, его связь с и отличие от аллегории, символики, мифа. Манифесты символизма. Поиск личного интуитивного соответствия между знаком и смыслом. Раскрытие символа в языке как важнейшее содержание творчества. Суггестивность, музыкальность, общий лирический характер символа, сознательное и бессознательное в нем. Понятие синестезии, воплощение в творчестве символистов. «Искусство для искусства», «искусство жизни», дендизм, эстетизм, деперсонализация письма – разновидности символистской эстетики. Парадокс –форма творческого восприятия и способ актуализации красоты. Абсурд как крайняя форма парадокса. Примат «искусственного» над «естественным», образ «болезни», отклонения от нормы: сплин, демоническое начало, перверсии. Поэзия символизма. Роль философского начала в поэзии символизма.. Поэтический язык как философская проблема. Символистская реформа в стихосложении. Отрицание описательного начала и «декламации» в пользу возможностей ритма и тоники. Диссонансы, перенос строки, свободный стих. Трактовка музыкальности. Проблема поэтической маски. Характер аллюзий, поэтических реминисценций. Лирический характер французского символизма 1870 – 1890-х годов. Парнасская и бодлеровская традиция в французской поэзии конца века. Поэзия Верлена. Верлен и парнасцы. Импрессионистическая тенденция верленовского символизма. Поэзия Рембо. Символистское жизнестроительство как составная часть поэтической легенды Рембо. Теория сновидения Рембо. Творчество Малларме. Малларме – ведущий теоретик первого поколения французских символистов. «Поэтическая тайна». Связь символистского романа с традициями «романа воспитания» и романтического романа о художнике. Трактовка творчества в символистском романе (роман о гениальном художнике, деперсональная линия «романа в романе»). Неоготические и фантастические элементы. Интертекстуальность символистской прозы. Символизм Уайльда. Уайльд и прерафаэлиты. Этетизм Уайльда. Символистская теория искусства, характер критики реализма и натурализма, представление о парадоксе, образ творчества как религиозного служения («Замыслы», «De Profundis»). Мотив убийства любви в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» и романе «Портрет Дориана Грея». Вопрос о высшей реальности искусства в романе; образ Сибиллы Вейн, роль художника Бэзила; функция заключительной сцены. Разнообразные смыслы игры в пьесах Уайльда. Роман Гюисманса «Наоборот» как антинатуралистический манифест и первый опыт символистского романа о художнике. Своеобразие гюисмансовского эстетизма. Связь романов «Портрет Дориана Грея» и «Наоборот». Антинатуралистическая направленность символистской драмы. Символистская драма и Ибсен. Значение творчества Метерлинка для символистского театра. Протест против «прозаизма» «драмы идей» и актерской концепции «вживания». Особое внимание к театральности спектакля и его лирическому характеру. Концепция диалога. Реформа сценического пространства, пересмотр функции декораций. Традиция «театра масок». Соотношение символа и аллегории в символистской пьесе. Трактовка любви и смерти, мотив ожидания. Мотивы пробуждения, возмездия; фольклорное начало.
Тема 3. Натурализм: идеология, стиль, поэтика. Натурализм как переосмысление литературной условности. Взаимодействие мира (среды) и личного темперамента. Биологичность, физиологичность натуралистического метода. Значение социологии, политэкономии, эволюционной теории, медицины, научнотехнических открытий, изобретения фотографии, и т. д. для натуралистического мышления. Натуралистическое представление об объективизме, художественной реальности, реализме. Антиромантическое в натурализме. Эксперимент Э. Золя: смысл серийности романов. Теоретические сочинения Золя («Экран», «Экспериментальный роман», «Натурализм в театре») и становление натуралистической школы во Франции. Концепция 20-томного романного цикла «Ругон-Маккары» и принципы работы писателя над ним. Творчество братьев Гонкур. Преобладание среды над характером в натуралистической картине мира. Социальная критика в натурализме, внимание к насилию над человеческой природой и к теме социально-биологического возмездия. Преобладание феноменальной (видимой) стороны мира в натуралистической поэтике; показ внутреннего состояния человека через внешние приметы; вопрос о литературном документе; «натурализм нервов» и экспрессивность текста (подтекст). Импрессионистичность натуралистического стиля; функция репортажа, очерка, этюда; особенности натуралистического лиризма. Различные судьбы натурализма в национальных литературах. 1880–1890-е годы как начало заката викторианской эпохи в английской литературе и появления натурализма. Творчество Т. Гарди. Влияние Спенсера; роль случая. Концепция трагического в романах Гарди, неприятие пуританской морали, противопоставление аристократии и простых людей, городских и сельских нравов. «Уэссекский цикл» и «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»; темы рока и жертвы в романе. Натурализм Т. Драйзера. Влияние Бальзака, Спенсера, Золя. Роман «Сестра Керри»; «принцип равновесия»; образ «приспособления к среде»; становление восприимчивости Керри и ироническая сторона ее успеха. «Религия успеха» и ее жертвы в романе «Американская трагедия». Тема 4. Импрессионизм как способ выражения в литературе рубежа веков. Импрессионизм в живописи: обновление техники, идеологии, восприятия. Влияние живописи на литературу, вопрос о непрямом соотношении живописи и литературы. Различные подходы к пониманию литературного импрессионизма: импрессионизм как самостоятельный метод; импрессионизм – промежуточное явление между натурализмом и символизмом; импрессионизм – неотъемлемая черта символистского стиля; импрессионизм – основная поэтика всей прозы ХIХ века; импрессионизм как преобладающий способ выражения. Отказ от нормативности, подражания в импрессионизме; роль «точки зрения», мимолетного, иллюзионизма. Соотношение «поэзии» и «прозы» в импрессионистической поэтике; «дневники чувств»; импрессионистический эротизм. Новелла и лирическое стихотворение – главные формы импрессионистического «пейзажа души». Называние предметов в импрессионистической поэтике, место «каталогов», «путеводителей» и создание импрессионистического интерьера. Становление особого рода чувствительности – одна из главных тем импрессионистической прозы. Трактовка темы любви. Значение повествовательной рамки в импрессионистической новелле. Соотношение натурализма, реализма, импрессионизма в творчестве Ги де Мопассана. Интерпретация флоберовской темы в романе «Жизнь», вопрос о цели существования, трагико-иронический смысл названия. Герой романа «Милый друг» как идеально приспособленный к среде, смысл финала как свидетельства социального успеха. Натуралистический импрессионизм мопассановских новелл, трактовка любви и смерти; особенность диалога, повествовательной рамки. Метаморфоза как главное событие в новеллах. Тема 5. Что такое неоромантизм? Неразработанность понятия в российском литературоведении и недостаточность представления о нем как «литературном течении». Особенность употребления понятия на рубеже веков в Германии, АвстроВенгрии, скандинавских странах. Неоромантизм – признак культурного сдвига и показатель формирования новой романтической парадигмы в условиях «гибели богов» и «размыва контуров». Ницше и неоромантизм. Идея сверхчеловека в неоромантизме. Полемика с декадансом и преодоление декаданса в неоромантизме; отрицание раннеромантических разновидностей двоемирия: идея интересности и авантюрности актуальной реальности. Неоромантический активизм, маленький человек как персонаж, вынужденный обстоятельствами быть героем. Неоромантическая героика. Мотив столкновения хаоса и порядка, мотив освоения нового как чуждого. Мотивы «другой страны», «путешествия». Отказ от «культуры», «книжности». Эстетика примитива. Экзотизм. Проблема самопознания, предвосхищение экзистенциалистских исканий. Готический роман в неоромантизме. Детектив и научная фантастика как жанры, зародившиеся в неоромантизме. Р. Л. Стивенсон как основатель английского неоромантизма. Готические и научно-фантастические элементы в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». Неоромантизм Киплинга. Тема «бремени белого человека» в его творчестве и ее аллегорическое осмысление в «Книге джунглей». Полемика с поколением Уайлда и символистским представлением о художнике (баллада о Денни Дивере, роман «Свет погас»). Мотив «другой страны» в колониальных рассказах; поиск мудрости в романе «Ким». Очерк и репортаж в творческой манере Киплинга; образность киплинговских баллад. Неоромантизм Конрада. Идея живописности стиля. Стилистика конрадовского стоицизма: трагедия самопознания (повесть «Сердце тьмы»), тема «победы в поражении» (повесть «Тайфун»), противоречивость романтического индивидуализма (романы «Лорд Джим», «Ностромо»). Готика Б. Стокера и Г. Джеймса. Фольклорная традиция и разговорный язык в творчестве М. Твена. Роман «Приключения Гекльберри Финна» и формирование литературного мифа национальной истории. Значение твеновского творчества для литературы США ХХ века. Тема 6. Новая драма: обновление сюжетостроения, языка, идеологии. Влияние натурализма на драматургию рубежа веков: «драма состояния», драма для чтения, концепция «вживания в роль». Аналитизм «драмы идей»; аллегоричность. Основополагающая роль диалога. Соотношение разговора и действия в сюжете. Конфликт между поколениями, образ «новой женщины», проблема брака. Специфика сюжета новой драмы: мотив тайны, лжи, узнавания, опасности правды. Обновление языка. Роль детали и подтекста. Драматургия Шоу. Театр 1890–1890-х годов («Неприятные пьесы», «Приятные пьесы»); тема эмансипации («Профессия госпожи Уоррен»). Парадокс у Шоу («Пигмалион»). Проблема интеллигенции в пьесе «Дом, где разбиваются сердца». Драматургмя Г. Ибсена: Проблема самоопределения женщины в пьесе «Кукольный дом». Символика обыденного в пьесе «Дикая утка». Фольклорная основа и проблема поиска предназначения в пьесе «Пер Гюнт». Тема 7. Американский роман рубежа веков: выстраивание национальной поэтики и мифологии. Специфика разработки темы «американской мечты» в конце ХIХ – начале ХХ века. Дискуссия об «американском языке» и особом пути развития американской литературы. Фольклорная традиция и разговорный язык в творчестве Твена. Роман «Приключения Гекльберри Финна» и формирование литературного мифа национальной истории. Значение творчества М. Твена для литературы США ХХ века. Натуралистические и неоромантические тенденции в творчестве Дж. Лондона (роман «Морской волк», «Северные рассказы»); проблема художника (роман «Мартин Иден»). Творчество Джеймса. Психологизм Г. Джеймса; концепция «точки зрения», «центрального сознания», «персонажей-светильников». Развитие от викторианской модели прозы (Дж. Элиот) к психологическому импрессионизму и символизму. Тема столкновения разных типов сознания – американского и европейского – в повести «Дэйзи Миллер». Разработка готического мифа в повести «Поворот винта». Драйзер и особенности его натурализма. Влияние Бальзака, Спенсера, Золя. Роман «Сестра Керри»; «принцип равновесия»; образ «приспособления к среде»; становление восприимчивости Керри и ироническая сторона ее успеха. «Религия успеха» и ее жертвы в романе «Американская трагедия». Традиция драйзеровского социального романа в литературе США ХХ века. Тема 8. Поиск немецких и австрийских литераторов в эпоху декаданса. Возникновение Германской империи и немецкая литература. Своеобразие литературной ситуации в Германии и Австро-Венгрии в конце ХIХ – начале ХХ века; влияние французского натурализма, почвенническая литература; социальная сатира. Особый символистский смысл понятия «неоромантизм», развитие романтической традиции ХIХ века в «неоромантизме». Поэзия Георге. Немецкий экспрессионизм. Вена и Прага как культурные и литературные центры. Музыкальное творчество Вагнера в восприятии немецких и западноевропейских писателей рубежа веков. «Сецессионы» и живописная символистская образность (Бёклин, Штук и др. ), ее литературный контекст. Ницшевский проект «нового человека» и посюсторонней религиозности («человекобожия»). Особенность жанра сочинений Ницше; символичность их образности. Образ декаданса (исторический, индивидуально-психологический, социальный и религиозный аспекты). Значение Ницше для немецкой и западной культуры ХХ века. Драматургия Гауптмана. Натуралистические черты раннего Гауптмана («Перед восходом солнца»). Символистский «неоромантизм» пьесы «Затонувший колокол»; исторические драмы («Флориан Гейер»). Творчество Т. Манна. Влияние Ницше. Представление о «бюргере» и «бюргерстве» в прозе и эссеистике Манна («Любек как форма духовной жизни»). Новеллистика: трактовка вагнеровского начала («Тристан»), амбивалентный характер современного творчества («Тонио Крёгер»). Размышления о возможности преодоления эстетизма («Смерть в Венеции»). Импрессионизм и символизм творчества Шницлера: пьесы, проза. Особенности символизма фон Гофмансталя. Одноактные драматические поэмы («Смерть Тициана», «Глупец и смерть»), тема современного Гамлета; пьеса «Имярек». Переработка античных трагедий («Электра», «Эдип и сфинкс»). Концепция символизма и современной поэзии в эссеистике («О характерах в романе и драме», «Письмо», «Короли и вельможи у Шекспира», «Поэт и нынешнее время»). Рильке. Влияние французского символизма, творчества Родена. Мир и человек в поэзии «Рильке» («Часослов»). Тема 9. Итальянская литература рубежа веков. Объединение Италии и итальянская литература. Тираноборческая поэзия Кардуччи. Итальянская версия натурализма – «веризм». Народные характеры в изображении Верги. Творчество д’Аннунцио. Эволюция от символизма («Невинный») к неоромантизму («Морские оды», «Корабль»). Символизм и эстетизм в романе «Наслаждение». Влияние Достоевского, Ницше. Понимание индивидуализма у д’Аннунцио (роман «Пламя», драма «Джоконда»). Довоенное творчество Пиранделло. Критика позитивизма, концепция искусства («Юморизм»). Лицо и маска в романе «Покойный Маттиа Паскаль». Своеобразие новеллистики («Новеллы на год»). Творчество Папини до 1914 года. Идеи фрагментаризма, кризиса культуры («Сумерки философов»). Жанр «философских сказок» («Трагическая повседневность», «Слова и вещи»), книги «Конченый человек». Итальянский футуризм и его манифесты («Технический манифест»). Поэзия («Новая песнь») и проза (роман «Футурист Мафарка») Маринетти. Восприятие итальянского футуризма в России. Тема 10. Миф в литературе рубежа веков. Определение мифа. Мифологические мотивы, мифологическое мировосприятие. Роль мифа в художественной литературе. Расширение национальной палитры мифологий, используемых писателями: интерес к скандинавским, славянским, индийским и пр. мифам. Связь интереса к мифологии с усилением интереса к проблемам национального самосознания и самоопределения. Литературный миф до декаданса: Фауст Гёте, мифология романтиков. Причины активности мифа в культуре рубежа веков: синкретизм, убедительность, концентрированность, игровой потенциал, героика. Ницше о мифе. Вагнеровская интерпретация мифа, представление о синтетическом искусстве, поэтика лейтмотивов, образ любви и смерти. Оперный цикл «Кольцо Нибелунга» как выражение вагнеровского восприятия мифа. Значимые для декаданса мифы: миф о Нарциссе, о Саломее, о Пане, об андрогине. Литературные сказки: «Приключения Пиноккио» К. Коллоди, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла. Авторский миф рубежа веков: синяя птица, Шерлок Холмс, Дракула. Интерпретация старых мифов: Пигмалион, Заратустра. Типы мифологизма в литературе рубежа веков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|