Экзаменационный билет № 12. 1. Аморейский период в истории Двуречья. Образование державы Хаммурапи.. 2. Легизм. Законы Ван Мана и их значение для истории Китая.
Экзаменационный билет № 12 1. Аморейский период в истории Двуречья. Образование державы Хаммурапи. Амореи – западно-семитские кочевые племена. Самоназвание - сутии. Бог – Амурру. Основное занятие - разведение овец и коз. Жили во временных поселениях. Районы обитания (север Сирийской пустыни) делились на племенные территории. Каждое племя жило под руководством вождя = " абу" - отец. Политическое могущество каждого вождя зависело от его личного влияния. В конце 3 тыс. из-за уменьшения количества осадков пастбища погибли, одна часть племен двинулась на север и запад в Сирию и Палестину, а другая на восток в Месопотамию. В Месопотамии III династия Ура распалась из-за внутренней нестабильности. Военные отряды амореев контролировали территории вокруг городов. Правители и население этих городов были заинтересованы в дружественных отношениях с аморейскими вождями, надеясь на их защиту в случае появления других племен и на возможность продолжать при их поддержке традиционный образ жизни. В XIX в. амореи создают в Месопотамии три царства с центрами в Вавилоне, Иссин, Эшнунна и Ларса, которые позже были объединены царем Хаммурапи. В 18—17 вв. амореи остаются только в Нижней Месопотамии, Сирийской степи и Заиорданье, а в верхней Месопотамии, уже заселенной хурритами, остаются только отдельные аморейские племена. Тем не менее за территориями современных Ливана и Сирии к западу от Евфрата закрепилось название «Амурру» (то есть страна амореев). Там создается союз Ямхад. В XVIII веке амореи создают племенной союз гиксосов, который осуществляет экспансию в Египет.
Последние правители Аморейской династии владели только Вавилоном и его окрестностями, в 1595 г. Мурсилис I спустился со своей армией по Евфрату до Вавилона и разграбил его. Город позже был восстановлен, но теперь к власти в Вавилоне пришли касситы - горные племена Загроса. Одновременно наступает конец господству гиксосов. Бежавшие в Сирийскую степь амореи формируют отряды хапиру. С очередным ослаблением Египта и началом арамейского расселения 14 в. до н. э. хапиру формируют союзы Аммон, Израиль, Моав и Эдом. В конце 13—12 вв. (катастрофа бронзового века) древнееврейские племена уничтожили или ассимилировали амореев Ханаана и Заиорданья; последние племена сутиев в Месопотамии были поглощены арамейской средой в 7 в. Деятельность правителей I вавилонской династии находилась в рамках аккадских традиций. О том, что они были амореями, говорят только их имена. При шестом представителе 1 династии, царе Хаммурапи (1792-1750), Южная Месопотамия была объединена в единое государство со столицей в Вавилоне = Вавилония (до 1595 г). Этот период называют старовавилонским или аморейским.
2. Легизм. Законы Ван Мана и их значение для истории Китая. Леги́ зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основоположник учения — Шан Ян (390—338 гг. ) — инициатор реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством. Культ закона — основной тезис легизма. Основные идеи школы: 1. Равенство всех перед Законом; титулы давали по реальным заслугам. 2. Успеха в политике достигает тот, кто знает обстановку в стране 3. Следует усваивать (но не подражать) опыт предшествующих правителей. 4. Для политики важна экономическая ситуация в стране. 5. Вся власть в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. 6. Предусматривалась возможность продажи чиновничьих должностей. 7. Чиновники должны слепо повиноваться государю. 8. Ограничение общинного самоуправления 9. Установление единых для государства законов 10. В образцовом государстве власть опирается на силу и законом не связана. 11. За малейший проступок следует карать смертной казнью. 12. Высшая цель государя - создание державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Ману законы - Древнеиндийский сборник предписаний. Составление индийская традиция приписывает прародителю людей Ману. Написаны на санскрите, содержат 2650 двустиший (шлок), разбитых на 12 глав. В дошедшем до нас виде были составлены около 2 века до н. э. — в 1 веке н. э.
1-я глава — представления о происхождении Вселенной, человека, варн и каст; 2-я — правила жизни человека в период ученичества; 3-4-я — правила брачных обычаев, культовые предписания и тд 6-я — правила жизни отшельника; 7-я — наставления об обязанностях царя и управлении государством; 8-я — наставления о судопроизводстве и юридической практике; 9—10-я семейные отношения, наказания за преступления, обязанности членов варн; 11-я — предписаниям о покаяниях и обетах во искупление совершенных грехов; 12-я — описанию посмертных воздаяний за дурные дела в настоящей жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|