Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благодарности. Об авторе




Благодарности

Эта книга появилась на свет благодаря поддержке и помощи многих людей. Огромную благодарность выражаю доктору биологических наук, профессору Ольге Геннадьевне Литовченко за идею написать книгу о языке и мозге, за моральную поддержку и веру в меня.

Я безгранично благодарна международной программе для журналистов European Journalism-Fellowship и фонду Генриха Бёлля за финансовую поддержку моего проекта „Язык в мозге“, который стал основой этой книги. Не думая о том, где и как заработать денег, как совместить работу и написание книги, жила я целый год в Берлине, училась в университете, собирала материал для книги.

Хочу выразить благодарность профессору Александру Гёрке (Alexander Gö rke) руководителю программы European Journalism-Fellowship и госпоже Мехтхильд Петратис (Mechthild Petratis) за возможность принять участие в программе, за советы и помощь в работе над проектом. Большое спасибо говорю коллегам – писателям и журналистам, которые принимали участие в программе. Общение с вами вдохновляло меня весь год. Я многому у вас научилась, друзья!

Хочу поблагодарить своего сурового, но справедливого бета-ридера Анастасию Петрову. Спасибо всем моим студентам, которые меня вдохновляли.

И конечно же, большое спасибо моей семье.

Об авторе

Воробей Инна Александровна – кандидат филологических наук, доцент, научный журналист – фрилансер.

В 2017–2018 гг. получила международный грант от программы European Journalism-Fellowship и фонда Генриха Бёлля на работу над журналистко-научным проектом «Язык в мозге»


[1]Kemmerer D. (2014). Cognitive Neuroscience of Language. Cognitive Neuroscience of Language. Psychology Press. https: //doi. org/10. 4324/9781315764061 P. 3.

[2]Eckold M. (2016). Eine kurze Geschichte von Gehirn und Geist. Woher wir wissen, wie wir fü hlen und denken. Pantheon Verlag. 256 S. – S. 123–124.

[3]Eckoldt M. (2016). Eine kurze Geschichte von Gehirn und Geist. Woher wir wissen, wie wir fü hlen und denken. Pantheon Verlag. 256 S. – S. 136–139.

[4]https: //www. spektrum. de/magazin/das-zweiwegemodell/1122964

[5]https: //naked-science. ru/article/top/10-fastest-supercomputers

[6]https: //nplus1. ru/material/2018/04/03/govorun-PC

[7]По имени автора теста Джун Вада.

[8]Bear M. F., Connors B. W., Paradiso M. A. (2009). Neurowissenschaften: ein grundlegendes Lehrbuch fü r Biologie, Medizin und Psychologie. Heidelberg: Spektrum Akad. Verl., 980 S. – S. 700.

[9]Нейромедиаторы – химические вещества одной из трёх химических групп – аминокислоты, моноамины и пептиды. Аминокислоты и монамины – маленькие органические молекулы, они хранятся в синаптических пузырьках – везикулах. Пептиды – большие молекулы, они хранятся в секреторных пузырьках. Они часто встречаются в одних и тех же аксонах. При разных условиях освобождаются разные медиаторы. Разные нейроны в мозге выделяют разные трансмиттеры. Глутаминовая кислота – возбуждающий медиатор, гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) – тормозный медиатор, и глицин – в спинном мозге тормозит, в головном – возбуждает сигналы.

[10]Bear M. F., Connors B. W., Paradiso M. A. (2009). Neurowissenschaften: ein grundlegendes Lehrbuch fü r Biologie, Medizin und Psychologie. Heidelberg: Spektrum Akad. Verl. 980 S. – S. 107–110.

[11]Azevedo F. A. C., Carvalho L. R. B., Grinberg L. T., Farfel J. M., Ferretti R. E. L., Leite R. E. P… Herculano-Houzel S. (2009). Equal numbers of neuronal and nonneuronal cells make the human brain an isometrically scaled-up primate brain. Journal of Comparative Neurology, 513(5), 532–541. https: //doi. org/10. 1002/cne. 21974

[12]Pulvermü ler F. (2018). Neural reuse of action perception circuits for language, concepts and communication. Progress in Neurobiology. Elsevier Ltd. https: //doi. org/10. 1016/j. pneurobio. 2017. 07. 001

[13]https: //loop. frontiersin. org/people/931/bio

[14]Quian Quiroga R. & Kreiman G. (2010). Postscript: About Grandmother Cells and Jennifer Aniston Neurons. Psychological Review, 117(1), 297–299. https: //doi. org/10. 1037/0033-295X. 117. 1. 297

[15]The World Atlas of Language Structure Online. https: //wals. info/chapter/2

[16]The World Atlas of Language Structure Online. https: //wals. info/chapter/1

[17]https: //en. wikipedia. org/wiki/David_Poeppel

[18]https: //www. mpg. de/8299802/empirische_aesthetik_poeppel

[19]https: //youtu. be/-1su5DWUYXo

[20]Feng C., Yue Y. & Zhang Q. (2019). Syllables are Retrieved before Segments in the Spoken Production of Mandarin Chinese: An ERP Study. Scientific Reports, 9(1). https: //doi. org/10. 1038/s41598-019-48033-3

[21]Pulvermü ller F. & Fadiga L. (2015). Brain Language Mechanisms Built on Action and Perception. In Neurobiology of Language (pp. 311–324). Elsevier Inc. https: //doi. org/10. 1016/B978-0-12-407794-2. 00026-2

[22]Hernandez A. E. (2015). Bilingual Development and Age of Acquisition. In Neurobiology of Language (pp. 407–418). Elsevier Inc. https: //doi. org/10. 1016/B978-0-12-407794-2. 00034-1

[23]Pulvermü ller F. (2003). The neuroscience of language: On brain circuits of words and serial order. Science News, 165(19), 291. https: //doi. org/10. 2307/4015149

[24]Pulvermü ller F. (2013, September). How neurons make meaning: Brain mechanisms for embodied and abstract-symbolic semantics. Trends in Cognitive Sciences. https: //doi. org/10. 1016/j. tics. 2013. 06. 004

[25]Личная беседа, март 2018.

[26]https: //www. hanser-literaturverlage. de/autor/gregory-hickok/

[27]Hickok G. & Poeppel D. (2007, May). The cortical organization of speech processing. Nature Reviews Neuroscience. https: //doi. org/10. 1038/nrn2113

[28]https: //en. wikipedia. org/wiki/Angela_D. _Friederici

[29]Friederici A. D. & Chomsky N. (2017). Language in our brain: The origins of a uniquely human capacity. Language in Our Brain: The Origins of a Uniquely Human Capacity (pp. 1¨ C284). The MIT Press.

[30]Mä ß B., Friederici A. D., Damian M., Meyer A. S. & Levelt W. J. M. (2002). Semantic category interference in overt picture naming: Sharpening current density localization by PCA. Journal of Cognitive Neuroscience, 14(3), 455–462. https: //doi. org/10. 1162/089892902317361967

[31]Friederici A. D. & Chomsky N. (2017). Language in our brain: The origins of a uniquely human capacity. Language in Our Brain: The Origins of a Uniquely Human Capacity (pp. 1-284). The MIT Press.

[32]Kemmerer D. (2014). Cognitive Neuroscience of Language. Cognitive Neuroscience of Language. Psychology Press. https: //doi. org/10. 4324/9781315764061

[33]Garrett, Merrill F. Spech errors, Psycholgy of Elsevier Ltd, 2015 International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Pp. 229–234.

[34]Fromkin V., Krashen S., Curtiss S., Rigler D. & Rigler M. (1974). The development of language in genie: a case of language acquisition beyond the «critical period». Brain and Language, 1(1), 81—107. https: //doi. org/10. 1016/0093-934X(74)90027-3

[35]Mollica F. & Piantadosi S. T. (2019). Humans store about 1. 5 megabytes of information during language acquisition. Royal Society Open Science, 6(3). https: //doi. org/10. 1098/rsos. 181393

[36]Kuhl P. K. (2004). Early language acquisition: cracking the speech code. Nature Reviews Neuroscience, 5(11), 831–843. doi: 10. 1038/nrn1533

[37]Beauchemin M., Gonzalez-Frankenberger B., Tremblay J., Vannasing P., Martinez-Montes E., Belin P., …Lassonde M. (2010). Mother and Stranger: An Electrophysiological Study of Voice Processing in Newborns. Cerebral Cortex, 21(8), 1705–1711. doi: 10. 1093/cercor/bhq242

[38]Mampe B., Friederici A. D., Christophe A. & Wermke K. (2009). Newborns’ Cry Melody Is Shaped by Their Native Language. Current Biology, 19(23), 1994–1997. doi: 10. 1016/j. cub. 2009. 09. 064

[39]Bruderer, A. G., Kyle Danielson, D., Kandhadai, P., & Werker, J. F. (2015). Sensorimotor influences on speech perception in infancy. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 112(44), 13531—13536. https: //doi. org/10. 1073/pnas. 1508631112

[40]Friederici, A. D., Friedrich, M., & Christophe, A. (2007). Brain Responses in 4-Month-Old Infant Are Already Language Specific. Current Biology, 17(14), 1208–1211. https: //doi. org/10. 1016/j. cub. 2007. 06. 011

[41]Jusczyk P. W., Houston D. M. & Newsome M. (1999). The Beginnings of Word Segmentation in English-Learning Infants. Cognitive Psychology, 39(3–4), 159–207. https: //doi. org/10. 1006/cogp. 1999. 0716

[42]Kuhl, P. K. (2004, November). Early language acquisition: Cracking the speech code. Nature Reviews Neuroscience. https: //doi. org/10. 1038/nrn1533

[43]Piazza, E. A., Iordan, M. C., & Lew-Williams, C. (2017). Mothers Consistently Alter Their Unique Vocal Fingerprints When Communicating with Infants. Current Biology, 27(20), 3162–3167. e3. https: //doi. org/10. 1016/j. cub. 2017. 08. 074

[44]Jakobson R. (1962) Why 'mama' and 'papa'? // Jakobson, R. Selected Writings, Vol. I: Phonological Studies, Pp. 538–545. The Hague: Mouton.

[45]Friederici A. D. & Chomsky N. (2017). Language in our brain: The origins of a uniquely human capacity. Language in Our Brain: The Origins of a Uniquely Human Capacity (pp. 1—284). The MIT Press.

[46]Pace A., Luo R., Hirsh-Pasek K. & Golinkoff R. M. (2017). Identifying Pathways Between Socioeconomic Status and Language Development. Annual Review of Linguistics, 3(1), 285–308. https: //doi. org/10. 1146/annurev-linguistics-011516-034226

[47]McGillion, M., Pine, J. M., Herbert, J. S., & Matthews, D. (2017). A randomised controlled trial to test the effect of promoting caregiver contingent talk on language development in infants from diverse socioeconomic status backgrounds. Journal of Child Psychology and Psychiatry and Allied Disciplines, 58(10), 1122–1131. https: //doi. org/10. 1111/jcpp. 12725

[48]Romeo R. R., Leonard J. A., Robinson S. T., West M. R., Mackey A. P., Rowe M. L. & Gabrieli J. D. E. (2018). Beyond the 30-Million-Word Gap: Children’s Conversational Exposure Is Associated With Language-Related Brain Function. Psychological Science, 29(5), 700–710. https: //doi. org/10. 1177/0956797617742725

[49]https: //kathyhirshpasek. com/language/

[50]На вопросы центра ответили по телефону 1600 человек из разных регионов России.

[51]https: //wciom. ru/index. php? id=236& uid=9924

[52]https: //wciom. ru/index. php? id=236& uid=672

[53]К сожалению, в опросе 2014 года такой вопрос не задавали. Поэтому мы не узнаем, изменилось ли число людей, владеющих свободно иностранными языками.

[54]Murakami H. Vom Beruf Schriftsteller. Btb-Verlag, 2018. S. 152–153 (Перевод с немецкого мой. – И. В. ).

[55]https: //wciom. ru/index. php? id=236& uid=9924

[56]https: //www. humboldt-professur. de/en/preistraeger/preistraeger-2011/clahsen-harald

[57]https: //www. francoisgrosjean. ch/myths_en. html

[58]Hernandez A. E. (2015). Bilingual Development and Age of Acquisition. In Neurobiology of Language (pp. 407–418). Elsevier Inc. https: //doi. org/10. 1016/B978-0-12-407794-2. 00034-1

[59]Stein M., Federspiel A., Koenig T., Wirth M., Lehmann C., Wiest R., … Dierks T. (2009). Reduced frontal activation with increasing 2nd language proficiency. Neuropsychologia, 47(13), 2712–2720. https: //doi. org/10. 1016/j. neuropsychologia. 2009. 05. 023

[60]Renner F., Kersbergen I., Field M. & Werthmann J. (2018). Dutch courage? Effects of acute alcohol consumption on self-ratings and observer ratings of foreign language skills. Journal of Psychopharmacology, 32(1), 116–122. https: //doi. org/10. 1177/0269881117735687

[61]Guiora A. Z., Acton W. R., Erard R. & Strickland F. W. (1980). The effects of benzodiazepine (valium) on permeability of language ego boundaries. Language Learning, 30(2), 351–361. https: //doi. org/10. 1111/j. 1467–1770. 1980. tb00323. x

[62]Beschin N., de Bruin A. & Della Sala S. (2016, August 1). Compulsive foreign language syndrome: A clinical observation not a mystery. Cortex. Masson SpA. https: //doi. org/10. 1016/j. cortex. 2016. 04. 020

[63]Моисеенко А. Наташа Бекетова говорит на 120 языках // Комсомольская правда. 2003. 24 марта. https: //www. ugra. kp. ru/daily/23021/3332/

[64]Klein D., Mok K., Chen J. K. & Watkins K. E. (2014). Age of language learning shapes brain structure: A cortical thickness study of bilingual and monolingual individuals. Brain and Language, 131, 20–24. https: //doi. org/10. 1016/j. bandl. 2013. 05. 014

[65]Må rtensson J., Eriksson J., Bodammer N. C., Lindgren M., Johansson M., Nyberg L. & Lö vdé n M. (2012). Growth of language-related brain areas after foreign language learning. NeuroImage, 63(1), 240–244. https: //doi. org/10. 1016/j. neuroimage. 2012. 06. 043

[66]Pliatsikas C., Johnstone T. & Marinis T. (2014). Grey matter volume in the cerebellum is related to the processing of grammatical rules in a second language: A structural voxel-based morphometry study. Cerebellum, 13(1), 55–63. https: //doi. org/10. 1007/s12311-013-0515-6

[67]Pliatsikas C., DeLuca V., Moschopoulou E. & Saddy J. D. (2017). Immersive bilingualism reshapes the core of the brain. Brain Structure and Function, 222(4), 1785–1795. https: //doi. org/10. 1007/s00429-016-1307-9

[68]Schlegel A. A., Rudelson J. J. & Tse P. U. (2012). White matter structure changes as adults learn a second language. Journal of Cognitive Neuroscience, 24(8), 1664–1670. https: //doi. org/10. 1162/jocn_a_00240

[69]В англоязычной научной литературе это явление называют «TOT-phenomenon» или «ТОТ-state», от английского выражения «tip-of-the-tongue».

[70]Maril A., Simons J. S., Weaver J. J. & Schacter D. L. (2005). Graded recall success: An event-related fMRI comparison of tip of the tongue and feeling of knowing. NeuroImage, 24(4), 1130–1138. https: //doi. org/10. 1016/j. neuroimage. 2004. 10. 024

[71]Schwartz B. L. & Metcalfe J. (2011). Tip-of-the-tongue (TOT) states: Retrieval, behavior, and experience. Memory and Cognition, 39(5), 737–749. https: //doi. org/10. 3758/s13421-010-0066-8

[72]Babcock L. & Vallesi A. (2017). Are simultaneous interpreters expert bilinguals, unique bilinguals, or both? Bilingualism, 20(2), 403–417. https: //doi. org/10. 1017/S1366728915000735

[73]Интервью – февраль, 2018 год.

[74]Там же.

[75]Hernandez A. (2013). The Bilingual Brain. Oxford University Press.

[76]Мультилингвы выучивают свои языки в раннем детстве.

[77]Эрард М. Феномен полиглотов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.

[78]https: //ru. wikipedia. org/wiki/Мельников, _Вилли

[79]Никуличева Д. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов. Флинта, 2009.

[80]Лингвогобелены Вилли Мельникова можно посмотреть здесь: -art. ru/gallery/lingvogobelen/index. html

[81]Эрард М. Феномен полиглотов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.

[82]https: //www. kommersant. ru/doc/1852256

[83]Никуличева Д. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов. Флинта, 2009. С. 135.

[84]https: //www. newyorker. com/culture/personal-history/emilia-clarke-a-battle-for-my-life-brain-aneurysm-surgery-game-of-thrones

[85]https: //www. ted. com/talks/jill_bolte_taylor_my_stroke_of_insight

[86]https: //www. youtube. com/watch? v=9Q62kvUp8qI& t=30s

[87]www. hackneygazette. co. uk/news/health/strangers-assumed-mum-was-drunk-1-4346219

[88]В России и на Западе используют разные подходы к классификации афазий. На Западе опираются на модель Лихтгейма – Вернике, доработанную Норманом Гешвиндом. В России распространена классификация нейропсихолога А. Р. Лурии. Так как основная масса нейроисследований языковых нарушений проводится зарубежными учёными, я сосредоточусь на западной классификации.

[89]Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. Изд-во Московского университета, 1975. – С. 78.

[90]Teive H. A. G., Munhoz R. P. & Caramelli P. (2011). Historical aphasia cases: «Tan-tan», «Vot-vot», and «Cré nom! » Arquivos de Neuro-Psiquiatria, 69(3), 555–558. https: //doi. org/10. 1590/s0004-282x2011000400027

[91]По А. Р. Лурия сенсорная, акустико-мнестическая.

[92]https: //postnauka. ru/faq/76344

[93]Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. Изд-во Московского университета, 1975. – С. 136.

[94]Fridriksson J., Yourganov G., Bonilha L., Basilakos A., Den Ouden D. B. & Rorden C. (2016). Revealing the dual streams of speech processing. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 113(52), 15108—15113. https: //doi. org/10. 1073/pnas. 1614038114

[95]Fridriksson J., Den Ouden D. B., Hillis A. E., Hickok G., Rorden C., Basilakos A., Bonilha L. (2018). Anatomy of aphasia revisited. Brain, 141(3), 848–862. https: //doi. org/10. 1093/brain/awx363

[96]Этот и другие примеры афазии при многоязычии взяты из Hernandez A. (2013). The Bilingual Brain.

[97]Patterson K., Nestor P. J. & Rogers T. T. (2007). Where do you know what you know? The representation of semantic knowledge in the human brain. Nature Reviews Neuroscience, 8(12), 976–987. doi: 10. 1038/nrn2277

[98]Ullman, M. T. (2001). A neurocognitive perspective on language: The declarative/procedural model. Nature Reviews Neuroscience, 2(10), 717–726. https: //doi. org/10. 1038/35094573

[99]Интервью с О. Драгой опубликовано в сургутской газете «Новый город», сентябрь 2016 года.

[100]В первом случае в английском языке нужно добавить к слову окончание s, а во втором – ed.

[101]Friederici, A. D. (2006, December 21). The Neural Basis of Language Development and Its Impairment. Neuron. https: //doi. org/10. 1016/j. neuron. 2006. 12. 002

[102]https: //www. businessinsider. com/stuttering-celebrities-famous-people-2019-11

[103]https: //www. cbs. mpg. de/Stottern-im-Gehirn

[104]Учёные различают рабочую память и кратковременную. Кратковременная память поддерживает небольшие объёмы информации в активном состоянии. То, что это два разных хранилища информации, доказывают случаи пациентов с антероградной амнезией – неспособностью запоминать новые факты и эпизоды из жизни. Однако они ненадолго – до 30 секунд – сохраняют небольшое количество информации.

[105]Amici F., Sá nchez-Amaro A., Sebastiá n-Enesco C., Cacchione T., Allritz M., Salazar-Bonet J. & Rossano F. (2019). The word order of languages predicts native speakers’ working memory. Scientific Reports, 9(1). https: //doi. org/10. 1038/s41598-018-37654-9

[106]https: //www. spektrum. de/news/ein-fast-perfektes-gedaechtnis/1188923

[107]Hagoort P. (2013). MUC (memory, unification, control) and beyond. Frontiers in Psychology, 4(JUL). https: //doi. org/10. 3389/fpsyg. 2013. 00416

[108]Ullman, M. T. (2001). A neurocognitive perspective on language: The declarative/procedural model. Nature Reviews Neuroscience, 2(10), 717–726. https: //doi. org/10. 1038/35094573

[109]Психологи, которые считали, что поведение складывается из рефлексов и реакции на стимулы из внешней среды.

[110]Цит. по Harley T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p. – P. 90.

[111]Harley T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p. – P. 90.

[112]Lecours A. & Joanette Y. (1980). Linguistic and other psychological aspects of paroxysmal aphasia. Brain and Language, 10(1), 1—23. https: //doi. org/10. 1016/0093-934X(80)90034-6

[113]Fedorenko E. & Varley R. (2016). Language and thought are not the same thing: Evidence from neuroimaging and neurological patients. Annals of the New York Academy of Sciences, 1369(1), 132–153. https: //doi. org/10. 1111/nyas. 13046

[114]Harley T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p. – P. 101.

[115]Boroditsky L. (2001). Does Language Shape Thought?: Mandarin and English Speakers’ Conceptions of Time. Cognitive Psychology, 43(1), 1—22. https: //doi. org/10. 1006/cogp. 2001. 0748

[116]Boroditsky L. (2012). How the Languages We Speak Shape the Ways We Think: The FAQs. The Cambridge Handbook of Psycholinguistics. Cambridge, England: Cambridge UP, 2012. Pp. 615–632.

[117]Harley T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p.

[118]Winawer J., Witthoft N., Frank M. C., Wu L., Wade A. R. & Boroditsky L. (2007). Russian blues reveal effects of language on color discrimination. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 104(19), 7780–7785. https: //doi. org/10. 1073/pnas. 0701644104

[119]Boroditsky L., Schmidt L. & Phillips W. (2003). Sex, Syntax, and Semantics. In Gentner, D. & Goldin-Meadow, G. (Eds. ) Language in Mind: Advances in the study of Language and Cognition (pp. 61–80). Cambridge: MIT Press.

[120]Segel E. & Boroditsky L. (2011). Grammar in art. Frontiers in Psychology, 1(JAN). https: //doi. org/10. 3389/fpsyg. 2010. 00244

[121]Boroditsky L., Ham W. & Ramscar M. (2019). What is universal in event perception? Comparing English & Indonesian speakers. In Proceedings of the Twenty-Fourth Annual Conference of the Cognitive Science Society (pp. 136–141). Routledge. https: //doi. org/10. 4324/9781315782379-61

[122]Hauser, M. D. (2002). The Faculty of Language: What Is It, Who Has It, and How Did It Evolve? Science, 298(5598), 1569–1579. doi: 10. 1126/science. 298. 5598. 1569

[123]Kuhl, P. K., & Miller, J. D. (1975). Speech perception by the chinchilla: Voiced-voiceless distinction in alveolar plosive consonants. Science, 190(4209), 69–72. https: //doi. org/10. 1126/science. 1166301

[124]Kuhl, P. K. (1981). Discrimination of speech by nonhuman animals: Basic auditory sensitivities conducive to the perception of speech-sound categories. Journal of the Acoustical Society of America, 70(2), 340–349. https: //doi. org/10. 1121/1. 386782

[125]Harley, T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p. – P. 39–40.

[126]Tecumseh Fitch, W. (2000). The Phonetic Potential of Nonhuman Vocal Tracts: Comparative Cineradiographic Observations of Vocalizing Animals. Phonetica, 57(2–4), 205–218. doi: 10. 1159/000028474

[127]https: //homepage. univie. ac. at/tecumseh. fitch/hoover-a-talking-seal. html

[128]https: //en. wikipedia. org/wiki/Hoover_(seal)

[129]https: //royalsocietypublishing. org/doi/10. 1098/rspb. 2017. 2171

[130]https: //www. youtube. com/watch? v=p9XmBkDLysM

[131]https: //www. theguardian. com/science/video/2012/nov/01/koshik-elephant-talks-korean-video

[132]Harley, T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p. – P. 40–42.

[133]Fitch, W. T. (2017, February 1). Empirical approaches to the study of language evolution. Psychonomic Bulletin and Review. Springer New York LLC. https: //doi. org/10. 3758/s13423-017-1236-5

[134]Harley, T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p. – P. 38.

[135]https: //trv-science. ru/2016/12/20/chetveronogie-slushateli/

[136]Harley, T. A. Talking the Talk: Language, Psychology and Science. London: Taylor & Francis Group, 2017. 314 p. – P. 44–45.

[137]Berwick, R. C., Friederici, A. D., Chomsky, N., & Bolhuis, J. J. (2013). Evolution, brain, and the nature of language. Trends in Cognitive Sciences. Elsevier Ltd. https: //doi. org/10. 1016/j. tics. 2012. 12. 002

[138]Fitch, W. T. (2004). Computational Constraints on Syntactic Processing in a Nonhuman Primate. Science, 303(5656), 377–380. doi: 10. 1126/science. 1089401

[139]Friederici, A. D. (2004). Processing local transitions versus long-distance syntactic hierarchies. Trends in Cognitive Sciences, 8(6), 245–247. doi: 10. 1016/j. tics. 2004. 04. 013

[140]Friederici, A. D., & Chomsky, N. (2017). Language in our brain: The origins of a uniquely human capacity. Language in Our Brain: The Origins of a Uniquely Human Capacity (pp. 1-284). The MIT Press.

[141]Chomsky, N. (2010). Some simple evo devo theses: How true might they be for language? In The Evolution of Human Language: Biolinguistic Perspectives (pp. 45–62). Cambridge University Press. https: //doi. org/10. 1017/CBO9780511817755. 003

[142]de Boer, B., Thompson, B., Ravignani, A., & Boeckx, C. (2020). Evolutionary Dynamics Do Not Motivate a Single-Mutant Theory of Human Language. Scientific Reports, 10(1). https: //doi. org/10. 1038/s41598-019-57235-8

[143]Schreiweis, C., Bornschein, U., Burguiè re, E., Kerimoglu, C., Schreiter, S., Dannemann, M., … Graybiel, A. M. (2014). Humanized Foxp2 accelerates learning by enhancing transitions from declarative to procedural performance. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 111(39), 14253—14258. https: //doi. org/10. 1073/pnas. 1414542111

[144]Fisher, S. E. (2015). A Molecular Genetic Perspective on Speech and Language. In Neurobiology of Language (pp. 13–24). Elsevier Inc. https: //doi. org/10. 1016/B978-0-12-407794-2. 00002-X

[145]Tallerman, M., & Gibson, K. R. (2012). Introduction to Pat III: The prehistory of language: When and why did language evolve. In M. Tallerman & K. R. Gibson (Eds. ), The Oxford Handbook of Language Evolution (pp. 239–249). Oxford: Oxford University Press. DOI: 10. 1093/oxfordhb/9780199541119. 013. 0023

[146]Dunbar, R. I. M. (2017). Group size, vocal grooming and the origins of language. Psychonomic Bulletin and Review, 24(1), 209–212. https: //doi. org/10. 3758/s13423-016-1122-6

[147]Corballis, M. C. (2010). Did language evolve before speech? In The Evolution of Human Language: Biolinguistic Perspectives (pp. 115–123). Cambridge University Press. https: //doi. org/10. 1017/CBO9780511817755. 008

[148]https: //www. ted. com/talks/michael_corballis_the_origins_and_evolution_of_language

[149]Corballis, M. C. (2010). Did language evolve before speech? In The Evolution of Human Language: Biolinguistic Perspectives (pp. 115–123). Cambridge University Press. https: //doi. org/10. 1017/CBO9780511817755. 008

[150]https: //www. dasgehirn. info/denken/im-kopf-der-anderen/spieglein-spieglein-im-gehirn

[151]Hickok, G. (2010). The role of mirror neurons in speech perception and action word semantics. Language and Cognitive Processes, 25(6), 749–776. https: //doi. org/10. 1080/01690961003595572

[152]Fitch, W. T. (2017). Empirical approaches to the study of language evolution. Psychonomic Bulletin and Review. Springer New York LLC. https: //doi. org/10. 3758/s13423-017-1236-5

[153]AnBn – последовательности типа ААА ВВВ

[154]Fitch, W. T. (2018). What animals can teach us about human language: the phonological continuity hypothesis. Current Opinion in Behavioral Sciences, 21, 68–75. doi:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...