Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

! Ребенку обычно 15–20 мин впечатлений уже достаточно для последующего обсуждения.




3. 71

Ситуация.  Мама с папой решили приобщить сына Митю (5 лет) к культурным ценностям. Они стали посещать выставки, музеи. Но радость от этого быстро исчезла.

? Как следует приобщать малышей к культурным ценностям?

Решение.  К 4 годам малыши обычно с большим удовольствием посещают зоопарк, где они открывают для себя мир животных – живых существ, а не нарисованных. Восприятие животных ребенком строится на основе его личного опыта. Например, впервые видя тигра, малыш обычно называет его «большая киса». При этом родители могут уточнить: «Эта большая киса называется тигром». В зоопарке ребенок учится быть зрителем, сопереживает четвероногим «актерам».

Дошкольники с удовольствием посещают краеведческие музеи, где экспонируются чучела животных и птиц, растения, предметы древнего быта и ушедшей культуры, образцы разных народных промыслов и др. Небезынтересны детям и музеи, где демонстрируются достижения морского и речного флота и др. Кроме того, дети с удовольствием рассматривают памятники культуры. Неназойливо, постепенно ребенка можно приобщить к ценностям культуры. Но взрослые не должны рассчитывать на проявление ребенком интереса в течение продолжительного времени.

! Ребенку обычно 15–20 мин впечатлений уже достаточно для последующего обсуждения.

3. 72

Ситуация.  Детям разного возраста был задан вопрос: «Что изображено на картине? » Ознакомьтесь с приведенными ниже высказываниями детей.

Лена.  На рисунке изображены мальчики, девочки, речка, мяч. Женя.  Одни мальчики купаются, другие играют в мяч, с ними играет девочка.

Митя.  Был жаркий летний день. Дети пришли на речку. Вася и Миша уже купаются, а Ваня, Саша и Лена играют в мяч.

? Как развивается восприятие рисунка в дошкольном возрасте?

? По приведенным высказываниям детей определите возраст ребят и отметьте стадии восприятия рисунка.

Решение.  В развитии восприятия рисунка детьми дошкольного возраста обычно выделяются следующие стадии:

♦ перечисление (ребенок называет отдельные предметы);

♦ описание (ребенок описывает предметы, у него развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью);

♦ истолкование (у ребенка совершенствуется интерпретация рисунка).

При восприятии дошкольником рисунка многое зависит не только от возраста ребенка, но и от его психического развития.

В приведенных примерах Лене – 3 года (стадия перечисления); Жене – 5 (стадия описания); Мите – 6–7 (стадия истолкования).

3. 73

Ситуация.  Наблюдая за детьми, исследователи заметили, что ответ ребенка о рассматриваемой картине может быть разным в зависимости от формулировки вопроса.

? Предположите, как будут отвечать дети 4–5 лет на приведенные ниже вопросы.

♦ Что нарисовано на картине?

♦ Что делают дети на картине?

♦ О чем хотел сказать художник в своей картине?

♦ Дайте психологическое обоснование своему ответу.

Решение.  В зависимости от характера поставленного вопроса дети будут пытаться отвечать следующим образом:

а) перечислением изображенных предметов;

б) описанием картины;

в) истолкованием рисунка.

3. 74

Ситуация.  Мама с Настей (5 лет) пришли в музей изобразительных искусств, где дочь впервые увидела скульптуру обнаженного мужчины. Мама, чувствуя себя неловко, просит ее замолчать, но девочка все равно задает ей множество вопросов.

? Как должна вести себя мама в подобных ситуациях?

Решение.  На любой вопрос ребенка надо отвечать быстро, уверенно, коротко, не заостряя внимание на «неприличном», стараясь переключить внимание ребенка на что–либо другое.

Пятилетние, как правило, не стремятся знать подробности взаимоотношений полов. Они реагируют на какие–то несоответствия, несуразицы, с их точки зрения, и ждут в ответ только подтверждения того, что все это – нормально. Поэтому им достаточно краткой и очень простой информации.

Если ребенок захочет знать больше, то можно сказать, к примеру: «У женщины большой живот потому, что так она носит своего ребенка. Он оттуда выберется с помощью врача, и потом она будет за ним ухаживать, купать, возить в коляске».

«Неудобные» вопросы, как правило, особенно смущают родителей в общественных местах. Конфуз матери может только усилить интерес ребенка. Простая же, лаконичная информация сохранит его спокойствие.

3. 75

Ситуация.  Петя «таких» слов никогда не слышал, а недавно услышал, сразу пришел к маме спрашивать: «Что это значит? »

? Действительно ли Петя не знает этих слов?

Решение.  Вероятнее всего, Петя хотел узнать, как мама к этому отнесется. Дети часто ругаются. Брань, нецензурные выражения – одна из форм демонстрации их самостоятельности, независимости. Иногда они кого–то копируют, желая выглядеть взрослее себя. Дети пробуют все и смотрят на реакцию взрослых. Так, нередко дети намеренно нарушают запреты с тем, чтобы узнать: любим ли мы их и такими.

3. 76

Ситуация.  Предметом интереса ребенка могут быть «совершенно неподходящие для него вещи». Например, ребенок «приносит с улицы ненормативную лексику» или запоминает стихи «сомнительного» содержания, а потом много раз повторяет их в процессе своей игровой деятельности.

? Надо ли ограничивать детскую инициативу?

Решение.  Ограничение своей инициативы дети встречают бурным протестом. Родителей в связи с этим беспокоит вопрос: как быть, если ребенок активно отстаивает свои требования? Надо помнить, что ограничение познавательной деятельности препятствует развитию ребенка, а снятие ограничений приводит к новым проблемным ситуациям.

Свобода выбора, необходимость самостоятельного принятия действий не по плечу ребенку в раннем детстве и является для него серьезным испытанием, на что ребенок отвечает протестом и плачем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...