Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие три сферы психики выделял Фрейд и как они соотносились между собой?




В чем же суть психоанализа? Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической, топической (пространственное представление о структуре душевной жизни) и экономической.

С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики - сознательное, предсознательное и бессознательное. Сознательное имеет свойство переживания, предсознательное - это скрытое (латентное) бессознательное, т.е. имеет способность сознания, бессознательное - это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: проникнуть в него может только представитель вытесненной бессознательной психики. Источником предположений о бессознательной психике явились следующие теоретические соображения.

Исходя из безусловного детерминизма и исключая правомерность физиологических объяснений в психологии, 3. Фрейд рассматривал факты, не поддающиеся сознательному контролю и не привлекавшие внимания традиционной психологии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение. Так и получалось, что психическое должно объясняться из психического, и значит, психическое сознательное - из психического бессознательного: объективные проявления - сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость, имеющие место в нормальной душевной жизни, а также в невротических симптомах у больных людей, открываются сознанию, а их причины - нет.

Именно эти проявления являются свидетельством бессознательного. Пути их выявления с помощью анализа объективных проявлений бессознательного составляют методы Фрейда. Основным из них является метод анализа свободно всплывающих ассоциаций. Пациент удобно располагался на софе, Фрейд занимал место сзади, так, что пациент был ему виден, а он сам не попадал в поле зрения пациента. Тому предлагалось отдаться ходу свободных ассоциаций, т.е. говорить все, что приходит в голову, прекратив всякое сознательное управление ходом мыслей, не давать возможности для критики, которая отбрасывает иные ассоциации под предлогом их недостаточной важности или бессмысленности. Требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей являлось основным техническим правилом проведения анализа, началом работы, способствующей осуществлению аналитической терапии. Получаемый таким образом материал - Фрейд называл его "рудой для психоанализа" - подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения, и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем.

В дальнейшем эта топография душевного аппарата была преобразована. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: "Я", "Сверх-Я", "Оно". Индивидуум представляется как бессознательное "Оно", которое поверхностно охвачено "Я". Здесь собираются все влечения.

Понимание Фрейдом влечений менялось. Первоначально (до 1915 г.) Фрейд различал сексуальные влечения, которые подчиняются принципу удовольствия и влечения "Я", и влечения к самосохранению, которые подчиняются принципу реальности. В окончательном варианте психоанализа (с 20-х гг.) они объединяются в группу влечений к жизни (эрос). Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению.

"Оно" - это область бессознательного - она играет самую важную роль в структуре личности. "Оно" - движущая сила поведения: источник энергии, мощное мотивационное начало. "Я" - это поверхностный слой душевного аппарата, именно он называется сознанием и его задача соизмерять деятельность "Оно" с принципом реальности. "Сверх-Я" направлено против "Оно" и выражает систему требований "Я". В него включаются система идеалов (идеальное "Я") и запреты. Это критическая инстанция, посредник между "Оно" и "Я". В целом совокупность моральных, этических тенденций Фрейд называет "Сверх-Я", идеалом и совестью. "Сверх-Я" является представителем морального ограничения и стремления к совершенству. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель в первом периоде жизни индивида. Эта часть в структуре личности относится к бессознательному.

Взаимосвязи этих состояний стали понятны в процессе исследования источников невротических состояний. Корни этих источников прослеживались до глубокого детства. В результате вырисовывалась общая линия развития психики человека. По Фрейду, ребенок - чисто органическое существо, он рождается наполненным влечениями. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит сексуальная энергия - либидо. Развитие организма происходит под влиянием влечений и проходит ряд стадий - от аутоэротизма до ранней генитальной стадии, когда первоначальный эрос преобразуется в двух направлениях: во-первых, происходит его подчинение господству генитальной зоны, что приводит к возникновению собственно полового влечения; во-вторых, осуществляется выбор объекта реализации либидо.

Это второе направление имеет исключительное значение. Сначала лицо, на которое направлены влечения, ребенок находит среди близких. Маленький мальчик сосредоточивает свои сексуальные желания на матери, он враждебен отцу. У девочки обратная установка - нежность к отцу и враждебность к матери. Фрейд развивает теорию обязательной конфликтной ситуации, связанной с двойственностью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Конфликт заканчивается образованием соответствующих комплексов - Эдипа у мальчика и Электры у девочки до 4-5 лет. (Понятие комплекса Электры ввел К. Юнг для обозначения Эдипова комплекса у девочек. Фрейд же говорил об Эдиповом комплексе, который присущ всем людям, независимо от половой принадлежности.) В результате вытеснения этих комплексов образуются внутренние идеалы и запреты - "Сверх-Я". "Сверх-Я" имеет также теснейшую связь с филогенетическим влияниями: в нем содержатся запреты и табу, сохранившиеся со времен первобытного общества и зафиксированные наследственно.

После подавления сексуального влечения наступает латентный период. Он продолжается до пубертатного возраста. С 13-14 лет начинается фаза дальнейшего развития сексуального влечения. Это период окончательного выбора объекта. Ребенок берет за образец отца и мать и переносит влечение на другой объект. Это - благополучное развитие либидо. Для неблагополучного развития характерны фиксации (задержки) на определенной стадии, регрессии (возвращения на пройденную стадию). Эти извращения были названы инфантилизмом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается "Я", формируются инстанции "Сверх-Я" и вытесненного "Оно". Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом обходные, через сублимацию. Вся человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения.

Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось Фрейдом как их динамическое столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом. Сознательное "Я", считавшееся раньше истинным средоточием индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольно плохо информированным, поскольку он ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донося сведения лишь о том, что пропускает цензура. Сознательное - не суть психики, а лишь одно из ее качеств, которое может присоединяться или не присоединяться к другим качествам психики. В то же время задача заключается в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания: "Я" должно заместить "Оно".

Механизмы взаимодействия между различными инстанциями в личности находят, по мнению позднего Фрейда, свой аналог в социальных и культурных процессах в обществе. Все социальные институты объяснялись им как результат развития сугубо внутренних тенденций в самом человеке. При этом Фрейд прибегал к неоправданно широким аналогиям и обобщениям. Наблюдаемый им антагонизм между индивидом и обществом он считал неотъемлемой частью развития культуры во все времена, поскольку подходил к человеку и трактовке причин возникновения неврозов с натуралистических позиций.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...