Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 12. Профессиональное выгорание педагога




 

Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться по двум основным направлениям. Первое направление заключается в активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и т.д. С другой стороны профессия может оказывать влияние на личность, изменяя и развивая ее. Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название профессиональная деформация. В качестве таких последствий выступают нарушение целостности личности, снижение ее адаптивности и профессионально–эффективного функционирования (Руденский Е.В., 1999). Одним из негативных проявлений профессиональной деформации личности, как считают исследователи (В.В. Бойко, 1996, Т.В. Большакова, В.Е Орел, 2002, А.К Маркова, 1996), является синдром «психического выгорания».

Профессиональный труд педагога, как показывает анализ научной литературы и практики педагогической деятельности, отличает высокая эмоциональная нагруженность. Эмоциогенные факторы деятельности педагога по своей природе могут быть как объективными, так и субъективными. По существу эмоциогенность заложена в самой природе преподавания. Причем спектр эмоций весьма разнообразен: это и удовлетворение от удачно проведенного урока, и удовлетворение от похвалы коллеги, и радость от успехов подопечных или коллег, и огорчение от сорванного занятия, гордость избранной профессией и разочарование в ней и т. п.

Именно на нарастающее чувство неудовлетворенности избранной профессией или отсутствие перспективы профессионального роста списывают обычно, руководствуясь «здравым смыслом», резкое снижение уровня квалификации работающих преподавателей и повышение фактора риска психосоматических расстройств. Хотя не исключено, что испытание на эмоциональную прочность происходит при переживании не только отрицательных, но и положительных моментов и в данном случае закономерным становится вопрос: являются ли эмоциогенные формы профессиональной дезадаптации работающих педагогов характерным признаком организации данного вида труда или проявлением их профессиональной непригодности.

Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации педагога (как следствие непереносимости эмоциональных перегрузок) связано с тем, что все большее число представителей данной профессии обращаются к медикам с жалобами на психологический дискомфорт и душевные волнения, которые приводят к разного рода нарушениям соматического здоровья.

Проведенные в конце 90-х годов рядом ученых исследования, связанные с выявлением роли эмоций в профессиональной деятельности педагога, свидетельствуют о том, что данная проблема в последнее время приобретает особую актуальность. Одним из наиболее важных вопросов в структуре данной проблемы является сохранение в течение преподавательской карьеры эмоционального «запала», так как в последние десятилетия выявлен феномен «психического выгорания» лиц, работающих в профессиях типа «человек – человек», в том числе и в педагогической деятельности.

Психическое выгорание определяется как состояние физического и психического истощения, вызванного длительным пребыванием личности в эмоционально перегруженных ситуациях. Психическое выгораниепонимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее выполнения.

Психическое выгорание широко исследуется в зарубежной психологии уже более 25 лет. В отечественной психологии интерес к феномену «выгорания» возник относительно недавно, в связи с чем проблематика данного синдрома не получила пока еще должного рассмотрения. В зарубежной литературе этот синдром называется английским словом burnout. Этот термин сопоставим с такими русскими эквивалентами, как «сгорание», «затухание горения», «выгорание» и т.п.

Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром психического выгорания (burnout) обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личностной деформации специалиста под влиянием затяжных профессиональных стрессов.

Синдром психического выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты – следствие экстремальной высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Согласно концепции зарубежных исследователей «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Вторая составляющая – деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным, ученикам и др.

Третий компонент психического выгорания – персональные достижения (редуцирование личных достижений). Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, редукции значимости собственных достижений и успехов, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности, в отстранении от обязанностей по отношению к другим и своему делу.

Говоря о шкале личных достижений, нельзя не учитывать особенности становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом неадекватности своих знаний и умений требованиям практической деятельности и естественно обусловливает определенное повышение напряженности относительно собственных успехов и достижений. Невнимание к этому явлению приводит к ошибочной интерпретации у начинающих специалистов низких баллов по шкале «персональные достижения» как симптомов выгорания. Между тем выгорание подразумевает не реально низкий уровень профессиональных достижений, а сниженную самооценку значимости действительно достигнутых результатов уже сформировавшимся специалистом и вторичное снижение продуктивности из-за изменения отношения к работе.

Проведенное еще в 20-х гг. исследование позволило детально изучить условия и механизмы возникновения профессиональной дезадаптации преподавателей, в связи с этим профессия «преподаватель» выделена в группу «профессий высшего типа» по признаку «необходимости постоянной и внеурочной работы над предметом и собой». Анализ показал, что группа высших профессий «совершенно особая», если обратить внимание на:

1) моменты и условия работы – работа «всегда новая», ряд моментов совершенно недоступен внешнему наблюдению и учету, а доступные моменты требуют особого психологического анализа;

2) аппарат, производящий эту работу – результат зависит от характера и свойств исполнителя;

3) значение для производства каждого работника – необходимо путем специальной подготовки развивать до совершенства психические и физиологические способности, ибо в противном случае совершается «насилие над психикой» и как результат – «подавленность, измученность, раздражительность»;

4) роль, которую работа играет в психофизиологической жизни каждого работника, т.е. какие эмоции могут быть психофизиологическим следствием такой работы: в первую очередь переутомление из-за «высокого участия волевого стимула» и постоянной активной работы сознания, большого количества внеурочной работы и все это усугубляется частой напряженностью в виде «специфических эмоций».

Было установлено, что синдром может проявляться в следующих формах: чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек чувствует невозможность отдаться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам); негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства.

После того, как феномен психического выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его. Выделяют три фактора, играющие существенную роль в профессиональном выгорании;

1) личностный фактор – была выявлена взаимосвязь мотивации и «сгорания». В расчет брались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность зарплатой, чувство значимости себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Прямой связи «сгорания» с удовлетворенностью зарплатой не найдено, но остальные показатели связаны с развитием данного синдрома, т.е. синдром развивается быстрее, если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, существует неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку, а так же, если преобладает недостаток автономности («сверхконтроль»). К «сгорающим» также были отнесены «трудоголики» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей и построению служебной карьеры);

2) ролевой фактор – получены значимые корреляции между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и «сгоранием». На счет данного фактора отнесены те профессиональные ситуации, в которых совместные действия в большей мере не согласованы, когда нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как продукт труда зависит от слаженности действий. В этих условиях профессионал необязательно удовлетворяет своим ожиданиям, даже если он «потратил немало времени и переусердствовал, рассчитывая на самовосстановление». При анализе уровней «сгорания» в двух группах испытуемых было обнаружено, что работа в ситуации распределенной ответственности, где сильно выражено «коллегиальное начало», ограничивает развитие «сгорания» несмотря на то. что рабочая нагрузка может быть существенно выше;

3) организационный фактор – «сгорание» связано с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны вышестоящих не соответствует содержанию работы, так же развитию «сгорания» способствует неопределенность или недостаток ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...