! Задача детского развития в раннем возрасте – приобрести как можно более широкий, многообразный опыт, попробовать себя во многом.
3. 86 Ситуация. Саша (5 лет) по комнате возил машину. От резкого движения машина закатилась под диван. Мальчик пришел на кухню и сказал маме: «Дай щетку! » На вопрос мамы, зачем ему нужна щетка, ответил: «Машинка под диван укатилась, ее надо достать». ? Какой вид мышления свойственен Саше? ? Отметьте значение данного вида мышления для психического развития ребенка. ? Какие приемы использует взрослый, развивая такой вид мышления у ребенка? Решение. У Саши наблюдается наглядно–образное мышление, служащее основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. Этот вид мышления можно успешно развивать, применяя наглядные изображения предметов и явлений окружающей действительности. 3. 87 Ситуация. Между мамами произошел следующий диалог: «Моему Пете очень хорошо дается музыка, и я все силы направляю на развитие этого вида деятельности ребенка». «А я, – говорит другая мама, – своего Васю ориентирую на занятия разными видами деятельности: пусть все испытает, попробует». ? Суждению какой из мам можно отдать предпочтение? Решение. Взаимодействие биологического и социального, природного и индивидуального сложно и многообразно. Настойчивое, активное, последовательное обучение может компенсировать недостаточно зрелую биологическую основу. Поэтому в раннем возрасте следует избегать жесткой специализации, ориентирования ребенка на один вид деятельности, пусть даже она ему хорошо удается. Как ранние достижения, так и ранние неудачи не прогнозируют однозначно последующий ход развития ребенка. ! Задача детского развития в раннем возрасте – приобрести как можно более широкий, многообразный опыт, попробовать себя во многом.
3. 88 Ситуация. Расставляя фигурки на фоне дома, Лена (5 лет 2 месяца) говорит: «Эта тетя пришла домой, а эта тетя ее тут встречает… А эта девочка сидит тут и кричит: «Тетя пришла! »». ? Какой вид мышления проявляется у Лены в данной ситуации? ? Как развивать такой вид мышления? Решение. Лене свойственно наглядно–образное мышление. Она уже пытается осмыслить свои действия. Для дальнейшего совершенствования мышления Лены необходимо использовать наглядные изображения предметов и явлений, развивая у девочки потребность в их осмыслении. 3. 89 Ситуация. «…В процессе обучения 5–летних детей математике было обнаружено, что чрезвычайно трудно ознакомить детей с отношением частей и целого. Положительный результат не был получен ни при словесных формах объяснения, ни при организации действий детей с предметами, состоящими из нескольких частей (например, с матрешками). Словесные объяснения дети не понимали, а, действуя с составленными предметами, определяли названия «часть» и «целое» только применительно к данному конкретному материалу, не перенося их на другие случаи. Тогда решили знакомить детей с этим отношением при помощи схематического изображения деления целого на части и его восстановления из частей. На этом материале дети поняли, что любой целый предмет может быть разделен на части и восстановлен из частей». [3] ? Почему дети 5 лет затрудняются усваивать понятия «часть», «целое»? ? Какой вид мышления задействуется, если детям удается решить задачу на усвоение этих понятий? ? Какова роль моделей в развитии детского мышления? Решение. У детей 5 лет развито наглядно–образное мышление. Однако, используя этот вид мышления, не все задачи можно решать успешно. В обучении дошкольников началам математики, грамоты и другим видам знаний эффективным является способ использования наглядных моделей. Построение модельных образов дает возможность усваивать и использовать обобщенные знания.
Модельно–образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут способствовать пониманию детьми связей и взаимозависимости вещей. ! Помогите ребенку освоить действие моделирования, с помощью которого он научится решать учебные задачи. 3. 90 Ситуация. В старшей группе детского сада детям часто задают такие вопросы: «По траве или по асфальту мяч укатится дальше? », «Как узнать, в какую сторону дует ветер? », «Как узнать, какой из стульев выше – детский или взрослый? ». ? Какой вид мышления такие вопросы формируют? ? Как развивать у детей этот вид мышления? Решение. Такие вопросы способствуют формированию словесно–логического мышления детей. Для развития этого вида мышления необходимо формировать знаковую функцию сознания с тем, чтобы ребенок смог усвоить и понять механизм перехода внешних действий во внутренние, чтобы он овладел методом условных мерок, то есть умел бы действовать с числами, знаками, моделями. Большая роль в процессе развития этого вида мышления принадлежит взрослому. 3. 91 Ситуация. В подготовительной группе на занятиях по математике дети решали задачу: «На столе лежало 6 тетрадей. Мальчик принес еще 4. Сколько стало на столе тетрадей? » Некоторые дети, решая задачу, стали передвигать розданные заранее фишки, обозначающие тетради, а Саша ответил сразу на вопрос задачи. Когда его попросили объяснить решение задачи, он сказал: «Я считаю: 1, 2, 3, 4, 5, 6, а потом еще прибавляю четыре: 7, 8, 9, 10. Так я посчитал». ? Отмечается ли у детей группы внешнее ориентировочное действие при решении задачи? ? Как охарактеризовать процесс решения задачи Сашей? ? Как называется это явление? Решение. При решении задач у детей этой группы отмечается внешнее ориентировочное действие в виде откладывания фишек. Процесс решения задач у Саши характеризуется наличием внутреннего плана мыслительных действий. Процесс перехода от внешнего действия к действию внутреннему, идеальному (в уме), выполняемому с образами предметов и понятием о них, называется интериоризацией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|