Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Пути повышения платежеспособности предприятия.




3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

3. 1 Совершенствование финансовой политики предприятия

 

Улучшение финансового состояния возможно путем устранения ошибок, возникающих в результате незнания и несоблюдения расчетно-платежной дисциплины, несоблюдение договорных отношений, а также недооценка своих потенциальных партнеров. Необходимо выявлять, анализировать и использовать возможные пути повышения платежеспособности предприятия.

В периоды инфляции анализ дебиторской задолженности имеет особое значение, когда такая иммобилизация собственных средств становится особенно не выгодной[16]. Так увеличение статей дебиторской задолженности в балансе предприятия может быть вызвано:

· Неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров.

· Наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей.

· Слишком высокими темпами наращивания объемов производства.

· Трудности в реализации готовой продукции.

Резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами (потеря потребителей продукции, сокращение продаж в кредит и т. д. ).

Анализируя дебиторскую задолженность, мы связывали ее показатели с кредиторской задолженностью. Многие аналитики считают, что если кредиторская задолженность больше дебиторской, то предприятие рационально использует средства, т. е. временно привлекает в оборот средств больше, чем отвлекает из оборота [17] . Однако бухгалтеры к этому высказыванию относятся отрицательно, потому что кредиторскую задолженность предприятие обязано погасить независимо от состояния дебиторской задолженности. В мировой практике сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности обязательно.

А. Д. Шеремет предложил некоторые рекомендации по управлению дебиторской задолженностью:

· Контроль за состоянием расчетов с покупателями;

· С целью уменьшения неуплаты одним или несколькими крупными покупателями следует по возможности иметь широкий круг потребителей.

· Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовому положению предприятия и привлечения дополнительно дорогостоящих источников финансирования.

· Использовать систему скидок при долгосрочной оплате.

Рассмотрим на примере вариант скидок за отгруженную продукцию в таблице 3. 1.

Таблица 3. 1

АНАЛИЗ ВЫБОРА СПОСОБОВ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Показатели Вариант 1 (срок оплаты 30 дней при условии 3% скидки). Вариант 2 (срок оплаты 90 дней, без скидки). Отклонение по вариантам.
Индекс цен (ИЦ) 1, 03 1, 093 0, 063
Коэффициент падения покупательной способности (КН) 0, 971 0, 915 -0, 056
Потери от инфляции с каждой тыс. руб.
Потери от предоставления 3% скидки с каждой тыс. руб. договорной цены - -30
Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты.

 

Условия расчетов можно выбрать таким образом, чтобы сделать раннюю оплату более привлекательной для покупателей. В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости реализованной продукции. Поэтому возникает необходимость возможность предоставления скидки при долгосрочной оплате[18].

В данном случае техника анализа будет следующей: падение покупательской способности денег за период характеризуется коэффициентом (КН), обратном индексу цен (ИЦ). Если установленная договором сумма к получению составит С, а динамика цен ИЦ, то реальная сумма денег с учетом покупательной способности в момент оплаты составит С: ИЦ.

Допустим, что за период цены возросли на 5%, тогда ИЦ составит 1, 05 (отсчетный показатель равен 1, а рост цены 5% от 1). Соответственно выплата 1000 рублей в этот момент равнозначна уплате 952 рублей в реальном измерении. Тогда реальная потеря денег (выручки) в связи с инфляцией составит 48 рублей. В пределах этой величин скидка с договорной цены, предоставляемая при условии досрочной оплаты позволила бы снизить потери предприятия при обесценивании денег.

Согласно данной таблицы мы определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии в отчетном году составил 90 дней. Принимая (условно) ежемесячный темп инфляции раной 3% получаем, что ИЦ равен 1, 03 (1: 3%). Таким образом, в результате ежемесячной отсрочки платежа предприятие получает лишь 97% договорной стоимости продукции.

Для сложившегося предприятия период погашения дебиторской задолженности 90 дней ИЦ составит в среднем 1, 093 (1, 033). Тогда коэффициент падения покупательской способности денег составит 0, 915(1: 1, 093). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности равным 90 дней предприятие получает лишь 91, 5% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей 85 рублей (или 8, 5%).

В этой связи можно говорить о том, что от годовой выручки продукции реализуемой на условиях предоплаты предприятие получило в 2014 лишь 46447 тыс. рублей, при условии, что выручка от реализации продукции составила 50762 тыс. рублей; в 2015 году - 57973; в 2016 году – 62269. Изменение 2016 года к 2014 составит 15822 тыс. руб., а к 2015 году – 4296 тыс. рублей или 1, 07%. Таким образом, предоставление скидки 3% с договорной цены при уменьшении срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов в размере (85-59) 26 рублей с каждой тысячи рублей договорной цены.

Следует отметить, что данный подход по снижению дебиторской задолженности имеет положительное значение:

· Поставщик своевременно получает часть стоимости за отгруженную продукцию и тем самым снижается доля сомнительной дебиторской задолженности.

· Выгодно покупателю, так как он в меньшей степени оплачивает стоимость товара, услуг.

Рассмотрим, как будет влиять цена отказа от скидки. Цена отказа от скидки определяется по следующей формуле:

___% скидки  * 100% *         _________360 дней_____________

100% - % скидки                         Максимально длит. отсрочка

платежа – Период, в течении

которого, предоставляется скидка

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода. Например, товар продается на условиях: скидка 1% при платеже в пятнадцатидневный срок, при максимально длительной отсрочке в 30 дней. Уровень банковского процента – 10% годовых. Цена отказа от скидки составит:

(1% / 99%)* 100%* (360 дней / 30 –15) = 24, 2%

Так как 24, 2% больше 10%, есть смысл воспользоваться предложением поставщика. Отказ от скидки обойдется на 14, 2 дороже банковского кредита.

Рассмотрим пример при платеже в двенадцатидневный срок при скидке равной 2%. Максимально длительная отсрочка 40 дней. Покупатель же оплачивает на двадцатый день и пользуется скидкой. Банковский процент 10%. Какова роль в этом условии поставщика? Цена отказа от скидки на двадцатый день составит:

(3% \ 97%) * 100% * (360 дней \ 45-20) = 44, 5%

Цена отказа от скидки при платеже не позднее пятнадцатидневного срока будет равна:

(3% \ 97%) *100% * (360 дней \ 45-15) = 37, 1%

44, 5% - 10% больше, чем 36, 1% – 10%, т. е. в этом случае поставщик имеет все основания для взыскания недополученной суммы и возможность процента за каждый день отсрочки платежа.

Таким образом, в условиях рыночных отношений платежеспособность означает своевременное погашение долгов за счет текущих активов. Поэтому особую актуальность приобретает управление дебиторской задолженностью, так как на ее долю в структуре текущих активов приходится наибольший удельный вес[19].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...