Некоторые важнейшие общие ресурсы
Экономистам известно множество видов общих ресурсов, и всякий раз возникает все та же проблема: некоторые индивиды слишком интенсивно используют доступные им ресурсы, что вызывает необходимость регулирования поведения потребителей или взимания платы за ресурсы.
Чистые вода и воздух. Рынки не в состоянии защитить окружающую среду от загрязнения (глава 10). Вредные отходы производства - отрицательная экстерналия, воздействие которой может быть смягчено с помощью регулирования или налогов Пигу. Данное фиаско рынка - пример проблемы общих ресурсов. Чистый воздух и прозрачная вода - такие же общие ресурсы, как открытые пастбища; чрезмерное загрязнение окружающей среды - сродни неразумному выпасу овец. Деградация окружающей среды - современная «Трагедия общинных земель».
Месторождения нефти. Рассмотрим подземные месторождения нефти, простирающиеся на значительные территории, находящиеся в собственности разных владельцев. Любой собственник земли имеет возможность пробурить скважину и добывать нефть, но в таком случае другим остается меньше нефти. В этом случае нефть является общим ресурсом.
Количество овец, пасшихся на «Общинных землях», было неэффективно большим. То же самое можно сказать о количестве скважин на нефтяных месторождениях. Так как каждый владелец, пробуривший личную скважину, перекладывает отрицательные экстерналии на других собственников, в целом выгоды каждой скважины для общества меньше, чем выгоды ее конкретного владельца. То есть нефтяные скважины приносят прибыль в частном порядке, даже если с точки зрения общества они нежелательны. Если собственники земли единолично определяют количество нефтяных скважин, в конечном итоге их окажется слишком много.
Для того чтобы гарантировать минимальные издержки добычи нефти, решение проблемы общих ресурсов предполагает некоторые виды совместной деятельности собственников. Теорема Коуза (глава 10) утверждает, что частные решения возможны. Собственники могут самостоятельно достичь соглашения о добыче нефти и разделе продукции. В сущности, они должны действовать так, как будто являются единой компанией. Когда собственников слишком много, достижение частного решения осложняется. В этом случае эффективную добычу нефти может обеспечить государственное регулирование.
Перегруженные дороги. Автомобильные дороги могут быть и общественным благом, и частным. В случае когда шоссе перегружено, его использование одним человеком не влияет на положение остальных. В этом случае дорога не является объектом соперничества и представляет собой общественное благо, использование которого приводит к отрицательным внешним эффектам.
Один из способов решения правительством проблемы перегруженности автострад - взимание платы с водителей. В сущности, плата за проезд эквивалентна налогу Пигу на экстерналии перегруженности. Часто, как в случае с местными дорогами, ее взимание нецелесообразно ввиду слишком высоких издержек на содержание персонала.
В некоторых случаях перегруженность представляет собой проблему только в определенное время дня. Если через мост трудно проехать только в часы пик, например, экстерналия перегруженности дает о себе знать только в это время. Чтобы эффективно справиться с внешним эффектом, необходимо взимать в часы пик повышенную плату за проезд, что стимулирует водителей изменить расписание движения.
Другая возможная ответная мера - введение налога на бензин. Бензин - комплементарное по отношению к вождению автомобиля благо: увеличение цены на горючее приводит к сокращению количества поездок, что приводит к уменьшению загруженности дорог.
Однако налог на бензин не является совершенным решением проблемы перегруженности автострад. Проблема заключается в том, что налог на горючее влияет не только на количество поездок по перегруженным автострадам, но и на другие решения индивидов. Во-первых, налог на бензин уменьшает количество поездок и по менее загруженным дорогам, хотя здесь внешние эффекты отсутствуют. Во-вторых, он побуждает людей покупать небольшие автомобили, расходующие меньше горючего, но менее безопасные. Таким образом, налог на бензин искажает решения индивидов и приводит к безвозвратным потерям, которые по меньшей мере частично снижают эффективность уменьшения загруженности автострад.
Рыбы, киты и другие дикие животные. К общим ресурсам относятся многие виды животных и рыб. Так, рыба обладает несомненной коммерческой ценностью, и каждый имеет право выйти на берег океана и пару часов посидеть с удочкой. Стимулы к сохранению вида животных в целом у индивида практически отсутствуют. Так же как неразумный выпас овец уничтожил «Общинные земли», избыточный лов рыбы приводит к исчезновению обладающих коммерческой ценностью обитателей моря.
Океан остается одним из наименее регулируемых общих ресурсов. Решению проблемы мешают два обстоятельства. Во-первых, выход к океану имеют многие страны, поэтому для принятия любого решения требуется международное сотрудничество государств, руководствующихся различными ценностями. Во-вторых, площадь водной поверхности океанов слишком велика, следовательно, проконтролировать выполнение любого соглашения почти невозможно. В результате проблема прав на вылов рыбы стала постоянным источником международной напряженности.
В США животный мир находится под охраной различных законов. Правительство взимает плату за лицензии на рыбную ловлю и охоту и ограничивает продолжительность рыболовного и охотничьего сезонов. Оно требует, чтобы рыбаки отпускали мелкую рыбешку, устанавливает нормы отстрела диких зверей. Законы ограничивают интенсивность использования общих ресурсов и способствуют поддержанию определенной численности животных.
Общие ресурсы (общие пастбища, чистый воздух, переполненные автомобилями дороги)представляют собой объект соперничества, но не являются исключительными. Отсутствие платы за использование общих ресурсов приводит к возникновению тенденции чрезмерного их использования. Правительство пытается ограничить интенсивность использования общих ресурсов.
Вопсрос 65.
Вопрос 66. "Провалы" государства
"Провалы" (фиаско) государства (правительства) (government failure) — это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Обычно к "провалам" государства относят: 1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации. Подобно тому как на рынке возможно существование асимметричной информации, так и правительственные решения
могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Более того, наличие мощных групп с особыми интересами, активного лобби, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению даже имеющейся информации.
2. Несовершенство политического процесса. Напомним лишь основные моменты: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т. д.
3. Ограниченность контроля над бюрократией. Стремительный рост государственного аппарата создает все новые и новые проблемы в этой области.
4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений. Дело в том, что экономические агенты часто реагируют отнюдь не так, как предполагало правительство. Их действия сильно изменяют смысл и направленность предпринятых правительством акций (или законов, одобренных законодательным собранием). Мероприятия, осуществляемые государством, вливаясь в общую структуру, часто приводят к отличным от первоначальных целей последствиям. Поэтому конечные результаты действий государства зависят не только, а нередко и не столько от него самого.
Деятельность государства, направленная на исправление "провалов" рынка, сама оказывается далекой от совершенства. К фиаско рынка добавляется фиаско правительства. Поэтому необходимо строго следить за последствиями его деятельности и корректировать ее в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил. Используя те или иные регуляторы, правительство должно строго следить за негативными эффектами и заблаговременно принимать меры по ликвидации негативных последствий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: