Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Следующий вопрос, который здесь возникает: можно ли приобретать товар в данной системе?




Следующий вопрос, который здесь возникает: можно ли приобретать товар в данной системе?

Если любой человек может прийти и купить этот товар, если он доступен для массового покупателя, никто не принуждают вступить в сомнительную организацию и цена товара будет приблизительно равняться рыночной, тогда товар можно покупать. Это будет дозволенной покупкой.

При этом кешбек, в отличие от сетевого маркетинга, будет дозволен. Это распространенное условие, когда человек владеет определенной картой и при покупке в сетевом магазине или в онлайн магазине, ему на эту карту возвращается определенная сумма.

Такое условие изначально является шарт фасид, если продавец оговаривает при покупке, что он вернет часть денег покупателю. Изначально это условие недействительно, поскольку при сделке нельзя ставить условием табарруа, щедрость или подарок (со стороны продавца или со стороны покупателя). Но если условие становится урфом – повсеместным обычаем, такая сделка будет дозволен, будет дозволен этот вид табарруа со стороны продавца, который берет на себя обязанность возвращать покупателю часть денег за покупку. Здесь нет явно запретных вещей (как риба, продажи денег на деньги).

Многие сетевые магазины предлагают такую услугу постоянным покупателям. Например, если вы будете периодически у них что-то покупать, они, со своей стороны, будут вам безвозмездно возвращать часть денег, которые вы у них потратили. Это делается для увеличения продаж, для привлечения клиентов, ну а какой в этом экономический смысл – не столь принципиально.

И хотя изначально и в сетевом маркетинге, и здесь есть шарт фасид, но разница с сетевым маркетингом состоит в том, что кэшбек – это распространенная достоверная система, а условие сетевого маркетинга – когда при покупке вы обязаны стать частью некой фирмы, не является урфом (общепринятым обычаем).

Тем более что почти все эти сетевые организации представляют собой мошеннические схемы, когда людям продаются какие-то бессмысленные вещи, а деньги человек получает за счет привлечения как можно большего количества людей в это сомнительное дело. Все это противоречит макасидам, целям шариата, поскольку суть торговли, с точки зрения шариата – это приношение пользы (для покупателя, для продавца и для общества в целом). Но продажа бессмысленных вещей, которые никому не нужны, лишь с целью привлечения как можно большего количества людей в организацию, не представляет собой никакого общественного блага.

При определении дозволенности или запретности какой-то сделки должны учитываться не только вопросы фикха, но и общие цели шариата. По всем этим причинам большинство современных ученых, в частности арабских, насколько мне известно, отрицательно относятся к сетевому маркетингу, выдают фетвы, где он запрещается. Муфтий Таки Усмани так же выдал фетву, где запрещаются подобные сделки. [62] Он считает, что это одна из разновидностей пирамиды, поэтому сетевой маркетинг не будет дозволенным.

 

 

Вопрос 13. Абдулла, у которого есть автомобиль рыночной стоимостью 400 000, должен Гаджи 300 000 рублей. Последний предлагает дать ему автомобиль в счет долга без компенсации с его стороны. Можно ли так сделать?

Если автомобиль имеет рыночную стоимость 400 000 рублей, то Гаджи имеет право взять автомобиль в качестве оплаты за долг только при условии возвращения 100 000 с его стороны. Пользоваться своим положением кредитора и нажиться на скидке из-за неспособности Абдуллы оплатить ему долг, по Исламу является запрещенным. Гаджи должен дать Абдулле определенной срок (согласно местным обычаям в предоставлении общепринятых сроков для продажи автомобиля. Например, в Махачкале каждые выходные дни работает авторынок, где можно купить и продать подержанные автомобили. Кроме того, современные сайты существенно упрощают процедуру продажи любого имущества самостоятельно). В случае, если за это время он не продаст собственность, тогда автомобиль может быть продан по рыночной стоимости комиссией из числа автомобильных специалистов, с целью недопущения ущемления обоих сторон по причине ошибок в оценке автомобиля.

 

 

Вопрос 14. В каких случаях дозволено расторгать сделку купли –продажи?

 (Из книги «Торговля и финансы в Исламе»)

 

Есть три случая, при которых стороны имеют право на расторжение торговой сделки (хияр):

1. Расторжение торговой сделки на месте её заключения («хияр аль-маджлис»). Как продавец, так и покупатель имеют право расторгнуть сделку на месте её заключения, пока они не разойдутся с этого места.

2. Расторжение сделки по условию («хияр аш-шарт»). Каждый участник сделки (продавец и покупатель или они оба) может оставить за собой право расторгнуть ее в течение трёх суток. Отсчёт этого промежутка начинается со времени заключения договора.

3. Расторжение из-за изъяна в проданном товаре («радд би-ль-‘айб»). Если в купленном товаре обнаружится изъян, который продавец скрыл или о которых не знал, то покупатель имеет право либо оставить себе купленный товар, либо вернуть его по причине обнаруженного дефекта. Например, купленная машина оказалась битой, перекрашенной и т. п.

Если в таком случае покупатель решится вернуть купленное, то он должен сделать это незамедлительно. Если он немного замешкает вернуть такой товар продавцу по уважительной причине, например, он совершал намаз, принимал пищу либо долго добирался до продавца, то в этом нет проблем. Однако если покупатель, обнаружив в товаре изъян, просто так отложит его возврат, то в таком случае он лишается права на расторжение торговой сделки.

 

 

  Вопрос 15. У Али производственное предприятие. Как он должен платить закят с него?

(Из книги «Торговля и финансы в исламе»)

Относительно выплаты закята с производства среди учёных-богословов существуют разногласия. Есть учёные, которые заявляют о необходимости его выплаты, ибо в этом заключается целесообразность и польза для бедных и нуждающихся, да и для самих выплачивающих закят, потому что выплата его очищает их имущество. Они вносят свой вклад в дело ликвидации бедности, чем занимаются многие организации современного мира. Помимо этого, они удостаиваются вознаграждения от Всевышнего Аллаха. И большинство современных учёных-правоведов выступают в пользу этой точки зрения, ведь по правилам Шариата, если имущество соответствует критериям обязательности закята – рост, увеличение – то на него налагается выплата (саадака).

Это подтверждают фетвы, изданные по результатам многих исламских конгрессов и конференций, посвящённых закяту, в том числе Второй конференции мусульманских учёных-богословов и Второй конференции исламских исследований, состоявшихся в 1965 году и конференции, созванной египетским университетом аль-Азхар в 1988 году.

Производственная деятельность ближе к торговой, чем любая другая, ибо фабрики, заводы, цеха приобретают материал (сырьё) с намерением изготовить из него товар для последующей продажи. Поэтому, по мнению учёных-богословов, в отношении производства применимы те же шариатские решения, что и в отношении предметов торговли. То есть закят с производства выплачивается так же, как и с торговли.

Например, завод покупает металл и производит из него автомобили, станки, арматуру для продажи; фабрика приобретает ткани или кожу и изготавливает из них одежду, обувь; большой цех покупает пластик или дерево и производит из них окна, двери, мебель.

Деятельность всех этих учреждений облагается закятом. Таким же образом должны выплачивать закят рестораны, большие кафе, которые приобретают продукты питания, изготавливают из них пищу и продают её; пекарни, приобретающие муку для изготовления кондитерских изделий, хлеба и прочего с последующей продажей.

Подобное решение применимо и в отношении других таких учреждений и организаций, если в конце года их имущество достигает установленного нисаба (стоимости 80 граммов чистого золота или 560 граммов серебра).

Отсчёт производственного (торгового) года для таких заведений начинается с того дня, как они приобрели материал с намерением изготовить из него продукцию для продажи. И в конце года по лунному календарю (то есть по истечении 354 дней) закят налагается на всё, что владелец производства намерен продавать.

При этом необходимо установить стоимость купленного и имеющегося в наличии материала (сырья), стоимость произведённого и готового для продажи товара, добавить к ним наличные денежные средства, полученные за проданную продукцию, и средства, которые им задолжали и на получение которых есть надежда. Из этой общей суммы необходимо выплатить в качестве закята 2, 5% в пользу установленных Шариатом категорий людей, если эта сумма достигает нисаба.

А выплатить закят с долга, на получение которого нет надежды, необходимо только при его возврате хозяину (если он достигает нисаба). Устанавливая стоимость купленного материала и готовой продукции, необходимо учесть рыночные цены на день, когда выплата закята стала обязательной (то есть, по истечении года).

Известно, что такая производственная деятельность требует физического труда и расходов. С учётом этого (для компенсации расходов) некоторые богословы говорят, что в конце года достаточно оценить лишь сырье, использованное для производства и выплатить закят с его стоимости.

Обычно в таких небольших заведениях, как кафе (или цех) в конце года не бывает приобретённого материала или готовой продукции (продукты питания и готовая пища), стоимость которой достигала бы нисаба (если есть, то необходимо выплатить закят). И в таком случае на владельцев не возлагается обязанность выплаты закята, как с производства (торговли).

Им необходимо выплатить закят с заработанных таким путём денег, которые они хранят, если сумма достигла нисаба. При этом после достижения имуществом (деньгами) нисаба должен пройти год, в течение которого оно не убавилось.

Если хозяева таких учреждений сами не покупают материал для производства, а лишь принимают заказы за оговорённую цену, и при этом материал предоставляют заказчики, то такая деятельность не называется торговой и не облагается закятом.

Устойчивое имущество таких заведений и организаций, которое не растёт (например, собственно здание фабрики, станки, оборудование), не облагается закятом, потому что это собственность (устойчивые основы), в которой производитель нуждается для производства товара. Всё это ведь было куплено не для торговли, а предназначено для использования в производственном процессе.

Если хозяин торгового (производственного) товара умер, то отсчёт торгового года прекращается и начинается заново, когда его наследники приступят к торговле. Если хозяин денег (золота, серебра, других ходовых валют) скончался, то и в данном случае отсчёт года прекращается. И со дня его кончины начинается отсчёт нового года для того из наследников, чья доля наследства достигает нисаба. Если умрёт хозяин животных, которые пасутся на пастбище, то отсчёт нового года начинается с того момента, как его наследник вознамерится пасти этих животных на пастбище.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...