Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 12. Али хочет заниматься сетевым маркетингом, дозволено ли это?




Вопрос 11. Абдулла имеет в собственности магазин автозапчастей, но ему необходимы инвестиции для покупки очередной партии товаров и Юсуф, имеющий 1000 000 рублей свободных денег, готов их предоставить. Как им заключить сделку, согласно нормам Ислама?

Они могут заключить одну из трех самых популярных сделок:

1. Мурабаха. Сделка, при которой Юсуф не хочет брать ответственность за прибыль и убытки магазина Абдуллы, а хочет только заработать, не разделяя риски за продажу. В этом случае Абдулла указывает желаемый к приобретению товар, а Юсуф его покупает в том месте, в котором указал Абдулла. После приобретения Юсуфом или его уполномоченными лицами он предлагает купить данный товар Абдуллы с указанной наценкой, за который он будет расплачиваться в течение оговоренного срока. Юсуф так же может взять в качестве обеспечения залоговое имущество Абдуллы, такое как автомобиль, здание магазина и т. д. Наценка в этом случае, как и срок сделки, определяется в момент заключения договора и вне зависимости от того, будет торговля у Абдуллы или нет, он должен, следуя графику погашения, вернуть деньги в указанный срок Юсуфу. Плюсом для Абдуллы является то, что он с одной стороны нашел деньги для покупки очередной партии и при этом остался собственником своего бизнеса, а минус в том, что он должен вернуть деньги вне зависимости от уровня своей торговли и дохода.

2. Мушарака (совместное партнерство). Сделка, при которой Юсуф выкупает, а Абдулла продает часть своего бизнеса (например, 20% за 1000 000 рублей) с обещанием, что все вырученные от продажи средства пойдут на покупку новой партии готовой продукции, предназначенной для продажи. В этом случае Абдулла и Юсуф становятся полноценными партнерами, которые в будущем должны делить все прибыли и убытки пропорционально вложенному капиталу (20% на 80%). Минусом для Абдуллы в этом случае является то, что с этого момента он не является единоличным собственником бизнеса и должен делить прибыль и убытки со своим партнером. Плюс в том, что он не должен возвращать Юсуфу какую-либо сумму, как в случае со сделкой «мурабаха», так как они являются полноправными партнерами, имеющими долю в совместном бизнесе, и никто из них не имеет друг перед другом финансовых обязательств в виде долга.

3. Мудараба (доверительное управление). Сделка, при которой Юсуф предоставляет свои денежные средства в доверительное управление на определенный срок, оговорив долю от возможной будущей прибыли. Например, Абдулла за деньги Юсуфа покупает товар и рассчитывает, что сможет заработать прибыль в 30%, а 70% будет долей инвестора-Юсуфа. В случае убытков полную ответственность несет Юсуф, за исключением тех ситуаций, когда убытки возникли по причине халатности Абдуллы (например, оставил двери открытыми, и по этой причине произошла кража). Для Абдуллы плюсом является то, что он не несет риски в случае плохой торговли, а минусом, что обычно в таких случаях доля прибыли инвестора-Юсуфа бывает высокой и, соответственно, оставшаяся часть прибыли может быть ниже, чем если бы у них был совместный бизнес или они следовали бы формату сделки Мурабаха.

 

Вопрос 12. Али хочет заниматься сетевым маркетингом, дозволено ли это?

Согласно мнению большинства исламских ученых, сетевой маркетинг запрещен. Ответ на этот вопрос может показаться длинным, поэтому для более глубокого изучения этой темы вы можете прочитать информацию в книге Мурада Алискерова «Сетевой маркетинг. Обманутые правдой», которую можете найти бесплатно на сайте Book-Lariba. ru. Ниже прилагаем статью из сайта azan. ru под авторством Абу Али Аль-Аш`ари.

Важным условием торговой сделки (байя) является отсутствие дополнительных условий, которые не предполагаются самой сделкой. Что это означает? К примеру, человек покупает машину, а продавец ставит условие, чтобы раз в неделю он давал ему пользоваться этой машиной. Это условие называется шарт фасид, поскольку изначально торговая сделка этого не предполагает. Она предполагает только тот факт, что, когда покупатель оплачивает товар, этот товар переходит в его собственность, а продавец, соответственно, получает деньги.

Если при этом ставятся условия, которые не предполагаются самой сделкой, а также они не являются каким-то повсеместно распространенным правилом (урфом) – условием, которое все однозначно принимают (при этом данное условие не запрещено шариатом, как риба, к примеру), то такая сделка не будет действительной. Ростовщические проценты тоже где-то могут стать обычаем, но такие условия не принимаются, поскольку это однозначно запрещено шариатскими текстами. Бывают условия, которые шариатские тексты в принципе не запрещают, но и повсеместным правилом они не являются – тогда данные условия нельзя будет ставить при заключении сделки, она будет называться байа фасид. Согласно ханафитскому мазхабу, такую сделку следует расторгнуть и подобные договоры заключать нельзя.

Сетевой маркетинг является примером такой сделки. В системе сетевого маркетинга продаются какие-то бесполезные некачественные вещи, которые на обычном рынке продать было бы нельзя – они не смогли бы конкурировать с другими товарами. Но суть этого явления заключается в том, что, если человек купил у них какой-то товар, он становится частью этой системы, представителем их фирмы, он должен продавать этот товар последующим потенциальным клиентам, за что будет получать определенный процент с продаж. Такая система является обычной пирамидой (как МММ и прочие подобные организации), только здесь в роли билетов или ваучеров (которые там людям выдавали), выступает определенный товар. Этим дополнительным условием все осложняется. В шариате разрешена торговля и формально здесь происходит купля – продажа. Но обычно это какой-то очень некачественный товар, реклама в разы преувеличивает его качества, он чрезмерно расхваливается, а недостатки скрываются (хотя если он такой хороший, то почему бы его не продавать на традиционным способом на рынке? ) Товар в данном случае – это просто оправдание для сетевой схемы, задача которой состоит в привлечении большего количества людей в эту организацию.

В шариате есть условие, согласно которому, если ты покупаешь товар, то становишься частью этой организации. Это байа фасид (недействительная сделка), поскольку нельзя ставить условием вступление в некую организацию при покупке какого-то товара («Я тебе продам товар, если ты вступишь в нашу фирму, станешь ее представителем»). При сделке такое условие ставить нельзя. Это первая проблема, которая имеет место в этой системе сетевого маркетинга с точки зрения именно формального фикха.

 

Вторая проблема заключается в том, что, когда человек (который покупает товар) становится представителем этой системы, ему говорят о том, что он будет получать определенный процент с каждой продажи. Но на самом деле он получает процент не с каждого покупателя, а начиная с определенного количества покупателей. К примеру, если он продаст товар не менее чем десяти людям, тогда он получит свой процент (есть определенный минимум людей, которым нужно продать товар, чтобы получить свой процент, а если их будет меньше, то торговый представитель ничего не получает). Такое условие считается гарар (неопределенностью).

В шариате дозволяется быть агентом по продаже какого-то товара, когда человек не владеет товаром, а просто представляет некую фирму, от имени которой он продает данный товар и за каждый продукт получает определенный процент от суммы сделки. Изначально подобная сделка дозволена, можно быть торговым агентом, когда у него есть договор с фирмой, что он будет получать определенный процент с каждой продажи.

Существуют две основные проблемы в этой схеме сетевого маркетинга: шарт фасид в заключении договора и гарар при оплате труда агентам, представителям этих сетевых организаций. Это что касается формальной точки зрения на сетевой маркетинг сквозь призму фикха.

Что касается экономической точки зрения, то сама эта схема несет в себе вред, поскольку сам по себе товар, который распространяется таким образом, не имеет никакой ценности. Обычно это какие-то бросовые вещи, которые никому не нужны. Люди, которые их покупают, хотят просто таким образом вступить в эту фирму, обрести работу, получать свой процент от продажи. Известно, что многие люди разорялись на этой схеме: покупали ненужные товары в большом количестве, чтобы продать их большему количеству людей, но не могли найти клиентов и теряли все свои деньги. Поскольку эта схема с точки зрения экономики является обычной пирамидой, где товар служит средством отвлечения внимания, чтобы люди думали, что это просто купля – продажа и ничего не заподозрили, не почувствовали никакого подвоха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...