Глава 10. Как появился язык. Как общаются животные. Что особенного в людях
Глава 10. Как появился язык Как общаются животные Если бы однажды марсиане прилетели на Землю, они удивились бы, насколько похожи все живые организмы нашей планеты. Код земной жизни зашифрован в универсальном языке ДНК, состоящем из отдельных единиц – кодонов и генов. Их комбинации позволяют создавать сложные и практически бесконечные варианты разных видов и отдельных организмов. Но марсиане заметили бы ещё одну необычную вещь – у этих организмов нет единого кода общения. И в этом отношении язык людей бросается в глаза сильнее всего. Он, подобно генетическому коду, состоит из небольшого числа отдельных единиц, которые, соединяясь друг с другом, порождают неограниченное количество предложений[122]. Животные передают информацию своим сородичам самыми разными способами. Звуковыми сигналами – хлопаньем крыльев, топотом ног, криками. Обезьяны при этом активно жестикулируют, корчат мордочки, принимают определённые позы. Мартышки-верветки кричат по-разному, увидев змею или орла. Самцы певчих птиц заливаются песнями, чтобы привлечь самку. С помощью цвета перьев или тела животные говорят о своей готовности к спариванию. Кальмары и каракатицы своим цветом призывают партнёра: Смотри-ка, я готов. Муравьи «разговаривают» химическими веществами – феромонами, которые выделяют специальные железы на брюшке. Другие муравьи считывают своими антеннами, какой сигнал пришёл, откуда и насколько он сильный. Электрические скаты общаются электрическими сигналами. Считается, что основные вопросы, которые обсуждают животные, это выживание, еда, опасности, размножение. Люди же любят поболтать, посплетничать и порассуждать о смысле жизни.
Люди приписывают последовательностям звуков смыслы. При этом никакой логической связи между ними обычно нет. Это свойство языка называют символизмом. Считается, коммуникация животных его лишена. В животном мире известно только одно исключение – пчелиный танец. Маленькие пчёлки своим танцем рассказывают друг другу, где растёт цветок со сладким нектаром. Ларс Читтка (Lars Chittka) – зоолог, этолог, профессор, основатель и руководитель исследовательского центра психологии в университете Королевы Марии, Лондон. Исследует эволюцию сенсорных систем и познания у пчёл.
Профессор Читтка рассказывает о пчелином танце: «Классический виляющий танец имеет чёткую форму восьмёрки и содержит как информацию о направлении, так и расстоянии. У них есть символы для направления и расстояния до источника питания. Сигнал для расстояния – фигура, которая выглядит как восьмёрка. Чем дольше они танцуют, тем дальше цель. Если они танцуют 10 секунд, значит, еда через 10 километров. Время, которое они танцуют, этот виляющий танец, символизирует расстояние. Танцовщица может принести с собой на головке аромат цветка. Это уже не символ, но пчёлы дополнительно узнают, какой запах им искать. В пределах 50 метров от клея пчёлы танцуют круговой танец – бегают по кругу, потом разворачиваются и снова бегут по кругу. Это не информация о месте, а сигнал: прямо перед ульем есть еда, быстро летите туда! В танцах есть разные тонкости. Например, так называемые стоп-сигналы. Если внезапно возникает опасность у известного источника пищи, например, прилетает птица, которая ест пчёл. Когда рабочие пчёлы возвращаются оттуда, они делают танцорам короткие захваты и короткие вибрации. Это значит: остановитесь, там опасно! В зависимости от контекста одни и те же элементы могут иметь разные значения. Например, в рое танец может значить, что есть подходящее место для нового улья в трёх километрах к северу. А если такой сигнал посылается внутри улья, значит, в трёх километрах к северу находится источник пищи».
Что особенного в людях Слуховые органы людей не сильно отличаются от органов слуха других млекопитающих. Они кодируют звуковые волны почти одинаково. И люди в этом уступают многим животным. Мы воспринимаем относительно небольшой диапазон звуковых волн от 20 Гц до 15 кГц. Летучие мыши и дельфины слышат намного больше и лучше, даже ультразвук. Что касается речи, то животные не только отличают её от других звуков, но и различают фонемы. Самый очевидный пример – домашние животные. Но ведь они так долго живут с нами, может быть, в этом всё дело?
Патрисия Куль (Patricia Kuhl), профессор университета Вашингтона, специализируется на усвоении языка и его нейронных основах. В 1975 году она проверила, различают ли шиншиллы фонемы. Для экспериментов она использовала специальную клетку. Её разделили на две части, в одной – стояла поилка с водой. Шиншилла сидела там и пила воду. В это время из динамика раздавались записанные слоги. В одном случае все слоги были одинаковыми – ДА-ДА-ДА-ДА-ДА-ДА-ДА, в другом – последние три отличались – ДА-ДА-ДА-ДА-ДИ-ДИ-ДИ. При неизменяющемся сигнале шиншилла могла продолжать пить. При изменении слогов она должна была перебежать на другую часть клетки через шлагбаум. Иначе получала удар током по лапкам. В результате тренировки шиншилла научилась реагировать на любой стимул, отличающийся от стандартного – от гласной [a][123]. В другом эксперименте участвовали как нетренированные, так и натренированные на речь шиншиллы. Обе группы шиншилл прекрасно справились с заданием. Их показатели почти достигли уровня людей. И тренировка на естественную речь оказалась не обязательна[124]. Похожие результаты показали обезьяны. Другие исследовательские лаборатории повторили эксперименты П. Куль и подтвердили её выводы. Получается, механизмы восприятия речи не уникальны для человека. А может, секрет людей в органах речи? Долгое время учёные так и думали. На эту мысль их натолкнули безуспешные попытки научить приматов человеческой речи. Один из первых экспериментов состоялся в 30-е годы XX века. Семья учёных Келлог 9 месяцев растила самку шимпанзе Гуа вместе со своим сыном. Они планировали научить её говорить. На начало эксперимента ей было 7 с половиной месяцев, а сыну Дональду 10 месяцев. Шимпанзе, в отличие от мальчика, так и не заговорила.
Вторую попытку предприняли в 50-е годы. Шимпанзе Вики тоже воспитывали как ребёнка, разговаривали с ней, учили. Но спустя шесть лет она могла произнести только 4 слова: mama (мама), papa (папа), up (вверх) и cup (чашка), и то не очень внятно. Хотя говорят, что речь она понимала хорошо[125]. Исследователи пришли к выводу, что артикуляционный аппарат приматов не приспособлен для человеческой речи. К тому же исследования мёртвых животных показали, что их гортань и подъязычная кость расположены выше, чем у людей, и оставляют меньше пространства для образования разных звуков, особенно гласных. По палеонтологическим останкам подъязычной кости учёные судили, мог ли тот или иной наш предок говорить. Но последние данные свидетельствуют, что роль гортани в речи сильно преувеличена. Эволюционный биолог профессор Уильям Т. Фитч (W. T. Fitch) из университета Вены проверил, как расположена гортань у живых животных – собаки, козы, свиньи и обезьяны. Он сделал рентгеновскую съёмку, когда они гавкали, хрюкали, кричали, блеяли. Оказалось, что вокальный аппарат животных более гибкий, чем предполагали учёные раньше. В состоянии покоя он поднят, а при вокализации опускается. А значит, даёт возможность произносить больше звуков. Фитч предполагает, что опущенная гортань – это адаптация для речи. Для организма, который проводит много времени за разговорами, энергетически затратно каждый раз напрягать мышцы для опущения гортани. Выгоднее с самого начала поместить её низко[126]. Кроме того, у младенцев до трёх месяцев вокальный тракт ещё не опущен, а они тем не менее уже могут произносить некоторые гласные. Очевидно, что причина неразговорчивости наших родственников вовсе не в особенностях органов речи. Приматы рождаются с определённым набором звуков, которые они могут произносить. Новые звуки они выучивают с большим трудом, если выучивают вообще. Люди же успешно имитируют новые звуки из своего окружения. Кроме нас, это могут морские млекопитающие – дельфины, киты, тюлени, а также летучие мыши, слоны, колибри, попугаи и певчие птицы. Некоторые из них настолько успешны в этом, что имитируют человеческую речь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|