Программные требования к занятиям по развитию графических навыков детей с нарушениями речи
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В сетке часов выделяется специальное время для подготовки детей к письму (одно занятие в неделю в течение второго и третьего периодов, т.е. примерно около 30 занятий). Проводит эти занятия воспитатель. Работа в данном направлении включает в себя развитие у детей ряда умений и навыков: 1. Научить детей правильно сидеть. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети сидели прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки перед собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе. 2. Приучить детей правильно держать карандаш. Воспитатель показывает, в каком положении должны находится большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать; карандаш можно легко вынуть; что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш (детям предлагается проделать эти упражнения перед началом работы); два других пальца только приближаются к ладони, но не прижимаются. 3. Воспитание произвольного внимания и памяти: - одновременно начинать и заканчивать работу; - ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти (например, написать три большие палочки и две маленькие); - при выполнении упражнений контролировать процесс их решения; - правильно оценивать получаемые результаты (Сколько и каких палочек надо было написать? Сосчитайте, правильно ли выполнили задание? Посмотрите внимательно, хорошо ли написаны палочки. А теперь напишите 5 еще таких же палочек совсем хорошо). - внимательно слушать и запоминать объяснения воспитателя;
- работатьсамостоятельно, оценивать свою работу и работу других. На всех этапах обучения выполнение упражнений должно стать сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. Эта сознательная деятельность и составляет сущность упражнений. Только при целенаправленном выполнении упражнений и возможно добиться желаемых результатов. 4. Развитие пространственных ориентировок, ориентировка на листе бумаги. Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях по рисованию, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги – уметь определять части листа бумаги и расположение на нем рисунка (верх, низ, правая и левая стороны, справа, слева, над, под). 5. Развитие зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки. Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: · проведение линий в ограниченном пространстве (например, между линейками); · точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради; · правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Система графических упражнений. С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным вся система графических упражнений делится на три этапа: Первый этап – 5-6 занятий – · зарисовка по точкам, · письмо прямых палочек, · самостоятельная зарисовка фигур, состоящих из прямых линий, · штриховка фигур прямыми линиями (вертикальными и горизонтальными). Второй этап – 5-6 занятий – · письмо наклонных линий, · зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, · обводка и штриховка фигур косыми линиями. Третий этап – 18-20 занятий – · зарисовка наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, · написание палочек с закруглением вверху и внизу, · письмо овалов и палочек с петлей,
· упражнения в заштриховке фигур вертикальными, горизонтальными, косыми линиями, короткими линиями и точками. Планирование занятий. Подбирая материал для занятий, воспитатель руководствуется следующим: в каждое занятие включается 1. Письмо тех или иных элементов, 2. Зрительный или слуховой диктант, 3. Зарисовка каемочки, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или в зрительный диктант. На более поздних этапах обучения в занятия могут быть одновременно включены зрительный и слуховой диктанты. 1. Письмо элементов. За 30 занятий дети усваивают простейшие элементы: · палочки вертикальные (стоячие), · палочки горизонтальные (лежачие), · палочки наклонные, · палочки с закруглением вверху и внизу, · палочки с петлей, · овалы и круги, · составлять каемочки из усвоенных элементов. Письмо элементов проводится в тетрадях в клеточку (на втором и третьем этапе рекомендуется использовать тетради в три косые линейки). Для зарисовки, обводки и заштриховки фигур рекомендуется использовать дополнительные тетради в клеточку. Первые занятия (1-3) при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того, как дети усвоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку. Письмо групп различных элементов, в процессе которого закрепляются полученные ранее навыки, является в то же время хорошим упражнением для воспитания произвольного внимания и памяти, приучает детей одновременно начинать и заканчивать работу, дает возможность в интересной для детей форме перейти к зарисовке каемочки. 2. Зрительные и слуховые диктанты. Всего на 30 занятиях проводится около 20 зрительных и 5 слуховых диктантов. Развитию зрительного восприятия способствуют зрительные диктанты. Для зрительных диктантов воспитатель заранее готовит: - таблицы, рисунки (они могут быть выложены на фланелеграфе). Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки, воспроизводить их по памяти (выкладывать их из цветных палочек, геометрических фигур, рисовать цветными карандашами).
- специальный набор пособий на каждого ребенка: · плоские цветные палочки, · цветные карандаши, · вырезанные из картона фигуры (по два квадрата, прямоугольника, треугольника, кружка, овала). Одни фигуры должны быть большого размера, другие меньшего. Фигуры должны быть окрашены в основные цвета, соответствующие по цвету фигур, используемых для зрительных диктантов. В большинстве случаев при проведении зрительных диктантов используется выкладывание из разноцветных палочек и геометрических фигур. В отдельных случаях, когда составленный узор достаточно прост, после выкладывания может быть использован прием зарисовки по точкам или самостоятельно или обводка с последующей штриховкой. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания их воспитателем. Фигуры для слуховых диктантов должны быть знакомы детям по зрительным диктантам, но менее сложны. (Так, например, на одном из занятий детям предлагают после рассмотрения выложить фигуру, состоящую из елочки с четырьмя парами веточек и сосенки с тремя парами веточек. На одном из последующих занятий для слухового диктанта дается такое задание: «Из палочек, которые лежат у вас на столах (4 коричневых и 12 зеленых) надо сложить елочку и сосенку с одинаковым количеством веточек». Или: «Возьмите 4 коричневых и восемь зеленых палочек и сложите из них елочку и сосенку»). Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, различно окрашенных, в использовании сочетаний фигур. Подбирая сочетания фигур для слухового диктанта, воспитатель всегда тщательно продумывает инструкцию. Она должна быть понятна детям и не быть слишком сложной. Выполнение инструкции в процессе слухового диктанта способствует закреплению знаний и навыков детей, касающихся цвета, формы, величины; развитию пространственной ориентировки. На слуховых диктантах при достаточно простом сочетании фигур их выкладывание может сочетаться с зарисовкой или обводкой и штриховкой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|