Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первое слово – главное слово. Как дети узнают слова




Первое слово – главное слово

Какое слово первым произносит ребёнок? Конечно, «мама». А второе слово – «папа». И неудивительно, ведь эти два человека дарят маленькому существу свои любовь, заботу и внимание. Слова «мама» и «папа» звучат для них наградой. «Такой малыш, а уже понимает и любит нас», – умиляются родители.

Во всех языках мира есть слова для мамы и папы:

английский – mama и papa;

немецкий – mama и papa;

французский – mama и papa;

уэльский – mum и dad;

суахили – mama и baba;

филиппинский – none и tata;

фиджи – nana и tata;

мандарин – mama и baba;

эскимосский – nana и tatar;

казати – mama и tata.

Почему они все почти одинаковые? Может быть, самые первые люди так называли своих родителей? Простое и красивое объяснение, но неверное. Они бы вряд ли сохранились до наших дней. Ведь языки постоянно меняются, возникают новые слова, меняются значения старых, меняется произношение.

Разгадка в том, как дети произносят свои первые звуки. Проще всего это сделать так – открыть рот и сразу же закрыть. С открытым ртом мы произносим звук А. Вы обратили внимание, что во всех языках в родительских словах он есть? А – самая первая гласная, которую произносят дети. Первый согласный звук ребёнка – М, и в этом виноваты женская грудь и еда. Когда ребёнок сосёт грудь матери, он слегка шумит носом, потому что его маленький ротик переполнен едой. Когда дитя видит мать, требует еды, а мама, не дай бог, не спешит, он начинает повторять эти звуки. А так как рот пуст, для настойчивости он добавляет голос. Сомневаетесь? А как вы показываете, что вам вкусно? Ммм – так ведь?

Поэтому лепет ребёнка ма-ма-ма вовсе не значит «добрая женщина, я тебя люблю». Он скорее думает: «Ага, вот моя еда». Конечно, мама безумно радуется, думает, что малыш зовет её. Она показывает на себя, называет себя мамой. Так ребёнок привыкает, что еда и мама одно и то же. С возрастом от мамы можно получить ещё много чего хорошего. А следующий простой для детей звук – это Н [44].

Как дети узнают слова

Как только ребёнок выделил слово в потоке звуков, он должен узнать, что оно означает. В этом ему помогают взрослые и три особые врождённые настройки.

Во-первых, узнать слова ребёнку помогают взрослые. Мама показывает игрушку, а малыш очень внимательно следит за её взглядом. Когда они вместе смотрят на игрушку, они оба знают, что она находится в центре их общего внимания. Любое слово, которое произнесёт мама, относится к этой игрушке. Но как ребёнку понять, слово зайчик обозначает игрушку, или только носик зайчика, или его лапки, или его прыжки? Дети приписывают слово целому объекту. Дети не связывают новые слова с предметами, которые они уже знают. И третья настройка, со временем дети понимают, что слово относится не к одному определённому предмету, а ко всем предметам этой категории. Например, слово собака относится не к одной конкретной собаке, а ко всем.

Кроме того, ребёнок начинает своё общение со взрослыми жестами ещё до того, как научится говорить. Он пальцем показывает на предметы, которые хочет получить, к которым хочет привлечь внимание взрослого. Часто ребёнок считает, что взрослому этот предмет будет интересен.

В 6 месяцев ребёнок уже понимает слова мама и папа. Своё первое слово дети произносят приблизительно в 12 месяцев. Одни начинают говорить позже, но понимают больше слов. Другие начинают говорить раньше, но понимают меньше. У каждого ребёнка свой путь к языку.

Время первого слова наступает в 12–14 месяцев: мама, папа, ам-ам, тик-так, му-му. К 15–18 месяцам дети уже переступают черту первых 50 слов. После чего начинается бурный рост словарного запаса, каждый день – новое слово, и уже в 2 года ребёнок говорит около 300 слов. В 3 года – уже 550 слов, а в 6 лет – 3000–5000.

Чтобы узнать, как, когда и какие слова усваивают дети, Дэб Рой из Массачусетского технологического института в течение трёх лет записывал на видео своего сына. Как он усваивает язык. В итоге получилось 90 000 часов видео, 140 000 часов аудио, 200 террабайт данных, которые анализировали 70 человек.

Чем сильнее слово было привязано к конкретной ситуации, тем быстрее ребёнок его понимает и начинает говорить. Например, слово мяч говорят только при игре в мяч, но в остальном довольно редко. Предлог с появляется гораздо чаще, но не привязан к конкретной ситуации. Ещё об одном наблюдении Дэб Рой рассказал в лекции на TED: …речь воспитателя систематически устремлялась к минимальной сложности, как можно сильнее упрощая язык, а потом медленно возвращалась на прежний уровень. Удивительным было то, что каждый скачок, каждое падение почти в точности совпадало с моментом «рождения» каждого слова – слова за словом, систематически. Получается, что все три воспитателя – я, моя жена и наша няня – постоянно и, думаю, подсознательно изменяли свою речь, чтобы «встретить» ребёнка в момент «рождения» слова и аккуратно подвести его к более сложному языку. Из этого следует масса выводов, но на один из них я хочу обратить особое внимание – получается, существуют удивительные циклы обратной связи. Конечно, мой сын учится у своей языковой среды, но и среда учится у него».

Чтобы учить новые слова, нужно развить хорошую память. И в этом детям помогает хороший сон. Малыши в 9—16 месяцев выучивали новые слова по картинкам. Затем им давали отдохнуть полтора часа. Одна группа детей в это время спала, а другая – нет. И сони вспоминали выученные слова лучше.

Какие же слова произносят дети первыми? Это члены семьи, игрушки, животные, еда. Затем они выучивают слова для действий и процессов. С 21 до 36 месяцев дети начинают говорить слова, обозначающие боль, усталость, любовь, мораль. Далее они учатся использовать прилагательные, наречия, предлоги и союзы.

Ещё одно испытание на пути к общению, которое преодолевают дети, это синтаксис и грамматика. Иначе говоря, им нужно соединить слова в предложения. Для этого детям снова нужна их способность распознавать и предугадывать шаблоны.

Первые предложения состоят из одного слова – эта фаза начинается в 10–12 месяцев и продолжается до 18 месяцев. Далее до 24 месяцев дети говорят предложениями из двух слов. Они ещё не изменяют слова, а просто ставят их рядом. Мама, дай! Ещё молока! Папа, бай-бай!

Предложения из трёх и более слов появляются с 24 до 30 месяцев. Позже дети начинают говорить сложные предложения, предложения с союзами, изменяют глагол, используют множественное число и отрицание.

Последняя фаза начинается с 4 лет и завершается к 12 годам – дети начинают употреблять пассивные конструкции.

В это время в мозге происходят значительные изменения. Образуются и укрепляются нейронные сети слов, увеличиваются и обрастают миелином пути, соединяющие языковые зоны. Важное изменение происходит у детей в пути, который соединяет зону Брока со слуховой корой и отвечает за сложные предложения. У новорождённых детей его практически нет. Он образуется в возрасте от 3 до 10 лет. Как раз в это время дети начинают говорить простыми, а потом и сложными предложениями. Глядя на этот пучок волокон, можно предсказать, как ребёнок будет справляться со сложным синтаксисом[45].

Как показал случай Джини, если ребёнка лишить живого общения, ему не помогут никакие врождённые механизмы и статистические вычисления. Ребёнок воспринимает не все физические особенности звуков, и не все сочетания для него что-то значат, а только те, которые он получает от контакта с другими людьми. Это доказали в таком эксперименте. Носители китайского языка навещали 9-месячных детей, читали им книги и играли с ними. Младенцы из другой группы смотрели видео или слушали аудиозапись на китайском. Через 12 таких занятий учёные проверили, как дети различают звуки китайского языка. Младенцы, которые общались с человеком, различали их на уровне носителей языка.

Общение с ребёнком закладывает серьёзный фундамент не только в его речь, но и в его успехи в обучении. Психологи Бетти Харт и Тодд Рисли в 1995 году выяснили, что дети, растущие в бедных семьях, к 4 годам слышат на 30 миллионов слов меньше, чем их сверстники из обеспеченных семей. Родители с низкими доходами меньше общаются со своими детьми. И это неудивительно. Они вынуждены больше работать, а значит, меньше проводить времени с детьми. У них остаётся меньше сил на них и меньше возможностей. Другая крайность – неблагополучные бедные семьи, где дети предоставлены сами себе, подвергаются насилию. Эти факторы приводят к тому, что бедные дети хуже овладевают языком, поэтому учатся хуже в первом классе. И по принципу домино успеваемость продолжает снижаться.

Но как в богатых, так и в бедных семьях не обходится без исключений. Некоторые малообеспеченные родители искренне и много разговаривают со своим ребёнком, а некоторые состоятельные – наоброт. Если родители из бедных семей 15 минут в день проводили с младенцем и при этом комментировали всё, что они делают, их дети учили язык быстрее. Но, к сожалению, эффект сохранялся недолго – только до двух лет[46], [47].

Не только количество слов влияет на усвоение языка, но и их качество. Самое важное – это полноценный диалог, то есть обмен фразами. Диалог развивает область Брока. Чем больше ребёнок в течение дня разговаривает с родителями, тем лучше развита эта зона, тем лучше языковые навыки[48]. Телевизор или в сегодняшнем мире мультики в интернете не научат детей реальному диалогу. В отличие от скайпа или другого общения по интернету, где сохраняется живой обмен фразами. Но родителям надо помнить о том, что если общение с ребёнком прерывается телефонным звонком, это нарушает обмен фразами. Как следствие, дети не выучивают новые слова[49].

С языком рождаются или его выучивают? Кто же прав? Истина где-то посередине. Биология, культура и общение вместе формируют удивительный человеческий язык.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...