! Обучайте ребенка учитывать потребности других детей.
3. 99 Вопрос. Каковы основные виды взаимоотношений детей в игре? Ответ. В игре возникают две группы взаимоотношений. Первая группа взаимоотношений – реальные, то есть взаимоотношения партнеров, выясняющих общие дела. Чтобы игра продолжалась, нужно и договариваться, и распределять роли и др. Этому дети обучаются не сразу. Реальные взаимоотношения между детьми: ♦ могут совпадать с логикой сюжетных отношений игры: инициатор игры получает возможность руководить другими детьми; ♦ могут не совпадать с логикой сюжетных отношений: инициатор игры сам берет на себя подчиненную роль; ♦ могут осложняться игровыми отношениями, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально старается руководить игрой. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой–то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. Кроме игры, дошкольники занимаются продуктивными видами деятельности. 3. 14 Ситуация. Перед началом игры, по условию которой надо было разбиться на пары, воспитатель поставил в пару с новой девочкой Аней Нину и шепнул ей, что Аня робеет и надо ей помочь, так как она плохо знает игру. Нина встала в пару с Аней и стала старательно выполнять правила игры, показывая новенькой необходимые движения. Воспитатель похвалил Нину. На другой день в играх Аня старалась выполнить игровые действия так же хорошо, как и Нина. ? Какие качества личности воспитываются у детей в данной ситуации? Проанализируйте действия воспитателя. Решение. У Нины в игре воспитывались такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, общительность, у Ани – старательность, стремление к общению, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Действия воспитателя направлены на создание условий, в которых формировались бы перечисленные качества личности. 3. 99 Ситуация. Игрушки в жизни ребенка имеют очень большое значение. Их может быть много и мало. Среди них есть любимые и не очень. ? Как родители могут использовать игрушку для развития общительности ребенка? Решение. Предложите ребенку показать самую любимую его игрушку и ту, которая меньше всего нравится. Попросите ребенка рассказать о своих игрушках, ответив на несколько вопросов. ♦ Чем нравится игрушка, кто ее подарил? ♦ Как называется игрушка, как можно с ней играть? ♦ Как часто ты играешь с любимой игрушкой? Про игрушку, которая не нравится, предложите рассказать следующее. ♦ Почему эта игрушка не нравится? Что в ней не так? ♦ Что нужно изменить, чтобы игрушка понравилась? Затем нужно попросить ребенка нарисовать свою любимую игрушку и все, что с ней связано. 3. 16 Ситуация. Мама Оли (5 лет) старалась, чтобы дочь, играя с мамой, была ведущей, доводила действие до успешного окончания. ? Из каких особенностей развития психики исходила мама? Решение. Мама исходила из того, что под влиянием активной роли ведущего будет изменяться «Я» девочки. Если роль выполняется достаточно долго, то изменение в характере личности так или иначе наступит. 3. 17 Ситуация. Самое интересное в формировании чувства материнства происходит тогда, когда девочка (6–9 лет) переходит от игры к общению с настоящим младенцем. ? Что может испытывать девочка, ухаживая за своими младшими сестрами, братьями? ? Может ли это повлиять на развитие чувства материнства? Решение. Для девочки очень важно получить опыт общения с малышом. В многодетных семьях старшие всегда опекают младших. Эта традиция имеет особое значение для развития чувства материнства (отцовства).
3. 99 Ситуация. Мама пишет: «Моему сыну 4 года. Он нежный и ласковый мальчик. А муж сердится, говорит, что сын ведет себя не по–мужски, как девчонка. Но разве это не нормально, ведь мальчик тоже может быть ласковым? » ? Охарактеризуйте психосексуальное развитие мальчика. Решение. Поведение сына соответствует нормальному психосексуальному развитию мальчика, свойственному его возрасту, когда он начинает проявлять интерес и привязанность к матери не только как к кормилице, но и как к первому объекту любви. И в то же время это важный этап в осознании им своей принадлежности к определенному полу. Задача отца в данной ситуации – не ругать сына, а своим поведением способствовать возникновению потребности быть похожим на него, мужчину. 3. 19 Ситуация. Саша (6 лет), участвуя в коллективных играх, всегда был капитаном. Вскоре в этой роли он стал грубо разговаривать, кричать на «матросов». Дети вместе с воспитателем сказали ему, что капитан так не должен поступать, и не предложили ему эту роль. Несколько дней Саша в «моряков» не играл, так как матросом быть не хотел, а капитаном его не выбирали. Но ему очень хотелось быть капитаном и командовать. Это желание было настолько велико, что Саша стал следить за собой, сдерживать себя, внимательно относиться к товарищам. Дети, заметив, что Саша изменился, стали вновь поручать ему роль капитана и чаще приглашать его участвовать в ролевых играх. ? Какая важная потребность формируется у Саши в данной игре? Проанализируйте действия воспитателя. Решение. У Саши в игре формировалась потребность в признании, ориентации на сверстников. Воспитатель направлял взаимоотношения детей таким образом, чтобы играющие учитывали интересы друг друга. ! Обучайте ребенка учитывать потребности других детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|