I . Развитие психологической базы речи.
Развивать зрительное, слуховое, речевое восприятие, понимание речи, зрительное и слуховое внимание, слуховую память, речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие. 1) Учить узнавать и различать неречевые звуки; 2) Формировать навыки различения правильно и дефектно произнесенных звуков - развивать навык слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка; - развивать навык слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка а) дефект произношения отличен от собственного; б) дефект произношения аналогичен собственному; - развивать навык слухового самоконтроля, определять неправильное произношение а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных) б) звуков в словах в различной позиции (в начале, в конце, в середине слова, без стечения, со стечением); в) звуков во фразах; 3) Учить различать близкие по звуковому составу слова; 4) Развивать умение дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком - слогов с общим гласным и разными согласными звуками (та – ка - па) - слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости - слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости – твердости - слогов с наращиванием стечения согласных звуков - слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными - слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении (пта – тпа, пка – кпа) 5) Учить дифференцировать звуки; уточнять произносительный и слуховой образ различаемых звуков (от акустически далеких к акустически близким); 6) Формировать навыки фонематического анализа и синтеза (с опорой на материализацию, на речевое проговаривание, без опоры).
II.Развивать моторную сферу. 1. Развивать кинестетический оральный праксис, проприоцептивную чувствительность, развивать артикуляторную моторику на базе упражнений без произнесения звука, с произнесением отдельных звуков, серии звуков, слоговых упражнений, словесных упражнений - уточнять кинестетические представления о положении губ (перед зеркалом, без него, вслух, беззвучно), - уточнять представления о положении поднятого и опущенного кончика языка, - уточнять представления об узком и широком кончике языка. 2. Развивать кинетический оральный праксис (статику и динамику артикуляторных движений), подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата. 3. Развивать тонкую дифференцированную моторику кистей и пальцев рук: - формировать кинестетическую основу движений пальцев рук; - формировать кинетическую основу двигательного акта. 4. Развивать общую моторику. III. Развивать интонационную выразительность речи. 1. Формировать ритмическую организацию высказывания: - развивать восприятие ритмических структур (громкие, тихие удары, с короткими, длинными паузами); - учить воспроизводить ритмические структуры; - формировать ритмическую организацию высказывания. 2. Формировать темповую организацию высказывания. 3. Формировать интонационную выразительность речи, умение говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе. IV. Формировать правильное речевое дыхание. 1. Развивать диафрагмально-реберный тип дыхания по подражанию, с использованием контроля. 2. Дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох. 3. Формировать длительный и плавный речевой выдох. 4. Вырабатывать направленную, длительную, плавную, достаточной силы воздушную струю, идущую по средней линии языка.
V. Формирование собственной экспрессивной речи. 1. Работать над основными параметрами слова: - совершенствовать семантическую структуру слова; - формировать слоговую структуру слова:______________________________ - уточнить артикуляцию звуков:______________________________________ - постановка звуков:________________________________________________ - коррекция звуков:_________________________________________________ - полная автоматизация звуков:_______________________________________ - дифференциация звуков по акустическим и моторным признакам:___________________________________________________________ - привлекать внимание к морфемной структуре слова: - учить изменять слова по родам, числам и падежам; - образовывать новые слова путем «склеивания» морфем между собой (родственные слова, сложные слова); - группировать словарь по грамматическим понятиям, по обобщающим темам; - формировать правила поиска слов в долговременной памяти. 2. Формировать умения и навыки связной речи: - обучать поиску разных способов смысловой связи слов; - обучать сочетать слова между собой по законам грамматики; - работать над линейной структурой фразы; - развивать диалогическую речь; - работать над повествовательным текстом: - обучать пересказу простого текста, литературных произведений по опорной схеме, по пиктограммам; - формировать связную описательную речь (простое описание по вопросам, по плану, схеме, образцу, памяти, из опыта); - обучать сравнительному описанию предметов. 3. Подготовить к овладению элементами грамоты: - учить анализировать звуковой состав слова, выделять гласный, согласный звук из различных позиций, проводить фонемный анализ слогов типа СГ, ГС, ССГ, слов типа СГС; - учить делить слова на слоги, составлять схему слов; - развивать графические навыки, отрабатывать элементы букв.
План индивидуальной работы (второй год обучения) 1. Продолжить формирование слухового, зрительного произвольного внимания, слуховой, зрительной и моторной памяти, мышления, психомоторики и других функций психической деятельности. 2. Развивать двигательную сферу: - переключаемость движений; - произвольное торможение; - динамическую координацию; - пространственную ориентацию; - тонкую моторику (точность, соразмерность, переключаемость движений);
- мимические движения; - чувство ритма. 3. Развивать просодическую сторону речи и речевое дыхание. 4. Продолжить работу по формированию самоконтроля. 5. Развивать фонематическое восприятие и звуко-буквенный анализ. 6. Совершенствовать слоговую структуру слова: - слова со стечением согласных; - многосложные слова. 7. Развивать лексико-грамматические средства языка:___________________ _______________________________________________________________ 8. Довести объем тематического словаря до нормы: возраст+-1. 9. Продолжить работу над звукопроизношением: - уточнить артикуляцию звуков:______________________________________ - постановка звуков:________________________________________________ - коррекция звуков:_________________________________________________ - автоматизация звуков:_____________________________________________ - дифференциация звуков по акустическим и моторным признакам:________ __________________________________________________________________
10. Совершенствовать связную речь: - учить составлять развернутое описание предмета; - учить сравнивать предметы друг с другом; - учить выстраивать сюжет в логической последовательности, соблюдать три структурные части; - соблюдать единое развертывание во времени; - уметь дать заглавие в соответствии с содержанием рассказа; - работать над точностью словоупотребления, не допускать смысловых пропусков: - правильно согласовывать слова в сложных предложениях; - использовать различные способы связи между предложениями; - активно использовать слова разных частей речи; - довести количество слов в пересказанном тексте до 50-70; - учить использовать в речи сравнения, метафоры - передавать настроение героев текста, мелодико-интонационную окрашенность речи; - развивать быстроту речевой реакции, готовность быстро сориентироваться и ответить на вопрос; - развивать речевое творчество, фантазию. 11. Обучать чтению, печатанию букв, слогов, слов, предложений, простых текстов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|