! Умственное действие является результатом интериоризации действия практического.
! Умственное действие является результатом интериоризации действия практического. 3. 92 Ситуация. В групповой комнате детского сада стоял аквариум, в котором плавали рыбки. Трехлетние дети вместе с воспитателем ухаживали за ними: кормили, чистили аквариум и т. д. Дети могли хорошо видеть рыбок. Однако на специальном занятии, посвященном рассматриванию рыбок, дети не могли ответить на самые простые вопросы. ? Чем объяснить неумение детей рассказать о рыбках? 2 Можно ли утверждать, что дети младшего дошкольного возраста ненаблюдательны? ? Как организовать наблюдение ребенком предметов окружающего мира для развития его наблюдательности? Решение. Неумение детей рассказывать можно объяснить тем, что ранее с ними не проводилось целенаправленное наблюдение за рыбками. Знания детей приобретались бессистемно, не выявлялись общие связи и зависимости. Утверждать, что младшие дошкольники ненаблюдательны, нельзя. Описанный случай характеризуется тем, что воспитатель не развивал у детей наблюдательность. Взрослый, организуя активную деятельность детей во время наблюдения, должен направлять их внимание на следующее: ♦ обследование предмета; ♦ планирование действий; ♦ использование способа условных мерок; ♦ выявление общих связей и закономерностей явлений; ♦ обобщенные формы рассуждений. ! Учите детей ставить цель при наблюдении и составлять его план. 3. 93 Ситуация. В трех группах детей старшего возраста проводился эксперимент. Предлагалось сравнить два вида предметов (20 карандашей и 20 тетрадей), не пересчитывая их. Детей первой группы обучали сопоставлять один предмет с другим. Детей второй группы – заменять сравниваемые предметы условными обозначениями (фишками одинакового размера, но разного цвета). Детей третьей группы не обучали, группа была контрольная.
? Все ли дети справились с заданием? ? Какие особенности мыслительной деятельности проявлялись детьми каждой из групп? ? Какой способ обучения детей решению мыслительных задач является наиболее эффективным и почему? Решение. С заданием справились дети первой и второй групп. Дети первой группы сравнивали предметы путем приложения одного предмета к другому. Дети второй группы пользовались фишками как мерками, моделируя процесс решения. Дети третьей группы безуспешно пытались пересчитать предметы. ! Эффективный способ обучения решению мыслительных задач – использование мерок, знаков для моделирования ситуаций задачи. 3. 94 Ситуация. Миша (4 года) спросил отца, что такое процессор. Папа стал объяснять с точки зрения науки устройство процессора и его назначение. Ребенок смотрел в лицо отца, стараясь понять его. Но постепенно взор его стал гаснуть, и он отошел от отца… ? Состоялось ли общение отца с сыном? ? По каким признакам можно судить об этом? ? Было ли разрушено общение? Покажите признаки этого. Решение. Вначале общение состоялось (об этом говорит внимательный взгляд сына). Но постепенно, по мере того, как папа вводил в свою речь новые малопонятные слова, общение сошло на нет, поскольку ребенок не может полноценно следить за мыслью говорящего. И если таких слов становится много, то мысль ребенка полностью отключается и он начинает думать совсем о другом. ! Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. 3. 95 Ситуация. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Но некоторые понятия могут быть усвоены уже детьми старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения, которое осуществляется разными способами: обследованием предмета, использованием метода мерки и т. д.
? Охарактеризуйте эффективность этих способов. ? Какие виды деятельности ребенка необходимо использовать для развития его мышления? ? Как расширить круг решения мыслительных задач? Решение. Перечисленные способы эффективны, так как дают возможность овладеть обобщенными способами познания. Для развития мышления ребенка необходимо использовать все виды его деятельности: как продуктивную, так и учебную, трудовую. Круг решения мыслительных задач постепенно расширяется за счет включения различных действий с разными предметами и выполнения разнообразных мыслительных операций. 3. 96 Ситуация. В исследованиях установлено, что сущность разных понятий дети усваивают неодинаково быстро. Приведем несколько примеров. 1. Марине (6 лет 6 месяцев) задали вопрос: «Кто такой друг? » Она ответила: «Это какой–нибудь мальчик или девочка». 2. Петю (6 лет 5 месяцев) спросили: «Что такое честность? » Мальчик сказал так: «Это когда взять без спросу, а потом признаться». 3. Лене (6 лет 7 месяцев) предложили такой вопрос: «Что такое счастье? » Девочка ответила: «Счастье – это когда папа и мама гуляют со мной в воскресенье». ? Какие понятия усваиваются детьми легче, а какие – труднее? ? Каковы особенности усвоения моральных понятий? Решение. Дети легче усваивают понятия, связанные с предметным миром, а труднее – абстрактные, моральные. Моральные понятия дети обычно «привязывают» к конкретному поступку определенных людей. Процесс формирования понятий включает следующие этапы: ♦ восприятие отдельных предметов, явлений; ♦ выделение множества признаков предметов и явлений; ♦ выделение существенных признаков с переходом к обобщениям; ♦ словесное обозначение этих признаков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|