Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие идей Брентано у последователей.




Карл Штумпф (1848-1936) – основатель психологического института при Мюнхенском (1889) и Берлинском (1893) университетах. Учениками Штумпфа были Э. Гуссерль, К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Левин. Центральное понятие у Штумпфа – функция – соответствует акту у Брентано. Штумпф различает явления сознания, психические функции и их продукты. Функции составляют существенное в душевной жизни и задачу исследования. Главный признак функции – процессуальность.

Гуссерль с его феноменологией.

А. Мейнонг (1853-1920) – создал "теорию предметов", ставшую теоретической основой проблемы целостности в Грацкой школе.

Христиан фон Эренфельс (1859-1932) – гештальт-качество (качество формы) – 1890. Мелодия на фортепиано. При изменении тональности меняется состав элементов (нот, клавиш), но мелодия воспринимается одинаково.

Теодор Липпс (1851-1914). Психология как наука о сознании, связанном с предметно-реальном миром. Взаимодействие осуществляется с помощью актов. Ввёл понятие вчувствоания (эмпатии).

Вюрцбургская школа (начало XX века). Применение эксперимента к высшим психическим процессам, в частности к мышлению. Опора на принципы новой психологии Брентано. Безобразное (ненаглядное, несенсорное) мышление.

Эдвард Титченер (1867-1927): развитие идей Вундта в США, Корнелльский университет, начало экспериментальной психологии в США.

Разделял вундтовское понимание предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Разделял теоретические постулаты ассоцианизма, поэтому свою задачу он видел в изучении структуры ассоциации и связей, ее образующих. Путь к этому - в усовершенствовании метода интроспекции, который можно сочетать с экспериментальным исследованием простых психических актов.

Свою психологию назвал структурной, противопоставляя ее функционализму. Считал, что психология должна изучать структурусовокупность отдельных, далее не дробимых элементов, совершенно простых по своей природе. Изучение сознания в терминах элементов и их связи с нервным субстратом. А не функциональных отношений!

Цели структурной психологии:

- анализ конкретного душевного состояния и его разложения на части;

- определить принципы и закономерности их соединения;

- связать эти закономерности с физиологической организацией.

Метод: аналитическая интроспекция.

Под сознанием понимает «экзистенциальный термин», т.е. психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными традиционной интроспекции. Термин структурная психология часто заменял на экзистенциальная психология, подчеркивая отличие научных данных о сознании от житейских или данных, полученных в других дисциплинах (например, в физиологии). У него была тренировка испытуемых. Нет индивидуальных различий. Можно распространять полученные выводы и на тех, кто не способен к интроспекции (дети, звери, психи). Не поддерживал идею индивидуальной дифференциальной психологии. Аналитическая интроспекция дает материал о собственно психологических фактах; из интроспективного отчета Титченер требовал исключить все, что имеет отношение к физической природе стимула, к значению, поскольку эти моменты не открываются в самонаблюдении. Оставить в самоотчете исключительно «чистое содержание сознания», только оно может быть воспринято интроспективно. В интроспективном отчете испытуемый не должен подменять психические явления тем предметом, который вызывает эти явления, т. е. не совершать «ошибки стимула». Например, вместо того чтобы сказать «дорога неровная», психолог должен говорить «давление на подошвы моих ног становится все более неодинаковым», т. е. называть только свои непосредственные ощущения.

Требования к самонаблюдению:

§исключить внешние влияния, создать хорошие условия

§внимательно следить за ходом сознания

§пытаться выразить явления сознания словами

§не отвлекаться и внутренне проникнуться задачей

В качестве первичных элементов сознания выделяет:

- ощущения: обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью. Являются элементами восприятия (составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными и слуховыми).

- образы: следы прежних ощущений, меньшая отчетливость. Являются элементами памяти и воображения.

- чувства: обладают качеством, интенсивностью, длительность. Являются элементами душевных движений.

Задача психологии: описать эти элементы с использованием эксперимента (который уточняет данные самонаблюдения); объяснить их с физиологической точки зрения; показать как они сгруппированы и распределены, образуя различные сложные процессы. По Титченеру даже внимание и мышление имеют сенсорную природу и не содержат никакого иного элементарного процесса. Спорил с вюрбургцами по поводу безОбразного мышления. Противопоставил им «контекстную теорию значения». В Вюрцбурге разделяли образ и значение, а по Титченеру значение – также разновидность чувственно-образного опыта. Просто значительная часть сенсорных элементов покидает сознание, и остается лишь сенсорная сердцевина – она же эквивалент их безОбразной мысли (правильное суждение о различии или равенстве весов может быть вынесено и при отсутствии в сознании умственных образов, установка), ощущается лишь его интроспекцией.

Подход Титченера – это концентрат интроспективной психологии. Ограничение сферы осознанного, изучение замкнутого в себе сознания. Непосредственность познания психического.

На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Реакцией на этот подход был функционализм. Полемизируя с функционалистами, Титченер доказывал, что только изучив структуру сознания можно заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, он отвергал приложение данных психологии к любой сфере практики, так как считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой.

Поскольку функционализм в 10-е годы XX в. стал господствующим направлением в американской психологии, Титченер противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям.

Критика:

- критиковали метод интроспекции;

- обвиняли в искусственности и стерильности подхода к разбиению сознательных процессов на отдельные элементы;

- определение психологии;

 

47. Функционализм В.Джемса.

Функционализм представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов.

"Определить психологию всего лучше можно словами профессора Ладда, как науку, занимающуюся описанием и истолкованием состояний сознания, как таковых. Под состояниями сознания здесь разумеются такие явления, как ощущения, желания, эмоции, познавательные процессы, суждения, решения, хотения и т.п. В состав истолкования этих явлений должно, конечно, входить изучение причин и условий, при которых они возникают, так и изучение действий, непосредственно ими вызываемых, поскольку те и другие могут быть констатированы" (Джемс У. Психология. СПб., 1911. С.1).

Развитие взглядов Дж. Дьюи и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям в психологии, подавлявшимся структурализмом. Благодаря функционализму, сфера интересов психологии расширилась: стали изучаться дети и душевнобольные, а также животные (шимпанзе, собаки), изучение которых методами интроспекции было невозможно. Важнейшим направлением стало приложение психологических исследований в различных областях.

 

В отличие от европейского, американский функционализм (У. Джемса, Д. Дьюи и чикагской школы) пошел по более конструктивному пути - функция трактовалась не только как собственно психический акт, но как психофизическая деятельность, реализующая процесс адаптации организма к внешней среде. Аналогично тому, как структурализм противопоставил структуру ассоциации, функционализм противопоставил функцию структуре и воплощенному в ней содержанию. Не требует особых комментариев положение о том, насколько существен для научной теории этот аспект анализа реальной работы, производимой как внутри состава собственно психического акта, так и в процессе его организующего воздействия на приспособление организма к среде и на активное преобразование последней. И выделением этого аспекта анализа функционализм несомненно обогатил концептуальный аппарат психологической теории.

48. Биологизаторскими или социологизаторскими были взгляды Спенсера?

По сути, ученый стоял на биологизаторских позициях в понимании законов развития человеческой психики. В действительности закрепление знаний и умений, приобретаемых в процессе развития человечества, происходит в объективированной, непсихологической форме социального наследования. Каждый индивид должен усвоить их. Усвоение является той новой формой опыта, которой нет у животных и которая занимает основное место в становлении человеческой психики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...