Вопрос: Анализ финансовых результатов деятельности организации.
Прибыль - выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными затратами в процессе этой деятельности. Цель управления прибылью - максимизация благосостояния собственника.Цель анализа прибыли - оценка величины прибыли, показателей характеризующих её, выявление резервов повышения прибыли. Источники информации: отчет о прибылях и убытках, бизнес-план, управленческая отчетность, данные бухгалтерского учета. Прибыль предприятия подразделяется на следующие виды: балансовая прибыль, прибыль от реализации основной продукции, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, маржинальная прибыль. Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, от прочей реализации (прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, прибыль или убыток от реализации продукции подсобных хозяйств, прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов), прибыли или убытки от внереализационных операций (прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли, штрафы и пени полученные и уплаченные, убытки от списания дебиторской задолженности, убытки от стихийных бедствий, доходы по акциям, облигациям, депозитам, доходы и убытки по валютным операциям и т. д.). Налогооблагаемая прибыль есть разность между балансовой прибылью и суммой налога на имущество; доходов, полученных в виде дивидендов по акциям и другим ценным бумагам; доходов, полученных от долевого участия в других предприятиях; прибыли от посреднических операций; прибыли от страховой деятельности; суммы отчисления в резервный и другие аналогичные фонды; затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль. Другими словами, налогооблагаемая прибыль есть балансовая прибыль за вычетом сумм, исключаемых из налогообложения согласно действующему законодательству.
Чистая (нераспределенная) прибыль - эта та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Маржинальная прибыль – это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления. Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы. В процессе анализа следует изучить состав балансовой прибыли, ее структуру и динамику. При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализации продукции уменьшают на прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Анализ структуры прибыли (убытка) позволяет оценить влияние отдельных ее слагаемых на конечный финансовый результат - прибыль (убыток) от деятельности предприятия за отчетный год. Наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия составляет прибыль от реализации, поэтому его снижение будет свидетельствовать о снижении эффективности основной деятельности предприятия. В связи с этим одной из важнейших задач анализа прибыли от реализации является оценка влияния отдельных факторов на ее изменение по сравнению с предыдущим годом.
Углубленному анализу также подлежат те слагаемые прибыли(убытка) отчетного года, которые составляют значительный удельный вес в прибыли (убытке) отчетного года. На объем прибыли от реализации продукции оказывают влияние 4 факторов: объем реализации продукции (VPПобщ); ее структура (Удi); уровень производственной себестоимости (Сi); уровень цен (Цi): . Следует также анализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которых зависит от трех факторов: Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли (доли налогов, экономических санкций). Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли: . Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-гo фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде: . Общей оценкой эффективности работы предприятия в рыночных условиях служат показатели рентабельности и интенсивности использования производственных ресурсов предприятия. Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
Отношение полученной суммы прибыли (от реализации, чистой прибыли или чистого денежного потока) к полной себестоимости-покажет уровень рентабельности конкретной продукции. 2. Показатели, характеризующие прибыльность продаж, Отношение полученной прибыли от РП, чистой прибыли или чистого денежного потока на сумму полученной выручки. 3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Отношение брутто-прибыли или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала-характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля, вложенного в имущество (активы) предприятия. Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) зависит от трех основных факторов: изменения структуры РП, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид: . Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения цен и себестоимости продукции. Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции: . Факторный анализ рентабельности оборота . Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от уровня цен и себестоимости продукции. . Факторный анализ рентабельности капитала: , где ВФР- финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией товаров и услуг. Коб-коэффициент оборачиваемости капитала-отношение выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Расчет влияния факторов на изменение рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. Если рентабельность капитала рассчитывается по чистой прибыли, то при ее факторном анализе в числителе добавляется налоговый корректор (1-Кн), где Кн-коэффициент налогообложения (отношение всех налогов на прибыль к общей сумме брутто-прибыли). Основными источниками увеличения суммы прибыли являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости и повышение качества, реализация продукции на более выгодных рынках сбыта.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции нужно выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции: . Подсчет резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости нужно выявленный ранее резерв снижения себестоимости умножить на возможный объем продаж с учетом резервов роста в расчете на единицу продукции: . Подсчет резервов роста прибыли за счет повышения качества продукции нужно планируемое изменение удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену сорта,результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов ее роста: Основные источники резервов повышения уровня рентабельности продукции-увеличение суммы прибыли от РП (Р↑П) и снижение ее себестоимости (Р↓С): , где Rв и R1-прогнозируемый и фактический уровень рентабельности; П1-фактическая сумма прибыли VPПв-возможный объем реализации с учетом выявленных резервов его роста; Сiв-возможный уровень себестоимости вида продукции с учетом выявленных резервов снижения; З1-фактическая сумма затрат по реализованной продукции;
75.Вопрос: Анализ имущественного положения и структуры капитала. Имущество предприятия - это внеоборотные и оборотные активы, находящиеся в его распоряжении. Для оценки имущества предприятия и его инвестиционной деятельности используется активная часть баланса. Анализ имущества предприятия проводится по балансу с помощью одного из следующих способов: - анализа непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей; - формирования уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей; - дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах. Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. К ним относятся: - Общая стоимость активов предприятия (стр. 190 + 290). - Стоимость иммобилизованных (т.е. внеоборотных) средств (стр. 190). - Стоимость мобильных (оборотных) средств (стр. 290). - Стоимость материальных оборотных средств (стр. 210+220). - Величина собственного капитала предприятия (стр. 490). - Величина заемного капитала (стр. 590 + стр. 690). - Величина собственных средств в обороте (стр.490 - 190). - Рабочий капитал (стр. 290 - стр. 690). Анализируя сравнительный баланс, необходимо обратить внимание на изменение удельного веса величины собственного оборотного капитала в стоимости активов, на соотношения темпов роста собственного и заемного капитала, а также на соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей. При стабильном финансовом положении у предприятия должна увеличиваться в динамике доля собственного оборотного капитала, темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, а темпы роста дебиторской и кредиторской задолженностей должны уравновешивать друг друга.
Размещение средств предприятия имеет большое значение в финансовой деятельности и повышение ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты деятельности предприятия и его финансовая устойчивость. Управление денежными средствами (ОбА) состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств (ДС), которые нужны для текущей оперативной деятельности. По сути дела это страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. В финансовом анализе и менеджменте различают такие понятия как валовой и чистый денежные потоки. Валовой ДП- это совокупность всех поступлений и расходования денежных средств в анализируемом периоде. Чистый ДП- разность между поступлением и расходом денежных средств. Денежные потоки планируются, для чего составляется план доходов и расходов по операционной, инвестиц-ой и финанс.деятельности на год с разбивкой по месяцам.Как дефицит, так и избыток ДС отрицательно влияют на ФСП. При избыточном ДП происходит потеря реальной стоимости временно свободных ДС в результате инфляции; теряется часть потенциального дохода от недоиспользования ДС в деятельности; замедляется оборачиваемость капитала в результате простоя ДС. Дефицит ДС приводит к росту просроченной кредиторской задолженности предприятия, в результате чего увеличивается сумма финансовых расходов и снижается рентабельность предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику остатков ДС на счетах в банке и период нахождения капитала в денежной наличности (Пдн= ), где - средние остатки свободной денежной наличности; Т-дни периода; Квыплаты- сумма кредитовых оборотов по счетам ден.средств). Капитал предприятия - это источник финансирования финансово-хозяйственной деятельности. Величина совокупного капитала предприятия, как отмечалось выше, отражается в пассиве бухгалтерского баланса. Совокупный капитал состоит из собственных и заемных средств. В форме № 3 «Отчет об изменениях капитала» отражается информация о состоянии и движении собственного капитала предприятия. А в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» есть информация о состоянии и движении заемного капитала. Основным источником финансирования является СК, в состав которого входят уставный, добавочный, резервный капитал и фонд социальной сферы. Вся деятельность предприятия должна быть направлена на увеличение суммы СК и повышения уровня его доходности. Рентабельность СК рассчитывается как отношение суммы чистой прибыли к среднегодовой сумме СК. Изменения в капитале проходят в результате операций с собственниками (выпуск акций, начисление и выплата дивидендов), а также за счет накопления нераспределенной прибыли, уценки или дооценки имущества предприятия. В общем виде эти изменения выражаются в изменении чистых активов за отчетный период или физической величины собственного капитала в зависимости от принятой концепции. Анализируя собственный капитал, необходимо обратить внимание на соотношение коэффициентов поступления () и выбытия (); Если значения коэффициентов поступления превышают значения коэффициентов выбытия, значит, в организации идет процесс наращивания собственного капитала, и наоборот. Для оценки степени ликвидности активов предприятия в форме №3 отражается показатель «Чистые активы» (стр.150), который используют для анализа финансового положения организации. Чистые активы - это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов организации суммы его обязательств, принимаемых к расчету. Это активы, непосредственно используемые в основной деятельности и приносящие доход. В ООО этот показатель сопоставляется с величиной уставного капитала и не может быть меньше него. В противном случае уставный капитал должен быть уменьшен. Если же стоимость чистых активов меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, организация подлежит ликвидации. Заемные средства представляют собой правовые и хозяйственные обязательства предприятия перед третьими лицами (долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы; кредиторская задолженность поставщикам, различным физическим и юридическим лицам по всевозможным операциям; планируемые пенсионные выплаты и иные аналогичные финансовые обязательства). Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования ЗК, является эффект финансового рычага: , где ROA-рентабельность совокупного капитала после уплаты налогов; -реальная цена ЗК). ЭФР показывает, на сколько процентов увеличивается сумма СК за счет привлечения ЗК в оборот предприятия. Положительный ЭФР возникает если ROA> -при таких условиях выгодно наращивать плечо финансового рычага, те долю заемного капитала. Если ROA< -создается отрицательный ЭФР («эффект дубинки»),в результате чего происходит «проедание» СК, что может стать причиной банкротства. Сметное планирование лежит в основе формирования бизнес - плана и включает непосредственное планирование и мониторинг (контроль, наблюдение) текущей хозяйственной деятельности. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий организации на предстоящий период. При составлении смет используются различные методы: нормативный; расчетно - аналитический; балансовый; оптимизации; моделирования. Сущностью нормативного метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.). Сущность расчетно - аналитического метода составления сметы заключается в расчете объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде. Сущность балансового метода составления сметы - увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов). Сущностью методов оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата). Сущность метода моделирования смет - факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручка). Существуют два подхода к расчетам смет: разработка сметы с «нуля» - применяется в случаях, когда проектируется новая организация или когда организация меняет профиль работы; планирование от достигнутого - применяется для стабильно работающих организаций. Сметное планирование позволяет обеспечить сбалансированность основных показателей бизнес - плана и оценить прогнозное финансовое состояние организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|