Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 6. Какие рычаги я могу использовать в отношении человека, который взял у меня деньги в долг или должен вернуть деньги за проданный в долг товар, но не возвращает их.




Вопрос 3. Юсуф хочет открыть совместное предприятие вместе с Абдуллой и вложить 1000 000 рублей, в то время как у Абдуллы в качестве вложения есть только автомобиль, который планируется использовать для работы там же. Как мы должны делить полученную прибыль, если примерная стоимость автомобиля равна 600 000 рублей?

Согласно мнению двух мазхабов (Абу Ханифы и Имама Ахмада) обязательным условием для создания совместного бизнеса является денежный вклад всех сторон сделки мушарака (совместного предприятия), а Имам Ашшафии считает допустимость вложений в натуральной форме, только если у обеих сторон товар имеет неразличимые характеристики (например, с обеих сторон вкладывают пшеницу, кукурузу, муку одного сорта, финики и т. д. ) Только Имам Малик разрешал вложение в натуральной форме с условием, что актив будет иметь денежный эквивалент и оценен сторонами по согласованной стоимости. Соответственно, следуя мнению Имама Малика можно оценить вклад Абдуллы в совместное предприятие в размере 600 000 с согласия Юсуфа. После этого их доли в общем предприятии будут определяться по формуле:

 

Вклад Юсуфа в % = 1000000 / (600000+1000000) * 100% = 62, 5%

Вклад Абдуллы в % = 600000 / (600000+100000) * 100% = 37, 5%

 

При этом следует отметить, что Юсуф и Абдулла могут договориться делить прибыль в пропорциях, отличающихся от указанных выше, в случае (например, 50% Юсуф на 50% Абдулла), если например Абдулла будет выполнять больший объем работ, чем Юсуф, но убытки, тем не менее, распределяются согласно пропорциям вложенного капитала в предприятие, согласно мнению всех имамов мазхаба. Следует отметить, что мазхаб Имама Ашшафии допускает лишь пропорциональное вложениям распределение прибыли.

 

Вопрос 4. Абдулла хочет открыть с Юсуфом совместную компанию (Мушарака), и они договариваются, что работу выполняет Абдулла, а вкладывает деньги Юсуф. Можно ли заключать подобную сделку по нормам Ислама?

Согласно нормам Ислама, если Абдулла осуществляет работу, но без вклада в денежной форме, то они не могут создать совместную компанию (Мушарака), доля в которой будет распределена между ними. Найм работника относится в фикхе к разделу аренды, действительность условий которой требуют определения фиксированной платы за выполненную работу в момент заключения сделки, поэтому отсутствие четкого понимания размера оплаты труда делает сделку сомнительной и, соответственно, недействительной.

Если Абдулла вложит налично хотя бы малую часть от общего капитала, необходимого для создания компании, то они могут договориться о распределении прибыли, отличающейся от пропорций вложений на том основании, что Абдулла выполняет основную работу в отличие от Юсуфа, который является пассивным вкладчиком. Следует отметить, что в случае убытков они распределяются в соответствии с вложенным капиталом, а не согласно договоренностям о распределении прибыли. Для понимания алгоритма распределения прибыли и убытков, есть универсальное правило, которое гласит: «Прибыль может распределяться по договоренности, но убытки всегда распределяются пропорционально доле вложенного в общее предприятие капитала».

 

 

Вопрос 5. Абдулла хочет дать деньги Юсуфу с условием, что тот вернет ему деньги и какую-то сумму даст от себя добровольно. Абдулла не заставляет их давать, но оговаривает размер этого подарка. Дозволена ли такая сделка?

Как известно, любая польза, получаемая кредитором, предоставившим кредит второму лицу, вне зависимости от ее формы и природы, является запретной. Соответственно, запрещено, чтобы Юсуф вернул Абдулле оговоренную сумму и Абдулла ее принял. Так же запрещено, чтобы подобная польза была выражена в скидке на покупку товара со стороны Юсуфа в том, чтобы он ему согласился помочь выполнить какую-либо работу или просто выступил поручителем в другой сделке. Предоставляющий в долг может в качестве прибыли желать лишь довольство Всевышнего, так как договор займа не является относящимся к коммерческим операциям, а относится к форме благотворительности. Вместе с тем следует отметить, что если между кредитором и заемщиком не оговаривалась никакая плата за кредит, но заемщик, возвращая его, решил по своей доброй воле и без условий кредитора сделать подарок в знак благодарности, размер которого так же не был обсужден с кредитором, то он будет желателен и соответствующим сунне Пророка (мир Ему и благословение).

 

 

Вопрос 6. Какие рычаги я могу использовать в отношении человека, который взял у меня деньги в долг или должен вернуть деньги за проданный в долг товар, но не возвращает их.

Должники делятся на две категории: те, кто имеют возможность вернуть деньги, но не возвращают и те, у кого в действительности такой возможности нет. Если говорить о второй категории, то Всевышний требует от нас проявлять снисхождение и терпение в отношении них, так как никому неизвестно, в каком положении каждый из нас окажется завтра. Если же речь идет о том человеке, кто, имея имущество, не возвращает долги, то согласно Исламу, мы имеем право изъять имущество в качестве погашения. Разрешено прибегнуть к помощи медиаторов в лице имамов городов и сел, чтобы они могли разъяснить важность выплаты долга кредитору в первоочередном порядке, в том числе посредством продажи всего своего имущества за исключением самого необходимого для семьи. Так же очень важным остается вопрос юридического сопровождения всех экономических операций между мусульманами в соответствии с требованиями закона той страны, в которой эти операции осуществляются, для дальнейшей возможности потребовать свои средства через суд, если нет никакой иной возможности вернуть свое имущество. Следует так же отметить, что близкие родственники не должны отвечать по обязательствам друг друга, за исключением случаев, если заемщик имеет общее с родственником имущество, которое можно продать и за счет вырученных средств погасить долг полностью или частично, а также если он выступал поручителем по обязательствам задолжавшего родственника.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...