Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

! Не раскладывайте на виду то, что брать ребенку запрещено.




2. 111

Ситуация.  Аня (2, 5 года) подходит к серванту: ее заинтересовал ключ, торчащий в дверке. Входит мама, отбирает ключ у Ани и отчитывает ее: «Сколько раз я говорила тебе, что ключ брать нельзя. Почему ты не слушаешься? » Аня плачет. Мама смущена: ей жалко дочку, но ведь должна же та слушаться!

? Каким образом можно избежать конфликта?

Решение.  Чтобы избежать конфликта, надо лишь убирать из поля зрения ребенка то, что нельзя трогать. Обычно детям мало лишь посмотреть на заинтересовавший их предмет. Им хочется его пощупать, бросить, а то и попробовать на вкус.

! Не раскладывайте на виду то, что брать ребенку запрещено.

2. 112

Ситуация.  Мама Оли (3 года) любыми способами старалась предотвратить плач ребенка, как и другие негативные эмоции, даже тогда, когда это и не очень требовалось.

? Оцените действия мамы.

Решение.  Мама не совсем права. Ребенка нужно психологически подготовить к любым стрессовым ситуациям, положительным и отрицательным (печаль и радость, ненависть и доброта и т. д. ), тем самым давая ему возможность испытывать и проявлять различные виды эмоций. Надо принимать детские эмоции такими, какие они есть, и помогать естественному их проявлению. К 4 годам малыш, как правило, способен выражать сочувствие, разделять чувства ближних.

2. 113

Ситуация.  Общение ребенка с близкими эмоционально укрепляет его. Общение же с ровесниками закладывает социальные навыки.

? Необходимо ли ребенка учить быть одному?

Решение.  Да, необходимо. Ребенок, боящийся одиночества, очень зависит от окружающих. Его надо научить самому играть, гулять, слушать и не бояться быть наедине с собой.

К желанию ребенка побыть наедине с собой нужно относиться уважительно. Освободившись от психической усталости, малыш сам позовет взрослого для общения с ним. И ни в коем случае нельзя одиночество превращать в наказание.

2. 114

Ситуация.  Юля (2 года 6 месяцев) одевается на прогулку очень медленно. На замечания воспитательницы не реагирует. По дороге домой мама обратила внимание на ее расстроенный вид. После расспросов, глотая слезы, Юля прокричала: «Ты ей скажи, своей воспитательнице, что я не копуша, вот! »

? С чем связана такая ситуация?

Решение.  Это связано с проявлением кризиса 3 лет, когда ребенок обижается на самые невинные замечания. Обычное замечание, с точки зрения взрослого, нанесло Юле душевную травму.

2. 115

Ситуация.  Аня (3 года) стала называть себя Дарьей. Мама, подыгрывая дочери, стала называть ее так же. Однако мама ни разу не спросила, почему девочке вдруг захотелось сменить имя и тем самым, по существу, отказаться от самой себя.

Родители, приняв игру дочери, укрепили ее в мысли стать кем–то другим и позволили вести себя так, будто у нее другие родители.

? В чем могут быть причины такой ситуации?

Решение.  Во–первых, Ане очень понравилась активно деловая Дарья и ее взаимоотношения с другими девочками. И ей захотелось быть такой же. Детям обычно нравятся «чужие» игры, отношения, отвечающие их эмоциональным запросам.

В этом случае надо повторять: «Если тебе нравится быть Дарьей, веди себя так, как Дарья, но помни, ты только играешь, все это понарошку, ведь ты на самом деле – наша дочка, а зовут тебя Аня».

Другой причиной могут быть неудовлетворительные отношения между ребенком и родителями. В такой ситуации в целях коррекции этих отношений нужно устранить причину фантазий девочки, предоставляя возможность к самопринятию, активизируя желание быть самой собой.

2. 99

Ситуация.  Желания ребенка развиваются быстрее, чем способность говорить. Взрослые не всегда могут понять, что нужно ребенку.

? Кажется, что в такой ситуации истерики не миновать. Как ее избежать?

Решение.  Необходимо проследить за взглядом ребенка, понаблюдать за выражением его лица, а потом четко сформулировать вопрос (например: «Ты хочешь достать мячик, да? »).

Взрослый может помочь ребенку еще и тем, что имеет возможность воспользоваться так называемым «детским языком» (слова и фразы типа: «ав–ав», «мяу», «би–би» и т. п. ). На первом этапе это помогает общению. Как только ребенок начнет произносить слова правильно, надо немедленно прекратить использование «детского языка».

2. 117

Ситуация.  Таня боится упасть с кровати, спать в темноте, временами плачет без причины. В играх у девочки проявляется частая смена настроений, иногда возникают ссоры с теми, с кем она играет. При решении практических мыслительных задач Таня испытывает затруднения при нахождении ответа, при этом она пассивна, заторможенна. Мама пытается выяснить у Тани причины ее состояния, но дочка молчит.

? Почему молчит Таня?

Решение.  К 3 годам дети не совсем понимают свое состояние, а малый словарный запас не дает им возможности его выражать.

2. 118

Ситуация.  Мама, гуляя с Олей (2 года) в лесу, нашла несколько веточек, очень похожих на человечков. «Смотри, Оля, – сказала мама дочке, – это мама, а это дочка, а это папа…» Но Оля не поддержала маму: «Это палка, и это палка! » Мама и раньше замечала, что дочери не нравится, когда обычные вещи называют по–другому, ей неинтересно придумывать.

Зачастую говорят, что дети живут в мире фантазии. Получается, что воображение развито не у всех детей?

? Когда у малыша «просыпается» воображение?

Решение.  У детей в возрасте Оли воображение «просыпается» в процессе деятельности, когда они изображают людей или животных, разыгрывают какие–то ситуации из реальной жизни или даже пытаются придумать свои и т. д. А что касается попыток мамы разбудить воображение дочери, видимо, еще не настал момент появления у них взаимопонимания.

Игры по собственному сценарию появляются у ребенка как раз около 2 лет. Но до этого дети осваивают более простые игровые действия, прикладывая свою чашку к губам куклы, или, подражая маме, расчесывают перед зеркалом волосы.

В 2 года ребенок уже знает, что люди и вещи продолжают существовать, даже если он их не видит. Воображение уже настолько активно, что позволяет заменить одни предметы другими, если нужных нет под рукой (вместо телефонной трубки – банан).

Лучший способ развивать воображение ребенка – поддерживать его интерес к игре. Пусть он играет, а мама должна подключаться, задавать вопросы, комментировать. Но не надо делать игру более реалистичной («Разве эта твоя лошадка умеет пить? ») или превращать ее в урок («Какого цвета чашка? »). Это остановит игру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...