Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Говорящий мозг. Оговорки




Говорящий мозг

Производство речи и понимание делят в мозге базу слов и правил их употребления. Говорение – зеркальная копия понимания.

Профессор Ангела Фридерици считает, что возникшая в голове мысль проходит несколько этапов обработки, прежде чем станет произнесённым предложением. По порядку это лексический выбор, грамматическое кодирование, фонологическое кодирование и артикуляция. Модель А. Фридерици основана на одной из самых популярных психолингвистических моделей речи Уильяма Левельта.

Первым делом мозг подбирает для мысли подходящее слово. У него как в шкафу у модницы всегда есть несколько вариантов одежды. Какое платье для мысли он выберет, зависит от ситуации. Например, если речь идёт о собаке, то эту можно выразить так: животное, питомец, зверюга, тварь. Одно и то же место можно назвать пляжем, побережьем, берегом и песком. Выигрывает конкуренцию тот вариант, который больше подходит ситуации, чаще употребляется или отражает отношение и установки говорящего.

В каком месте происходит этот выбор? Это показал следующий МРТ-эксперимент. На экране появлялись разные картинки, а испытуемые их называли. В первом блоке эксперимента они видели предметы из одной смысловой категории – поезд, велосипед, автомобиль, самолёт, автобус. Во втором из разных – поезд, веник, мышь, кресло, брюки. МРТ-сканер обнаружил активность в средней части левой средней височной извилины[30]. При этом слова первого блока люди называли медленнее на 150–220 мс из-за семантической конкуренции между единицами.

Как только выбор слов сделан, мозг активирует их леммы – абстрактные посредники между звуковой формой слова и его значением. Они содержат информацию о роде, части речи и других грамматических свойствах слова. Эти данные нужны, чтобы грамматически правильно построить словосочетания и предложения.

Участники одного эксперимента описывали разноцветные геометрические фигурки, которые им показывали на экране. Их задание – построить предложения Красный квадрат отодвигает зелёный треугольник, словосочетания – красный квадрат, зелёный треугольник, или назвать отдельные слова красный, зелёный, двигать. Эксперимент проводили на немецком языке, в котором, как и в русском, прилагательное согласуется в роде с существительным, а существительное – с глаголом. Оказалось, что на производство словосочетаний и предложений реагируют зона Брока 44 и премоторная зона ПБ 6, которая формирует план и последовательность артикуляционных движений. Эти же зоны активны, когда мозг определяет последовательность фонем и артикуляторных движений для произнесения предложения. Что именно делает зона Брока в этот момент? Хранит последовательности фонем? Или участвует в артикуляции? Эти вопросы обсуждали ещё с 1861 года. Но один из последних экспериментов с электрокортикографией пролил на это свет. Испытуемым накладываются электроды прямо на кору мозга. Люди слышали слова и повторяли их, а электроды записывали активность мозга. Зона Брока загоралась во время артикуляции на 241 мс раньше, чем премоторная зона ПБ 6. Следовательно, зона Брока производит последовательности фонем для высказывания и передаёт их на исполнение в моторную кору[31].

В модели У. Левельта есть ещё один процесс, который профессор Фридерици не обсуждает. Это самоконтроль, который отслеживает и исправляет ошибки во время говорения. При этом работают две системы – внешняя и внутренняя. Сравните два высказывания:

1. Войдите в жёлтую… Э, в серую.

2. Мы можем идти прямо до жё… до оранжевой двери.

В первом случае говорящий сначала произносит слово, потом замечает ошибку, делает паузу и исправляет. Сработала внешняя система. Она мониторит услышанное. Во втором случае человек произносит первый слог, замечает и исправляет ошибку. Она определена в самом начале артикуляции, учитывая космические скорости мозга до полной артикуляции слова. Срабатывает внутренняя система, которая проверяет скрытые процессы[32].

Оговорки

Однажды во время лекции оксфордский профессор Уильям Спунер (1844–1930), отчитывая студентов за пропуски, сказал: Вы прошипели все мои таинственные лекции. You have hissed all my Mystery lectures. А хотел сказать: You have missed all my history lectures. Вы пропустили все мои лекции по истории. Ему приписывают ещё много оригинальных оговорок.

Вы попробовали целого червяка. You have tasted a whole worm вместо Вы потратили даром целый семестр. You’ve wasted a whole term. Поэтому оговорки, когда слова или их части в предложении меняются слогами или звуками, называют спунеризмами.

На первый взгляд, оговорки происходят совершенно случайно. На самом деле они подчиняются определённым правилам. Первым на это обратил внимание австрийский лингвист Рудольф Мерингер (1859–1931). Он начал записывать оговорки во время разговоров за обедом и анализировать их. Его коллекция насчитывает 8 тысяч оговорок, очиток и описок, которую исследователи до сих пор используют. Кстати, Зигмунд Фрейд их тоже использовал для изучения психопатологии. Мерингер был этим недоволен. Помните оговорки по Фрейду?

Существует 4 типа оговорок – предвосхищения, сдвиги, замены и сращения. Они происходят на разных уровнях языка – фонологическом, слоговом, словном. В словах звуки заменяются на тот, который должен идти позже(список книг – список сник) или повторять первый (молодой человек – молодой моловек). Такие замены происходят и в предложении. Один слог может заменяться на другой(молодой человек – челодой моловек). Последние фонемы второго слова никогда не смешиваются с начальными фонемами первого (молодой человек – век-лодой мо-лочел). При сращениях случайно соединяются два близкорасположенных слова – портмоне плюс манто – портмонто.

Оговорки проливают свет на процессы, которые происходят в мозге при планировании высказываний. Слова вставляются в синтаксические шаблоны, в которых установлены чёткие места для служебных и полнозначных слов. Только слова из одной категории могут заменять друг друга. Существительные заменяют существительные, глаголы – только глаголы[33].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...