Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Языковые проблемы у детей. Глава 8. Язык и память. Рабочая память




Языковые проблемы у детей

Бывает так, что физически и умственно нормальный ребёнок начинает говорить позже сверстников и делает в речи необычные ошибки. При этом он хорошо слышит, с органами речи тоже нет никаких проблем. Это повод заподозрить специфическое языковое нарушение (specific language impairment). Это генетическое нарушение, которое вызывают мутации в хромосомах 16q и 19q. К сожалению, на материале русского языка это нарушение недостаточно изучено.

При этом нарушении странности наблюдаются на всех уровнях языка – в звуках, сложных словах, предложениях, грамматике. Например, дети не различают слоги «ба» и «па». Не могут ответить на вопрос «Какой звук идёт за «p» в слове «spray»». Они не могут образовать множественное число и прошедшее время[100]. С трудом понимают предложение, если в нём много действующих лиц: Франка представили Гарри и Мэри или со страдательным залогом: Гарри был поцелован Салли. Они не чувствительны к маленьким служебным словам, опускают окончания, предлоги, союзы.

Дети со специфическим языковым нарушением, на первый взгляд, никаких других проблем не имеют. Но при более тщательном обследовании оказывается, что с некоторыми тестами они не справляются. Может быть, это не языковая проблема? Одни учёные считают, что это нарушение обработки языка. Другие полагают, что нарушена работа рабочей памяти, третьи видят причину в неправильной обработке информации. Накопленные данные пока не позволяют поставить точку в этом споре.

Профессор А. Фридерици, не обращая внимания на эти споры, проверила, как мозг детей с этим нарушением справляется с языком. Оказалось, что мозг детей, предрасположенных к этому нарушению, уже в младенчестве работает иначе. В 2 месяца они дольше распознают слоги с короткими и длинными гласными. В 4–5 месяцев их мозг слабее реагирует на ударение в родном языке. И чем хуже показатели в этом возрасте, тем больше проблем с языком в 4–5 лет. Реакция на неподходящее контексту слово отличается от нормальной уже в 19 месяцев.

Не только ответы мозга, но и его структуры настораживают исследователей. У детей со специфическим языковым нарушением в зоне Брока меньше серого вещества. Одна из зон в височной коре тоже меньше, чем у здоровых детей. Эти находки объясняют некоторые проблемы с языком у этих детей. Но для полного понимания необходимы дальнейшие исследования[101].

 

Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Николь Кидман, Эд Ширан – ни за что не догадаетесь, что общего у этих людей, кроме их популярности[102]. Они заикались в детстве. Каждое слово, каждое предложение давалось им с огромным трудом. Заикающиеся люди повторяют слоги па-па-па-па-па-паровоз или растягивают звуки м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик, делают длинные паузы между звуками м… ячик, авт… обус. Эта проблема возникает у более чем 5 % детей в возрасте 2–5 лет, иногда в переходном возрасте. Мальчики заикаются в 4 раза чаще, чем девочки. Среди взрослых заикается 1 %. Заикание отрицательно влияет на качество жизни, мешает полноценно общаться, учиться, заниматься любимыми делами. Многие люди даже считают, что у заик проблемы с интеллектом. Это не так.

Основная причина заикания – несбалансированная активность между полушариями мозга. Но что конкретно происходит в мозге заикающихся людей, выяснили исследователи из Института когнитивных и мозговых наук человека им. Макса Планка в Лейпциге и Университетского медицинского центра Геттингена, Германия. Почему у них правое полушарие гиперактивно, а левое – наоборот. Оказалось, что один нервный путь в правом полушарии мешает работать языковым зонам левого. Он тормозит работу зон, которые планируют артикуляцию и отправляют команды органам речи. И чем сильнее этот путь развит, тем сильнее человек заикается[103].

У 80 % детей заикание проходит само. Если же этого не происходит в первый год, ребёнку необходима помощь логопеда. Но если заикание сильно беспокоит ребёнка или у него есть родственники, которые заикаются, тогда лечение нужно начинать немедленно.

Чтобы избавиться от заикания, Элвис Пресли начал петь. Мэрилин Монро по совету логопеда старалась говорить томным голосом, который потом стал её визитной карточкой. Брюсу Уиллису помогла игра в театре. А Эд Ширан разучивал рэп Эминема.

Глава 8. Язык и память

Рабочая память

Чтобы понимать друг друга, мы должны помнить огромное количество слов. Помнить, какие последовательности звуков с какими предметами и действиями связаны. Кроме того, звуки по своей природе недолговечны. Исчезают, как только их произнесли. Поэтому их сразу же нужно обработать. Над этими задачами работают сообща несколько видов памяти.

Дослушав до конца предложение «Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я», мы рискуем забыть, что было вначале. Чтобы этого не происходило, рабочая память[104] помогает нам удерживать в уме информацию, пока она нам нужна, и манипулировать ею. Как она работает, в 1974 году подробно описали психологи Алан Беддели (A. Baddeley) и Грэхэм Хитч (G. Hitch).

Модель состоит из центрального управляющего элемента, который контролирует внимание, и двух временных хранилищ – вербального (словесного) и визуального. Вербальное хранилище они назвали фонологической петлёй. Первоначально их модель состояла из этих трёх элементов, но спустя 25 лет исследователи добавили эпизодический буфер. Он связывает все три компонента между собой и с долговременной памятью.

 

 

Рис. 31 Модель рабочей памяти А. Беддели. (Автор: Автор Mirek2 (собственная работа) [CC0], undefined – http: //commons. wikimedia. org/wiki/File%3AWorking-memory-en. svg, CC SA 1. 0, https: //commons. wikimedia. org/w/index. php? curid=24210482)

 

Представьте себе, что вам продиктовали номер телефона, а блокнот и ручка лежат на столе в соседней комнате. Возможно, что пока вы до них доберётесь, номер улетучится из памяти. Что вы сделаете? Начнёте проговаривать цифры про себя, чтобы успешно донести их до блокнота. Услышанные слова сначала попадут в вербальное хранилище и оставят там свой звуковой след на 2 секунды, потом он сотрётся. Проговаривание их спасёт от забвения. Объём рабочей памяти – всего 7 единиц. Поэтому если вдруг в этот момент вы произнесёте какое-нибудь слово, номер тут же исчезнет из памяти.

Похожие по звучанию слова труднее запомнить. Например, последовательность man, cat, map, cab, can люди правильно вспоминают только в 20 % случаев, a pit, day, cow, sup, pen – в 80. Похожие слова система просто путает. Длинные слова запоминаются хуже, потому что они дольше произносятся и просто не укладываются в лимит 2 секунды. Смысл слов тоже имеет значение. Если большой набор слов сгруппировать по смыслу, то запомнить их будет намного легче, чем несвязные слова.

Говорят, что немецкие мужчины всегда дослушивают своих женщин до конца. Неужели они такие чуткие и внимательные? Нет, всё дело в рабочей памяти. Порядок слов в немецком языке такой, что вся важная информация – глаголы и отрицания – стоят в конце предложения. Поэтому, чтобы понять его смысл, нужно как минимум дослушать до конца и не забыть, что было вначале.

На качество рабочей памяти влияет структура родного языка. Это установили исследователи из Университета Сан-Диего, США. Они проверили память носителей восьми языков Африки, Азии и Европы. В половине языков – ндонга, кхмерский, тайский и итальянский – предложения начинаются с предмета и подробно описывают его: «человек, который сидел на автобусной остановке». Другая половина языков – сидамама, кхэхэ, корейский и японский – начинает предложение с описания и лишь в конце называет предмет: «кто сидел на остановке, человек». Оказалось, что носители первой группы языков лучше запоминали начало предложений, а носители второй группы – его конец[105].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...