Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

! Раскрывайте перед ребенком суть процесса труда, так как она скрыта в конечном его продукте.




3. 55

Ситуация.  Воспитатель, обращаясь к ребенку, говорит: «Я расскажу и покажу тебе, как надо стирать платье для куклы. Сначала замочим его в тазике с теплой водой, а потом мокрое платье намылим мылом и потрем вот так (показывает). Потом надо поменять воду и прополоскать его в чистой воде. Затем, отжав платье, повесить сушить. Когда оно высохнет, погладим его и наденем чистое платьице кукле».

? В чем смысл такого подробного объяснения?

? Можно ли после подробного объяснения трудового процесса предоставить детям полную самостоятельность?

Решение.  Смысл подобного объяснения в том, что ребенок узнает последовательность действий, способы их выполнения и понимает взаимосвязь между действиями и результатом.

Самостоятельность в действиях ребенку сразу предоставлять нельзя, так как у него не сформированы в достаточной степени трудовые навыки и навыки самоконтроля.

! Раскрывайте перед ребенком суть процесса труда, так как она скрыта в конечном его продукте.

3. 56

Ситуация.  Весной около дома сажали деревья. На субботник семья Никитиных вышла в полном составе: папа, мама и два сына дошкольного возраста. Взрослые копали ямы, носили землю. Дети поддерживали деревья, поливали их. Работали долго, пока все деревья не посадили. Родители попутно объясняли детям, что и для чего надо делать, каждое трудовое усилие ребят поощряли. После работы всей семьей прогулялись вокруг дома и полюбовались на результаты своего труда.

? Дайте психологическое обоснование совместной трудовой деятельности родителей и детей.

? Как родители должны продолжать трудовое воспитание своих детей, используя приобретенный опыт совместнойработы?

Решение.  Совместная трудовая деятельность родителей и детей оказывает большое влияние на психическое развитие последних. Дети видят, как взрослые работают, как относятся к труду, каковы их взаимоотношения в совместной трудовой деятельности. В доброжелательной атмосфере, созданной взрослыми, дети начинают понимать значимость труда, находят эффективные способы его выполнения. В дальнейшем родители должны планировать различные трудовые задания, чтобы продолжить трудовое воспитание детей.

! Родителям недостаточно показывать детям свое трудолюбие, необходимо обучать их трудовым операциям.

3. 57

Ситуация.  Предлагаем поразмышлять над такими примерами.

1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает в комнате.

2. Папа спросил Сережу (4 года): «Что делает воспитательница в саду, как она работает? » «Она не работает, она с нами играет и занимается», – ответил Сережа.

? Проанализируйте ответы детей, объясните, чем они вызваны.

Решение.  Подобные ответы детей вызваны тем, что у них не сформировано понятие «труд». Без специального объяснения дошкольники не могут понять, из чего складывается работа взрослого, в чем ее значимость.

! В целях будущего профессионального самоопределения ребенка постепенно знакомьте его с отдельными видами труда взрослых.

3. 58

Ситуация.  Мама предложила сыну Коле (5 лет) убрать в своем «игрушечном хозяйстве». При этом она подчеркнула, что это очень важно, что у него, Коли, это получится быстро и что она уверена: Коля не забудет расставить машины красиво. Завершила же мама свою просьбу фразой: «Начинай же, ты это хорошо сделаешь».

? Выполнит ли Коля мамино поручение?

? О чем заботилась мама, говоря такие слова?

Решение.  Мамины поручения Коля всегда выполнял охотно, так как мама большое внимание уделяла созданию ситуации успеха, благожелательному обсуждению выполненного поручения с последующим справедливым поощрением.

3. 59

Вопрос.  Как создается ситуация успеха?

Ответ.  Ситуацию успеха можно создать, руководствуясь схемой (рис. 1).

 

 

Рис. 1.  Ситуация успеха и ее создание

3. 60

Вопрос.  В чем своеобразие трудовой деятельности дошкольника?

Ответ.  Своеобразие труда дошкольников заключается в том, что он не имеет общественно–значимого результата и служит средством для развития личности ребенка.

3. 61

Ситуация.  Дети разного дошкольного возраста играли в «Угадайку». По правилам игры надо было на ощупь определить по контурам фигурки ее название.

Петя держал руки на фигурке, похлопывая по ней, но определить фигурку не смог. Сережа пытался определить контуры фигурки всей ладонью. В результате из предъявленных четырех фигурок правильно он назвал две. Саша для определения фигурок использовал обе руки, тщательно обследовал некоторые детали и назвал все фигурки правильно.

? Определите примерный возраст детей.

? Укажите особенности сенсорного развития детей разного дошкольного возраста.

Решение.  Примерный возраст детей: Пете – 3 года; Сереже – 4; Саше – 6 лет. Сенсорное развитие включает:

♦ развитие органов чувств;

♦ овладение сенсорными эталонами;

♦ усвоение способов обследования предметов.

Особенности сенсорного развития дошкольника в разные возрастные периоды:

♦ в 3 года – манипулирование предметом без попытки обследования;

♦ в 4 года – рассматривание предмета, выделение отдельных частей и признаков;

♦ в 5–6 лет – планомерное и последовательное обследование;

♦ в 7 лет – систематическое планомерное рассматривание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...