Средства профессионально-педагогического общения.
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия. В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных человеку природой: рук, головы, туловища, голосовых связок и т. п. Например, мама, успокаивая своего расстроенного малыша, нежно гладит его по голове, говорит ему ласковые слова и улыбается. Малыш слышит ее ласковый голос, ощущает нежное прикосновение ее теплых рук и отвечает ей своей улыбкой. Аналогичные способы общения используют многие воспитатели детских дошкольных учреждений, детских домов, учителя начальных и даже средних классов. Опосредованное общение связано с применением специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией между людьми. Это могут быть природные предметы (палка, брошенный камень) или культурные средства (радио, телевидение, печать). Испокон веков многие влюбленные использовали для общения камешки, бросаемые в окна своих возлюбленных, а также записки и иные средства передачи нужной информации. Примером опосредованного общения может служить проверка учителем письменной работы ученика, когда, вчитываясь в строчки школьного сочинения или вдумываясь в способы решения контрольного задания, учитель получает для себя информацию о ходе мыслей ученика, особенностях развития его образного и| абстрактного мышления. Строчки ученического сочинения или колонки вычислений выступают здесь в качестве средства общения учителя и ученика.
При прямом общении партнеры взаимодействуют лицом к лицу, т. е. «здесь и сейчас», лично участвуют в самом акте общения. Без посредников они обмениваются взглядами, рукопожатиями, словесными сообщениями. Например, учитель на уроке не только слышит, как отвечает ученик, но также видит, как он при этом волнуется, понимает по его напряженной позе и скованным жестам психическое состояние в момент ответа, вследствие чего пытается оказать помощь ученику. Косвенное общение осуществляется через посредника. Партнеры лично не видят и не слышат друг друга, а передают информацию через третье лицо, выступающее в роли посредника. Например, учитель передает через учеников слова благодарности их родителям за спонсорскую поддержку экскурсии класса в другой город. В качестве посредника также могут использоваться радио и телевизионные устройства, компьютерные сети, печать и иные знаковые системы. В учебный процесс все активнее входят как локальные, так и глобальные телевизионные и компьютерные сети, благодаря чему современные школьники, студенты и педагоги получают возможности для общения не только со своими одноклассниками и коллегами, но также и с представителями других городов и стран. Главным средством профессионально-педагогического общения является язык, человеческая речь. Психологи называют такое общение вербальным, т.е. словесным, поскольку информация между общающимися передается с помощью слов. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве' обязательного условия предполагает усвоение языка, устной и письменной речи. Общение посредством слова закрепляет и сохраняет опыт человечества, культурные и нравственные ценности, передавая их от поколения к поколению. Язык — это особое средство трансформации культуры. Слово является сильным раздражителем и способно оказать огромное воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», — говорится в известном стихотворении Рудольфа Шефнера.
Существует также невербальное (бессловесное) общение, которое не предполагает использования звучащей речи в качестве средства общения. Это — общение с помощью взглядов, жестов, мимики и других невербальных сигналов. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью — от момента рождения до 2-3 лет. Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности развития. По осанке ученика (сгорбленной или распрямленной), по его походке (шаркает ногами или чеканит шаг), по выражению его лица (хмурому или сияющему в улыбке) учитель может довольно легко понять состояние школьника и выбрать нужную для данной ситуации тактику своего взаимодействия с ним. Средствами профессионально-педагогического общения выступают различные воздействия со стороны учителя, определяющие характер его отношений со школьниками. Педагогическое воздействие оказывает короткий, порой еле уловимый миг общения учителя-воспитателя со своими учениками и воспитанниками, а также даже краткий момент взаимодействия школьника с окружающим миром. Учитель громко хлопнул дверью при входе в класс, сделал паузу и строго оглядел каждого ученика, сделал замечание школьнику, опоздавшему на урок, предложил учащимся открыть тетради и записать тему урока — вот далеко не полный перечень возможных педагогических воздействий только в период организационного момента урока. Назначение педагогического воздействия не в подавлении излишней резвости ученика («чтобы слушался учителя»), а в организации взаимодействия школьника с миром и переводе его на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни. Педагогическое воздействие, как правило, соответствует целям и задачам, на которые ориентирован учитель. Если целью педагога является установление демократических отношений со своими учениками, то его воздействия не должны носить авторитарного характера, не должны оскорблять достоинства учащихся.
Педагогическое воздействие должно способствовать тому, чтобы, во-первых, инициировать активность ученика, поскольку только активная личность способна познать окружающий мир и развить свои задатки; во-вторых, помочь ученику овладеть способами организации деятельности и взаимодействия с миром, так как ученик не всегда знает, как решать учебные и тем более жизненные задачи; в-третьих, содействовать осмыслению «Я» ученика в его связях с окружающим миром, предоставить ему возможность самостоятельно принимать решения и самому нести за них ответственность. В этом заключаются основные функции педагогического воздействия, которые, в свою очередь, реализуются через соответствующие операции и умения педагога. Если количество функций довольно ограничено, то число операций практически бесконечно в силу многообразия операционного оснащения педагога: особенностей его речи, жестов, мимики, телодвижений, действий и других проявлений. Это способствует расширению диапазона общения педагога с воспитанниками и созданию дополнительных возможностей для приобщения школьников к культурным ценностям общества. Рассмотрим некоторые операции. «Я-сообщение» представляет собой оглашение педагогом своего состояния, самочувствия, мыслей и чувств по поводу того или иного события или явления, свидетелем или участником которого он является. Например: «Я всегда радуюсь, когда встречаю современного рыцаря», — говорит педагог ученику, проявившему рыцарское отношение к даме. «Я-сообщение» — это такое оценочное суждение педагога, при котором педагогическая оценка превращается из открытой формы в скрытую. Она не предписывает школьникам, как они должны поступить, но корректирует их отношение и поведение, предоставляя свободу выбора. В «Я-сообщении» педагог использует такие речевые формулы, как «Я всегда...», «Мне всегда...», «Меня всегда...».
К «Я-сообщению» можно прибегать как для одобрения, так и для порицания тех или иных действий школьника. «Мне всегда приятно видеть людей, одетых нарядно и со вкусом», — говорит классный руководитель своим ученикам, нарядно одетым для поездки в театр. «Мне всегда становится больно, когда я вижу, как обижают слабого», — произносит учитель, ограждая первоклассника от напора со стороны подростка. «Положительное подкрепление» заключается в публичном оглашении реально существующих достоинств партнера. У каждого школьника всегда можно найти что-то хорошее, позитивное. Это могут быть как внешние данные ученика — высокий рост, крепкое телосложение, красивая фигура, так и его интеллектуальные особенности — хорошая память, развитое красноречие, математические способности. Уважения, восхищения могут заслуживать увлечения и достижения школьника: успешное выступление на конкурсе или спортивных соревнованиях, участие в выставке произведений искусства, публикация своих первых стихов. Поэтому, когда учитель говорит о том, что ему приятно было узнать о достижениях ученика, он стимулирует ученика к новым творческим успехам. Положительного подкрепления могут быть удостоены отдельные поведенческие действия ученика: проявление заботы к своему однокласснику, огорчения по поводу неудачного выступления класса в школьной олимпиаде и т. п. Очевидно, задача педагога заключается в том, чтобы видеть как достоинства, так и слабые стороны ученика, но делать акцент на его позитивных проявлениях, заботиться о создании положительной репутации у школьника и благоприятной психологической атмосферы, в которой легче преодолевать недостатки. «Ты-сообщение» — это оглашение педагогом своего предположения о вероятном состоянии ребенка в момент совершения им конкретного действия. Здесь используются такие речевые формулы, как «Ты, вероятно...», «Ты, конечно...», «У тебя, видимо...». «Ты, вероятно, был очень занят и поэтому не успел привести свой костюм в порядок», — говорит учитель ученику, пришедшему в школу в помятой одежде. Учитель как бы оправдывает ученика, пытается найти свое объяснение его небрежности и неряшливости и через это пытается обратить его внимание на необходимость следить за своим внешним видом. «Мы-сообщение» заключается в приобщении ученика к тем проблемам, которые собирается решать учитель: «Мы сегодня на уроке рассмотрим...»; «Настало время проверить наши силы в...». Учитель ненавязчиво включает каждого ученика в свою команду, он как бы заявляет об общей готовности к конкретному делу.
В качестве способов воздействия могут выступать оказание помощи ученику, проявление интереса к его личности или к результатам его деятельности, обращение к нему с просьбой о помощи и иные операции, имеющие описание в литературе по педагогической технологии. Структура профессионально-педагогического общения. Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моментов. В структуре педагогического общения можно выделить ряд этапов: 1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом, с иной другой аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности с детьми или со взрослыми (прогностический этап). 2. Организация непосредственного общения с классом, аудиторией в момент начального взаимодействия с ними (начальный период общения). 3. Управление общением в развивающемся педагогическое процессе. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности. На первом этапе – этапе моделирования – осуществляется преднастройка педагога на предстоящее взаимодействие с классом. Как правило, при подготовке к уроку все учителя продумывают содержание учебного материала, которое они будут излагать на уроке, отбирают методы и приемы, с помощью которых им предстоит организовывать познавательную и практическую деятельность учащихся, проверяют готовность лабораторного оборудования и технических средств для урока. Они осуществляют дидактическую подготовку к уроку, решая типовую дидактическую задачу: чему учить и как учить своих учеников? К сожалению, далеко не все педагоги задумываются о тех людях, которым предназначаются учебный материал, методы и приемы его изучения. И напрасно, ибо успех дидактической деятельности учителя практически невозможен без правильно организованного коммуникативного обеспечения. В этом заключается специфика педагогического труда. Дидактические задачи будут успешно решены, если педагог продумает и способы решения коммуникативных задач. Следовательно, на этапе моделирования важно продумать также и способы взаимодействия с учениками на уроке. На что здесь следует обратить внимание? На этом этапе педагог прогнозирует восприятие учащимися не только учебного материала, но и личности самого учителя. На первый план здесь выдвигается вопрос о взаимоотношениях с классом. Если у учителя не налажен контакт с учениками, то, очевидно, важно разобраться в причинах не сложившихся отношений. ♦ В чем основные причины разлада между педагогом и учащимися: в сложности учебного материала, в методике его изложения или в личности учителя? ♦ Педагог не может наладить отношения со всем классом или с отдельными учениками? ♦ В какой атмосфере обычно проходят уроки в данном классе? ♦ Что в поведении педагога встречает одобрение у учащихся, а что отвергается? Почему? ♦ Как школьники обычно реагируют на строгое поведение учителя в начале урока, при оценивании их ответов? Какие приемы педагога или моменты урока более всего нравятся ученикам, а какие вызывают протест? ♦ Какие действия учителя приносят успех на уроке, а какие создают дополнительные трудности в общении? ♦ Как целесообразнее начать урок в коммуникативном плане: строго, жестко или, напротив, мягко, либерально? И как его лучше закончить? ♦ Что делать, если на уроке возникнут сбои при проведении 1смонстраций, опытов, в поведении отдельных учеников? На этом этапе возможно продумывание своего поведения с конкретным классом: с каким выражением лица целесообразнее пойти в класс; как обеспечить строгость в голосе, мимике и жестах и первые минуты урока; когда лучше провести в классе своеобразную психологическую разрядку и как это лучше сделать (продемонстрировать интересные опыты, рассказать забавный случай или обратиться к видеосюжету). Не следует рассматривать подобного рода преднастройку как «готовку своеобразных педагогических рецептов на различные ситуации, которые могут возникнуть на уроке. Общение по рецепту практически невозможно, так как урок — это процесс с постоянно изменяющимися условиями. Речь может идти лишь об анализе сложившихся у педагога отношений с классом, об учете своих сильных и слабых сторон в общении с учениками, о предварительном определении своей позиции и выстраивании различных линий поведения в зависимости от складывающейся ситуации взаимодействия с учащимися. Подобное моделирование осуществляется представителями многих профессий: врачами — перед проведением хирургических операций, тренерами — накануне спортивных соревнований, космонавтами — перед полетом в космос, военными — при подготовке учебных или боевых действий. Педагогу также важно продумать свои действия перед уроком и соединить решение дидактических и коммуникативных задач в единое целое. Очевидно, начинающим учителям необходима более тщательная подготовка, чем их более опытным коллегам. Но главное в том, что этот этап важен для любого учителя. Второй этап — это начало непосредственного взаимодействия учителя с классом. Иначе его называют коммуникативной атакой. От самых первых минут общения педагога с учащимися зависит довольно многое. Сумеет ли учитель взять инициативу общения в свои руки или же сразу отдаст ее ученикам? Будет ли он последовательно реализовывать свои задумки по взаимодействию с классом или же пустит все на самотек: как получится? Прежде всего важна самопрезентация педагога классу. С каким выражением лица учитель входит в класс? На раздраженное, сердитое или злое лицо будет одна реакция учащихся. На веселое и радостное — совершенно другая. А если лицо учителя выражает безразличие к ученикам, то и ученики отреагируют соответствующим образом. Очевидно, важную информацию для учащихся содержит голос учителя, его первые слова к классу: как они произносятся? С какой интонацией? Что сообщают учащимся? Чем чреваты для учащихся? Строгий, но в то же время спокойный голос будет призывать учащихся к порядку, к тому, чтобы прекратить ненужные разговоры и переключить свое внимание на учителя и на те задачи, которые он ставит на уроке. Такая строгость, не содержащая угроз и давления на личность ученика, как правило, не оскорбительна для класса и способствует быстрому настрою учеников на деловой лад и на сотрудничество с учителем. Если же педагог говорит строгим, но раздраженным голосом, содержащим оскорбления или угрозы в адрес учеников, то эффект будет совершенно иным. Возможно, что учащиеся подчинятся требованиям педагога, но при этом у них будет нарастать внутренний протест против его раздражения и угроз. И вполне вероятно, что на каком-то этапе урока класс или отдельные ученики найдут возможности для того, чтобы выразить свой протест педагогу: не будут спешить с выполнением его требований, будут специально шуметь и создавать помехи учителю, а возможно, напротив, будут молчать и не реагировать на вопросы педагога. Излишний шум или, напротив, «мертвая тишина», как известно, не являются благоприятными условиями для плодотворного сотрудничества на уроке. Появление в классе учителя с беззаботной улыбкой на лице («с улыбкой до ушей»), очевидно, сразу же вызовет веселое оживление в классе и «размагнитит» учеников. Коммуникативная атака — это своеобразная борьба за инициативу в общении. Удастся педагогу взять ее в свои руки — значит он начнет управлять ходом урока и сможет реализовать свои задумки. Если же учитель отдаст инициативу в общении ученикам, то ему сложно будет руководить процессом, так как придется плестись в хвосте событий. Коммуникативная атака — это своеобразная заявка педагога: «Я — хозяин в классе», — утверждает один учитель; «Предлагаю сотрудничество», — говорит второй; «Ребята, я вас не обижу, но и вы не обижайте меня», — умоляет третий. Какой вариант избрать? Третий этап — управление общением в развивающемся педагогическом процессе — является самым продолжительным по времени непосредственного взаимодействия учителя и учеников и, очевидно, самым сложным. Эта сложность обусловливается прежде всего тем, что каждый этап урока (организационный момент, опрос учащихся, объяснение нового материала, закрепление и т.п.) отличается спецификой решаемых на нем задач и особенностями взаимодействия учителя с классом. Например, при объяснении нового материала учителю важно привлечь внимание учащихся к своему изложению, к своим демонстрациям и примерам. Здесь все зависит именно от педагога, от его умения ясно и эмоционально излагать свои мысли, четко демонстрировать свои опыты. А при опросе учитель стремится не только услышать ответ ученика, но и привлечь к его ответу внимание всего класса. И здесь практически не учитель, а ученик управляет вниманием школьников. Это управление может состояться, если ученик говорит ясно, четко и эмоционально. А если ответ ученика не звучит, если в нем довольно много ошибок, если речь ученика еле слышна и невнятна, то вряд ли класс станет его слушать. Поэтому учителю необходимо найти способы общения с классом не только в процессе собственного изложения учебного материала, но и в ходе ответа как сильного, так и слабого ученика. Сложность данного этапа обусловливается также и тем, что педагог не только намечает и реализует свои дидактические и коммуникативные задумки, как это имеет место на 1-м и 2-м этапах, но также встречается с новыми, незапланированными ситуациями. Например, учитель предполагал опросить 3-4 учеников у доски и затратить на это 10-12 минут, а затем приступить к объяснению нового материала. Однако уже первый из отвечающих учеников говорил настолько затянуто и невнятно, все делал так медленно, что на выслушивание его ответа ушло 8 минут. А учитель обратил внимание на упущенное время лишь при ответе второго ученика. Что делать дальше: отступать от намеченного плана опроса или же внести коррективы в дальнейший ход урока и сократить объяснение нового материала? Учитель полагал, что во время опроса класс будет внимательно слушать отвечающих у доски учеников, а вышло совсем иначе: ребятам были неинтересны невнятные и скучные ответы своих одноклассников, они разговаривали, шумели и тем самым вносили дополнительные трудности в ход урока. Как вести себя учителю: оказать давление на класс и все же заставить всех учеников выслушать вымученные ответы страдающих у доски одноклассников либо прервать ответы этих «страдальцев» и перейти к объяснению нового материала? На этом этапе педагог вынужден довольно быстро реагировать на неожиданно возникающие в классе ситуации и постоянно решать новые для себя коммуникативные задачи. Именно поэтому педагогическое общение является процессом творческим. Четвертый этап — анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения предстоящей деятельности. Суть этого этапа заключается в том, чтобы проанализировать состоявшееся общение со школьниками, отметить его основные тенденции и понять причины успешного взаимодействия с ними, а также трудностей, с которыми пришлось столкнуться педагогу. На этом этапе педагогу важно поставить перед собой следующие вопросы: удался ли урок в плане общения с учащимися? Правильно ли он взаимодействовал с классом? Что способствовало и что препятствовало налаживанию контактов с учащимися на уроке? Какие непредвиденные ситуации возникали на уроке? Насколько удачно найдены выходы из этих ситуаций? За счет каких средств удавалось управлять вниманием учащихся, включать их в познавательную и практическую деятельность? Насколько голос, внешний облик, мимика и жесты помогали в общении с классом? Какие неточности, просчеты и ошибки в общении были допущены на уроке и что необходимо сделать, чтобы больше не повторять их? Не менее важно как можно честнее ответить на эти вопросы. Древний философ говорил: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В то же время опыт переправы через одну реку поможет организовать ее и через другие реки. Без анализа своей деятельности невозможно движение вперед. Не следует путать структуру педагогического общения со структурой урока. Как известно, структура урока включает организационный момент, опрос учащихся, объяснение нового материала, закрепление и другие элементы. Учитель вправе самостоятельно моделировать структуру урока, отводить каждому из элементов требуемое, на его взгляд, время, менять последовательность этих элементов или исключать отдельные из них в конкретных уроках. Структура педагогического общения представляет собой развернутые во времени этапы взаимодействия педагога со своими учениками и воспитанниками. Здесь можно говорить о временных интервалах каждого из этих этапов (например, о сведении к минимуму коммуникативной атаки), но вряд ли можно поменять их местами или исключить какой-либо. Учитель вначале продумывает ход урока и особенности своего общения с классом, а затем входит в класс и начинает свое взаимодействие с учениками. Он сначала осуществляет коммуникативную атаку и управление процессом общения в ходе урока и только после этого проводит анализ состоявшегося взаимодействия с учащимися.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|