Рабочее место и режим работы во время практики
Преддипломная практика студента должна проходить в одном из подразделений предприятия, выполняющем экономические, организационные или управленческие функции. С деятельностью других подразделений студент знакомится по мере выполнения программы практики с сохранением рабочего места в данном подразделении. Во время прохождения практики студент соблюдает и выполняет все требования правил внутреннего трудового распорядка на предприятии. Время и порядок посещения места практики студентом согласовывается им с руководителем от кафедры и с предприятием. На время практики студент может быть принят на вакантную должность с оплатой. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства, действующие на предприятии. Для руководства преддипломной практикой от предприятия в ряде случаев назначается руководитель из числа квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующую должностную категорию (главный, ведущий специалист, специалист 1 категории). В этом случае руководитель практики от предприятия должен: - организовать практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики; - обеспечить студентов рабочим местом в соответствии со специальностью и создать необходимые условия для получения студентами в период практики информации по организации производства, технике и технологии, экономике и управлению производством и т.д.; - совместно со студентом и руководителем от кафедры разработать календарный план прохождения практики и осуществлять контроль за его выполнением; - оказать студенту (при необходимости) помощь в выборе (или уточнении) темы дипломной работы, представляющей практический интерес для предприятия;
- оказать помощь студенту в сборе и обработке первичной экономической информации по предприятию для выполнения дипломной работы; - обеспечить студентов необходимыми консультациями по экономическим и специальным вопросам, связанным с выполнением дипломной работы, как своими силами, так и с привлечением других специалистов предприятия; - обеспечить студенту возможность пользоваться техникой для анализа и обработки первичной экономической информации (ПК, вычислительная техника и т.п.); - по окончании практики дать характеристику студента с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, отношения к выполнению задания и программы практики; - предоставить студенту возможность (при необходимости) обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов исследования по теме дипломной работы; - подготовить (при необходимости) отзыв на дипломную работу студента с оценкой уровня и качества ее выполнения и возможностей использования предложений, рекомендаций и выводов студента по исследованной проблеме в работе предприятия.
Обязанности и права студентов в период практики
Студенты при прохождении преддипломной практики обязаны: - полностью выполнять задания, предусмотренные планом практики; - обеспечить сбор, обработку и анализ первичной экономической информации и материалов по теме дипломной работы; - подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; - нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками; - вести регулярные записи в дневнике о характере выполняемой работы и заданий и предоставлять его на проверку руководителю практики; - предоставить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий и защитить его.
Студент, не выполнивший задание практики, получивший неудовлетворительную оценку при защите, не допускается к подготовке дипломной работы. В ряде случаев может быть поставлен вопрос об отчислении студента из университета. На студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка, руководителями предприятия, организации или учреждения могут налагаться взыскания, о чем сообщается ректору университета. В отдельных случаях ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из университета. С момента зачисления студента на рабочие места в период практики на него распространяется общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на данном предприятии.
Содержание практики
В ходе преддипломной практики студент должен получить профессиональное представление и приобрести профессиональные навыки работы в экономических, финансовых и управленческих отделах, службах и подразделениях, используя теоретические знания, полученные в процессе учебы. Необходимо, чтобы до начала практики студент определился с темой дипломной работы. В начальный период преддипломной практики студент должен выполнить следующее: - изучить структуру предприятия, организации и технологии производства, основные функции производственных, экономических и управленческих подразделений; - провести анализ формирования корпоративного управления в компании; - изучить работу органов управления и корпоративного контроля; - сделать обзор практики информационной прозрачности и защиты собственности в компании; - дать оценку экономической значимости, социальной ответственности и эффективности производственной и управленческой деятельности; - изучить и проанализировать планирование производства и сбыта продукции; - провести анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства; - изучить материально-техническое и кадровое обеспечение производства; - оценить номенклатуру и качество выпускаемой продукции; - изучить механизм формирования затрат, их эффективности и ценообразования;
- определить финансовые результаты деятельности предприятия; - проанализировать информационное обеспечение управления предприятием; - изучить выработку вариантов, оценку и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом; - провести анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением; - проанализировать качество управления с позиций эффективности производства.; - определить круг своих профессиональных интересов, совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия уточнить направление и тему дипломной работы. После выбора и утверждения темы дипломной работы и получения от научного руководителя задания на ее выполнение перед студентом ставятся следующие задачи. Студент должен: - изучить научную и специальную литературу, законодательные и нормативные документы и материалы по проблеме, выбранной для выполнения дипломной работы; - изучить имеющийся в отечественной и зарубежной экономике опыт и определить возможности его использования при изучении проблемы; - на основе знания экономико-математических методов и умения пользоваться вычислительной техникой обосновать алгоритмы решения отдельных задач дипломной работы; - собрать, обработать, проанализировать первичную экономическую информацию по теме работы, выполнить все необходимые практические расчеты, используя выбранные алгоритмы и необходимые программы; - используя результаты, полученные в процессе анализа и обобщения исходных материалов, подготовить обоснованные выводы, рекомендации и предложения и представить их на обсуждение специалистов отдела, службы, подразделения. Преддипломная практика заканчивается написанием и предоставлением руководителю и на кафедру отчета о преддипломной практике.
1.6. Примерный тематический план преддипломной практики
1. Общая характеристика предприятия. 2. Организационная структура управления. 3. Корпоративное управление и корпоративное право.
4. Управление производством. 5. Управление персоналом. 6. Информационная система управления. 7. Экономические службы и финансовое состояние предприятия. 8. Управление маркетингом.
Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить: - организационно-правовую форму; - цели и задачи предприятия; - масштаб деятельности предприятия; - структуру капитала компании; - уровень корпоративного управления; - миссию и имидж предприятия; - характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта; - географическое положение, климатические и природные условия предприятия; - степень механизации и автоматизации производства и процессов управления; - уровень специализации, кооперирования и концентрации производства; - организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними); - производственную структуру предприятия (технологический аспект); - стратегию и тактику управления предприятием; - уровень организационной культуры. Организационная структура управления. По данному разделу студент должен изучить: - организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы; - характер организационных отношений между структурными подразделениями; - компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения; - методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне; — структуру и функции аппарата управления предприятия; - регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями; - эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования. Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия. Корпоративное управление и корпоративное право. В данном разделе студент должен проанализировать: - структуру и уровень корпоративного управления; - деятельность органов управления; - эффективность деятельности органов корпоративного контроля;
- соответствие корпоративного управления международным стандартам и российскому Кодексу корпоративного поведения; - обеспечение прав собственников и других заинтересованных лиц; - информационная прозрачность; - пути урегулирования корпоративных конфликтов; - методы обеспечения положительной репутации и имиджа компании; - система управления рисками; - механизм принятия решений по крупным сделкам. Управление производством. Данный раздел предполагает изучение: - производственной функции предприятия; - структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля; - оперативного планирования выпуска продукции; - нормирования труда и управления запасами; - календарного планирования и диспетчеризации производства; - мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора; - управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена. Студенту необходимо: - ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению; - изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии; - проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений; - проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность; - ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли); - дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия; - изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку. Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе: - профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала); - планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала); - процесс подбора кадров руководителей и специалистов; - систему материального и морального стимулирования персонала; - систему стимулирования менеджмента; - функции управленческого персонала; - требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки; - систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.); - методы повышения эффективности управленческого труда. Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить: - массивы информации; - коммуникационный процесс; - механизм обеспечения информационной безопаснсоти. - коммуникации между уровнями управления и подразделениями; - коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.); - характеристику общей схемы информационных потоков в организации; - информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации); - средства передачи и преобразования информации; - документооборот предприятия и его характеристику; - организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия; - пути устранения недостатков коммуникационного процесса; - совершенствование коммуникаций в организации. Экономические службы и финансовый менеджмент. По этому разделу студенту необходимо: - изучить структуру и содержание деятельности экономических и финансовых служб; - оценить правильность финансовой отчетности; - ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования; - приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия; - на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия; - оценить возможности роста капитализации компании; - изучить возможность привлечения инвестиций; - изучить риск враждебного поглощения; - изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности; - осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы; - изучить возможность вывода активов предприятия; - проанализировать работу органов контроля по финансовым вопросам; - внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых решений. Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете: - задачи службы маркетинга; - систему организации службы маркетинга; - задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы; - анализ маркетинговой среды фирмы; - структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС); - планирование продукции и товарную политику; - управление качеством товара; - стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб; - инновационную политику; - ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии; - роль посредников в товародвижении; - условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта; - требования к торговым посредникам; - планирование продвижения товара на рынке; - коммуникационную политику фирмы; - основные методы реализации изделий (услуг); - стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность; - инструменты стимулирования сбыта; - ценовую политику и конкуренцию; - факторы, определяющие решения по ценам; - ценовую рекламу; - ценовые гарантии и особые соглашения; - определение цен на новые изделия и их поведение на рынке; - систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия; - предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|